Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №95. «Златоуст» годовой, с дополнительными статьями

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 1600 г.
  • Кол-во листов: 483 л.
  • Примечания: Датировка. 1600 г. Вод. зн.: 1) Маленький герб, в поле – концентрические дуги в три ряда («Герб Кронштадта») (см. парные зн. на л. 6, 15 – типа: Briquet, № 2177 – 1598 г.); 2) Топор в гербовом щите (см. л. 33 – подобный: Лауцявичюс, № 1652 – 1598 г., Каманин, Витвицька, № 274 – 1592, 1593 гг.); 3) Маленький герб с двойным полем, в одной из половин – орел (см. парные зн. на л. 143, 154 и на л. 365, 374 – подобные: Briquet, № 919 – 1580, 1585–1591 гг.); 4) Маленький герб, в поле – крест (см. парные зн. на л. 193, 194 – в справочниках не выявлен); 5) Крепост ные ворота, с литерой «С» (см. парные зн. на л. 221, 264 – подобный: Piccard, т. 3, Х, № 397 – 1594 г., но в альбоме литера «J»); 6) Страсбургская лилия в гербовом щите (см. л. 471 – подобный: Piccard, т. 13, II, № 969 – 1595 г.)
    Блок. 483 л. (482 л. + л. 123а); л. 123а – с основным текстом (сбой нумерации). 1º (30,3 × 18,8). Между л. 475 и 476 утрачены несколько листов.
    Письмо. Полуустав нескольких почерков.
    Переплет. ХIХ в. (?) Доски в тисненой коже, застежки утрачены. Обрез тонирован красной краской.
    Художественные особенности. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках.
    Содержание. «Златоуст» (загл.: «Книга чтение святаго Иоанна Златаустаго, патриарха Костянтина града, со Богом начинаем. Подобает же ведати, яко преже мясопуста за две недели начинаем моли(тву), начиная чести всякую книгу четью»), предваряется начинательной молитвой преп. Ефрема Сирина (перед чтением книги): «Господи, Исусе Христе, отверзи ми уши и очи сердечнии, и услышати слово Твое...» (л. 1). Помимо традиционных слов «Златоуста», учтенных Т.В. Черторицкой [Черторицкая, с. 348–363], в состав включены статьи: «Слово Акафисту, сиречь неседално(у), повесть полезна от древняго списания сложена, воспоминание являющи преславно бывшаго чюдеси, егда перси и варвари царьствующии град облегоша бранию... Стих. Песньми неусыпными благодарьствуют тебе град твои...», нач.: «В лета Ираклия, царя греческаго, Хозрою, иже перскую власть имыи...» – «Повесть о неседальном» Синаксаря в пятницу пятой нед. Великого поста; читается в Торжественнике (л. 91–98 об.); «В неделю Цветную Поучение Иоанна Златоустаго», нач.: «Братие, преплывше яко морскую пучину постное се течение...» – слово свт. Климента Охридского в Цветную неделю [Творогов, 1988, с. 209] (л. 121 об. – 123); «В понедельник Страстьныя недели. Слово святаго отца нашего Василия Кесариискаго о святем посте», нач.: «Вострубите, рече, в новомесячную трубу, в нарочитыи день праздника нашего…» – слово Василия Кесарийского о посте («Беседа 1 Книги о постничестве»; изд.: Василий Великий. Книга о постничестве. Острог, 1594 г.), входит и в состав «Измарагда» (л. 125–126); «В тои же день слово святых апостол, иже от Адама во аде к Лазорю», нач.: «Воспоим, дружино, песньми днесь, а плачь отложим...» – Слово о воскресении Лазаря в 6-ю субботу Великого поста (л. 126–128); «Во святыи Великии пяток Страстьныя недели слово о Распятии Господа нашего Исуса Христа, иже прия страсть волную за весь мир»; нач.: «Тако и сам Господь повеле пети, егда в Распятии Христове Иосиф с Креста снем…» (л. 147–148 об.); «Поучение в Великую субботу после нефимона от священник ко всем православным христьяном», нач.: «Благословляем вас всех православных христьян, мужеи и жен и детеи ваших...» (л. 158 об. – 164); «Воспоминание Страстеи Господа нашего Исуса Христа, еже написа нам Иосиф и Никодим жидовским языком, иже снемше со Креста, погребоша тело Исусово в лето же великаго царя Феодосиа, в 17 лето царства его, и преложиша сия из евреиских книг на греческиа книги вся, елика содеяшася при Понтиистем Пилате», нач.: «В лета царства Тивириа кесаря, царствующем в Риме и обладающу всею вселенною...» – апокрифическое «Евангелие Никодима», вторая полная редакция [Кобяк, с. 120–123] (л. 164–189); «В ту же неделю. Слово святаго отца нашего Кирила о испытании ребр Господних Фомы апостола», нач.: «Днесь ветхая вся конец приаша, и се быша вся нова…» – слово свт. Кирилла Туровского на антипасху [Творогов, 1988, с. 210] (л. 193 об. – 196 об.).
    Дополнительные статьи: «Слово святаго Иоанна Златаустаго о Святеи Троицы и о твари, и о суде, и о покаянии», нач.: «Подобает нам, братие, присно собирающеся в церковь Божию с любовию...» – Слово о Святой Троице Климента Охридского [Климент Охридски, c. 620–659; Каталог гомилий, c. 103, № 298] (л. 375–384); «Слово святаго отца нашего Мефодиа Катаньскаго [так!] сказание о последних летех», нач.: «Ведомо же буди всем, яко д(е)вое бе Адам и Ева, егда изгнани беста из рая. В пятое [так!] на десять лето по изытии ею из рая...» – Откровение сщмч. Мефодия Патарского (л. 384–408 об.); «Месяца сентябриа в 15 день. Страсть святаго Христова мученика Никиты», нач.: «Во время оно бысть муж богомудрен...» – Торжественник минейный, 15 сентября (л. 420 об. – 425 об.); «Месяца сентябриа в 15 день. Слово о возвращении святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова от Патма острова во Ефес град», нач.: «Умершу же царю, заточившему ны в Патмь остров...» – окончание Жития св. ап. Иоанна Богослова, (л. 431 об. – 436); «Месяца октября в 6 день. Деяние святаго апостола Фомы», нач.: «В та времена, в нихже беяху вси апостоли во Иерусалиме...» (л. 436–442); «Мучение святаго апостола Фомы», нач.: «Жена Муздрея царя, слышав о божественем Фоме апостоле, отаи своего мужа...» (л. 442–447); «Месяца ноября в 27 день. Мучение святаго мученика Иакова Перскаго многострадалца», нач.: «Живяше же блаженныи Иаков в Вилатасце граде...» (л. 452 об. – 462); «Слово о житии преподобнаго отца нашего и Зосимы Соловецкаго чюдотворца, и о зачале монастыря того, понеже бо зачатся жительство во острове морском, зовомыи Соловки, жителем и началом раба божиа Саватия и Германа некоего, боголюбиваго мниха», нач.: «Бысть во дни благочестиваго великаго князя Василия Васильевича Володимерскаго...» – Житие препп. Зосимы и Савватия Соловецких, 17 апреля (л. 462–471); Чудеса свт. Николая Мирликийского, чудотворца: «о сыне Агрикове Василии» (л. 471–475 об.), «чудо о половчине» (л. 476–478 об.), «о трех друзех» (л. 479–481).
    Записи и владельческие пометы. На л. 481–482 послесловие: «(Л)ета 7108-го [1600 г.] геньваря в 12 написана бысть сия книга, глаголемая Златауст в храм святаго и великаго Богоявлениа Господа нашего Исуса Христа милостию и изволением Пречистыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа и Владыки Господа Бога и Спаса нашего, Вседержителя, Творца небу и земли и вся, яже в неи, и всех святых, благоугодивших тебе, во веки, аминь. И повелением раб божиих церковных прикащиков великаго Богоявления изо Кстовы старосты Михаила Федорова, сына квасника, да Иосифа банника и всех прихожан богоявленьских во Кстову, при благоверном и христолюбивом и Богом хранимом царе и государе великом князе Борисе Феодоровиче всеа Руси, и его благоверныя царицы и христолюбивыя великиа княгини Марии, и при их благородных чадех царевиче князе Феодоре и царевны княжне Аксеньи, и при патриярхе Московском и всеа Руси Иеве, и при власте(те)лех Псковских при князе Андреи Ивановиче Голицыне, да при дьяке Сулеше Степановиче Щербачеве, да при Псковском и Изборском епископе Геннадии, и протопопе Саввы, и протодиаконе Исидоре, и при Богоявленских священницех во Кстове Григор(ь)е Еустратьеве, и Гавриле Никитине, и диаконе Леонтее Алексееве, и понамаре Петре, а писал сию книгу Златауст многогрешныи и непотребныи, грубыи разумом и недостоиныи смыслом, овца заблудящая, непокрытая храмина, сухии кладязь, ленивыи раб Матфеико Степанов, богоявленьскии диачек изо Кстовы. И вы, господие мои, отцы и братие, старии и юнии, кто станет по сеи книги честь, чтите, с разсужением исправливаючи, как Бог вас вразумит, а меня, многогрешнаго и лениваго раба, не клените, или где в какове слове во описи и в недописи. И аще учнет кто поносити мое злое окаяньство, да судит ему Господь в сем веце и в будущем. Птица рада весне, а рыба воды, и младен(ец)ъ матери, а писец скончаниа (кни)ги сия». На л. I помета: «84в» (карандаш); на обороте нижней крышки переплета: «55» (карандаш), номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1113», «132» (чернила).
    Сохранность. Л. 24, 47 отделились от блока. Часть листов книги подклеены.
    Дополнительные сведения. Богоявленская церковь в Кстове (Псков, угол стены Среднего города, выходящий к р. Пскове) упоминается в летописях с 1397/98 гг.; существовала еще в конце XVII в., до наших дней не сохранилась.
    Библиография. Сметанина, с. 369 (№ 52); Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. Москва, 1997. С. 140; Зуев М.И. Записи на Псковских рукописных книгах XVI в. из собрания Е.Е. Егорова, как исторический источник // Кирилло-Мефодиевские традиции в Пскове : материалы Третьих чтений 13 мая 2014 г. Псков, 2014. Сн. 16; Усачев А.С. Коллективные заказчики русских рукописных книг в XVI в. // Отечественные архивы. 2014. № 1. С. 35 (публикация фрагмента выходной записи); Он же. О географии написания русских рукописных книг в XVI в. (материалы к истории книги в России) // Петербургские славянские и балканские исследования = Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2015. № 1. С. 155