Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №94. «Тактикон» Никона Черногорца

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Перв. четв. XVII в.
  • Кол-во листов: 493 л.
  • Примечания: Датировка. Перв. четв. XVII в. (не позднее 1613 г.). Вод. зн.: 1) Кувшинчик одноручный, с виноградом над крышкой и литерами «GD» на тулове (см. парные зн. на л. I, II, 487 – близкий: Тромонин, № 1678 – ок. 1640 г. и на л. 13а, 87, 489 – близкий: Дианова, Костюхина, № 644 – 1623 г.); 2) Кувшинчик одноручный, с литерой «М» на тулове (см. л. 318 – подобный: Лихачев, № 4251 – 1615 г.).
    Блок. 493 л. (I–II + 490 л. + л. 13а); л. I–II, 487–490 – защитные, современны рукописи. 1˚ (30 × 19). На верхних углах листов черными чернилами проставлена более поздняя кириллическая нумерация.
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. Нач. XVII в., современен рукописи. Доски в тисненой коже; застежки утрачены. Каптал плетен из шелковой желтой нити, фрашкеты – из пергамена.
    Художественные особенности. На л. 1 об. выходная миниатюра с изображением Никона Черногорца в рамке широколиственного орнамента, на л. 2, 8, 14, 25 заставки чернофонного «старопечатного» орнамента, в красках (в заставке на л. 2 рис. в основании «древа» – рис. человеческой головы). Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках. На л. 64 в тексте рисунок Голгофского креста (перо, киноварь).
    Содержание. «Тактикон» Никона Черногорца. Открывается Предисловием, озаглавленным: «Сия книга настоящая есть преподобнаго отца нашего Никона творение, яже наречена бысть Такти(к)он, яже есть чиновная, мерило праведное, извет истинныи, свет – ум, око – словес зерцало, совести тме светило, слепым вождь, припутен ум – прикрушен помысл, пастырь стаду, кораблю кормчии, волком ловец, татем пес, враном сокол, древу секира, уму крепость и разум слову хитрость, и ответ, которы(и) Праведному судиа по достоиньству сматряа, яко от степени на степень и от разума в разум и от силы в силу, смерть и живот в руце языка, чин словеси всякому и притча ищи от Бога начати и в Бозе кончати» (заглавие, заимствованное из «Мерила праведного»), нач.: «Сие трудолюбие сея книги...» (л. 2–7); Оглавление: «Въ образник преимея монастырское же и иноческое устроение, изложен же и предан от узаконенных и божественных писании, преднаписан же в чину и с предисловием» (40 гл., л. 8–13); Предисловие второе, загл.: «Вина преднаписаных събор соединениа и одеяние мантии», нач.: «Се ныне изложено нами благодатию Божиею...». (л. 14–24); «Типикон» Никона Черногорца, загл.: «Правительник со Богом, рекше Типик, от Божественных писаний избран о устроении преданных нам образ от святых отец во спасение душам, и писанием въдан, иже под нами братиам» (л. 25–486 об.).
    Записи и владельческие пометы. На нижнем поле л. 2, 18, 47, 50, 94 вкладная запись 1613 г. Капитона, игумена Сырьевской Воздвиженской пустыни Олонецкой епархии, в Сийский Антониев монастырь: «Лета 7122 декабря вложился в дом Живоначалные Троицы и преподобнаго Антоун(и)я на Сию Сыр(ь)ивского монастыря игумен Капитон по своеи души». На л. I молитва (почерком писца): «Господи, Господи, отверзи очи слепцу от рожьства, отверзи очи ума моего, еже с разумом писати и почитати божественная писаниа, яко благословен еси во векы, аминь». Там же (красным карандашом, гражданским письмом): «Прав(ила) преп(одобнаго) Никона и иноч(еского) устроения»; внизу листа (синим карандашом, гражданским письмом): «Тактикон. Творение преп(одобного) Никона, собрание от бож[ественных] отец правил жития постническаго, в немже Типик». На нижних полях л. 214 об. – 215 читательская помета: «зри здесь» (скоропись XVII в.). На л. I старые номера: «№ 3», «80/76» (карандаш), «№ 1761», «1741»; на обороте нижней крышки номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=518»; тем же карандашом (в две строки): «№ 989. 1893 (г.)»; внизу: «3934» (карандаш, зачеркнуто).
    Сохранность. Л. 215 отделился от блока.
    Дополнительные сведения. Игумен Капитон Сырьвской пустыни упомянут у П.М. Строева под 1614 г. [Строев, стб. 1003]. В Описи 1636 г. Антониева Сийского монастыря рукопись не значится [Ундольский, с. 33–34]