Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №96. «Златоуст» годовой

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 1644 г.
  • Кол-во листов: 390 л.
  • Примечания: Датировка. 1644 г. Вод. зн.: Крепостные ворота в лавровом венке, с контрамаркой «IR» (подобный: Дианова, Костюхина, № 35 – 1644–1646 гг., но у знака в альбоме не учтена контрамарка).
    Блок. 390 л. (I–II + 388 л.); л. I, 388 – XIX в., защитные. 1˚ (30 × 19).
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. XIX в. Доски, обтянутые холстом, крашеным под кожу; с двумя застежками (верхняя без замка).
    Художественные особенности. Инициалы простые, киноварные. Вязь в заголовках. На л. 6 оставлены 5 чистых строк для заставки.
    Содержание. «Златоуст» годовой, традиционного состава – за исключением отсутствия некоторых слов в будние дни (например: вторника – четверга 1-й седмицы Поста, субботы 2-й седмицы, среды и четверга 3-й и т. д.), для которых приведены лишь указания на них со ссылкой на чтения после недели «всех святых». Предваряется Оглавлением («Главы настоящеи книги сеи, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Коньстянтина града, Златоустаго»), 103 гл.: от недели мытаря и фарисея («Притча евангельская») до 36-й недели по Пятидесятнице включительно (л. 1–5). Последние две главы находятся не на месте: гл. 102: «Поучение святых отец о празницех Господьских», нач.: «Святии отци уставиша постныя дни по научению Господню...» (л. 380–381) должна была читаться в 4-ю неделю по Пасхе, а гл. 103: «Во Святую и Великую неделю Пасхи слово Иоанна Златоустаго о Воскресении Христове», нач.: «Въста в 3 день Господь наш Исус Христос, жизнь мирови даруя...» – на Пасху (л. 381–387).
    Записи и владельческие пометы. На л. II об. пером и киноварью нарисованы розетка с 11 лепестками, каждый из которых разделен еще на 3 сектора, и «сердцевиной», внутри которых выполнена запись: «Сия богодохновенная книга иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриархъха Коньстянтина града, рекомая Златоуст всегодовои неделнои, повести соборныя [по буквам в каждом из секторов, далее – вязью в центральном круге] Ивана Оведиева сына»; на лепестках розетки указана дата: «Написана в лето 7153 [1644 г.] месяца ноембриа 1». На л. II поздняя владельческая запись: «Сия книга Вышне-Волочков купца Ивана Дмитриева, сына Кочкина»; ниже, тем же почерком: «Генерал аншеф». На нижних полях л. 1 об. – 4 запись: «Сия книга», на л. 4 об., 7–41, 45 другая запись мелкой скорописью, стертая и замазанная (олифой?), читаются отдельные слова: «неотходна» (л. 31), «Пресвятыя Богородицы, а подписал сию книгу» (л. 34–6), «крестьянин» (л. 39). На верхнем поле л. 56 стертая и замазанная скорописная запись (не восстанавливается). На л. 387 об. многочисленные записи скорописью перв. пол. (?) XVIII в.: «Сия книга, глаголемая Златоуст, церковная»; «…божьих и великих московских чюдотворцев Петра, Алексея, Ионы, Фили(ппа) московских чюдотворцев», «К сеи (?) книге руку приложил»; «Книга Златоуст»; «Государь боярин Зуе[въ]». На обороте нижней крышки переплета старые номера: «216» (карандаш), «131» и номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1112».
    Сохранность. На листах следы воздействия влаги, большинство отделяются от блока. Чернила разрушают бумагу (на л. 194, 200, 206–208, 210–213, 217–220, 226, 229–235, 247 значительные утраты текста), л. 67 разорван у корешка, отделяется от блока