Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №97. Трефолой на сентябрь – август, с избранными проложными чтениями

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Перв. четв. XVII в.
  • Кол-во листов: 451 л.
  • Примечания: Датировка. Перв. четв. XVII в. Вод. зн.: 1) Два гербовых щита, над которыми – литера «А» (см. парные зн. на л. 42, 44 – типа: Каманин, № 931 – 1615, 1616 гг.); 2) Страсбургская лилия (см. парные зн. на л. 4, 12 – подобный: Каманин, № 609 – 1613, 1614 гг. и на л. 39, 440 – подобный: Каманин, № 603 – 1615, 1616, 1618 гг.); 3) Топор в гербовом щите, сверху – одноглавый орел (см. л. 227, 229, 233 – подобный: Каманин, № 569 – 1613 г.); 4) Рожок в гербовом щите, под литерой «В» (см. парные зн. на л. 253 – подобный: Каманин, № 765 – 1612 г. и на л. 254 – подобный: Филиграни XVII в. по старопечатным книгам Украины и Литвы, № 658 – 1614 г.); 5) Гербовый четырехчастный щит, с собакой (?) и орлом (см. л. 377 – подобный: Каманин, № 847 – 1614, 1615 гг., № 849 – 1615 г.; Лауцявичюс, № 1173 – 1616 г.); 6) Гербовый щит под небольшой короной, в поле – неясное изображение (см. л. 378, 385, подобный зн. в справочниках не выявлен).
    Блок. 451 л. (I–II + 444 л. + л. 10а, 31а–г); л. 10а, 31а–г – XIX в., без текста. 1˚ (27,8 × 18). В книге, судя по писцовой нумерации тетрадей, отсутствуют 3 первых тетради целиком и 5 листов от 4-й тетради, т. е. – 29 л. Л. I, II принадлежали несохранившемуся началу: л. I (по старой писцовой нумерации – л. 19) сохранился в виде двух фрагментов и содержит песни 6–8 второго канона службы Архангелу Михаилу (6 сентября); на л. II– II об. фрагмент 9-й песни канона Предпразднства Рождеству Богородицы (7 сентября), от слов «град предпрославленный Царев наздася…» до «от праведных днесь, Иоакима и Анны, Богородица Мария»).
    Письмо. Полуустав нескольких почерков.
    Переплет. XIX в. Доски в тисненой коже. Застежки и верхний край корешка с капталом утрачены, нижний угол передней крышки обломан.
    Художественные особенности. На л. 375 об., 444 об. концовки плетеного орнамента, двойным контуром на черном фоне (последняя концовка – с изображением крыльев херувима); перо, чернила, киноварь. На л. 259 концовка с изображением руки; перо, чернила. Инициалы киноварные, некоторые украшены стилизованной растительностью; с л. 435 и далее киноварные инициалы «неовизантийского» типа. Вязь в заголовках.
    Содержание. «Трефолой» (сборник избранных служб) годовой, без начала, от службы Рождеству Пресвятой Богородицы до службы Усекновению главы св. Иоанна Предтечи (л. 424–434 об.). Из русских и славянских статей включена лишь служба вмц. Парасковии «сербыняни Пяткы» (л. 69 об. – 83 об.). Имеется ряд служб на дни Триоди цветной. В конце – проложные чтения на избранные праздники года: память преп. Симеона Столпника с матерью его Марфой, Успение Иисуса Навина и Страсть святых дев мучениц и постниц с учителем их дьяконом Амоном – 1 сентября (л. 435–436); Рождество Пресвятой Богородицы – 8 сентября (л. 436–436 об.); Воздвижение Честнаго Креста – 14 сентября (л. 436 об. – 437); Преставление св. ап. Иоанна Богослова – 26 сентября (л. 437); память вмц. Парасковии Петки – 14 октября (л. 437–438); память вмч. Димитрия Солунского и Воспоминание землетрясения – 26 сентября (л. 438–438 об.); Собор Архистратига Михаила – 8 ноября (л. 438 об. – 439); Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (л. 439–439 об.); память свт. Николая Мирликийского, чудотворца – 6 декабря (л. 439 об. – 440 об.); Рождество Христово – 25 декабря (л. 440 об.); Обрезание Господа нашего Исуса Христа – 1 января (л. 440 об. – 441); Крещение Господне и Богоявление – 6 января (л. 441–441 об.); Страсть 40 Севастийских мучеников – 9 марта (л. 441 об. – 442); Благовещение – 25 марта (л. 442); память вмч. Георгия Победоносца – 23 апреля (л. 442 об.); память первоверховных апп. Петра и Павла – 29 апреля (л. 442 об. – 443); «Огненоносное въсхождение на небеса» пророка Ильи – 20 июля (л. 443–443 об.); Преображение Господне – 6 августа (л. 443 об.); Успение Пресвятой Богородицы – 15 августа (л. 444–444 об.); Усекновение главы св. Иоанна Предтечи – 29 августа (л. 444 об.).
    Записи и владельческие пометы. На л. 444 об. после окончания текста, скорописная писцовая запись: «[Господи Исусе] Христе, Боже наш, восякому бо еси делу благу початок и конец». К л. 277 была подклеена снизу полоска бумаги с пометой (скорописью XVII в., вложена): «Писал рукою в дни Святаго поста Рождество Христово месяца декабря 13 день». На обороте этой полоски той же рукой: «Семеон Попенко писал рукою уа(л)асною у попа Ивана от Белховец в дни Святаго поста месяця април(я) 2 день в лето 7174 [1666 г.]» и ниже: «Аз Семеон Попенко [зачеркнуто] писал рукою». На л. 401 тем же почерком владельческая запись: «Сия книга попова от Белховец». На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=936».
    Сохранность. На последних листах книги следы воздействия влаги. Сшивка блока нарушена, большинство листов отделились от переплета, края ветхие.
    Дополнительные сведения. Болховец – не сохранившийся до наших дней город-крепость в районе Белгорода, основанный в 1646 г. В качестве стратегического военно-оборонительного пункта он перекрывал земляным валом, шедшим от Болховца к Карпову, главный путь для татарских вторжений в Россию – Муравский шлях, а также обеспечивал безопасность от татарских набегов ключевой город засечной черты – Белгород