Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №9. Евангелие от Матфея и Марка с толкованиями блаж. Феофилакта Болгарского.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Втор. четв. XVII в.
  • Кол-во листов: 375 л.
  • Примечания: Датировка. Втор. четв. XVII в. Вод. зн.: Лев в гербовом щите под короной, с литерами «SI» под гербом и контрамаркой «AN» (см. парные зн. на л. 11, 91 и на л. 264 – подобные: Дианова, Костюхина, № 866 – до 1642 г.). Та же бумага в Минее четье на июль месяц: РГБ. Ф. 98. № 40 – втор. четв. XVII в. Посл. четв. XVIII в. (л. I, 373, 374). Вод. зн.: 1) литеры «ЯМАЗ» (подобный: Участкина, № 470 – 1764 г.); 2) литеры «СТ» и «ВФ» в рамках (подобный: Участкина, № 482 – 1779 г.)
    Блок. 375 л. (I + 374 л.). 1º (33,3 × 20,5); л. I, 373, 374 – защитные, XVIII в. Между л. 11 и 12, 267 и 268 вырезаны листы.
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. Сер. XVII в. (современен рукописи). Доски в тисненой коже, верхняя застежка утрачена, у нижней фигурный замок (прикреплена к крышке полукруглым фрагментом медного орнаментированного оклада). Края корешка дублированы кожаными накладками. Верхняя крышка повреждена жучком. К обороту верхней крышки переплета приклеены 2 фрагмента листов московской старопечатной книги XVII в. (на одном – фрагмент Слова на Крестовоздвижение, 14 сентября); сходная тематика и на обклейке нижней крышки переплета (рукописный текст, полуустав кон. XVI – нач. XVII в.).
    Художественные особенности. На л. 37 заставка и инициал чернофонного «старопечатного» орнамента (перо, чернила, краски, золото). На л. 12, 17, 268 инициалы того же типа (перо, чернила). Остальные инициалы простые, киноварные, некоторые – украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках.
    Содержание. Евангелие от Матфея (л. 12–264) и Марка (л. 265–372), с толкованиями Феофилакта Болгарского. В начале: Предисловие «Евсевия Карпиану, возлюбленному брату, о Господе радоватися», нач.: «Аммонии убо александрянин много прилежание и тщание, якоже подобает, привед...» (л. 1–2), Оглавление Евангелия от Матфея, 68 гл. (л. 2–3 об.); Предисловие Феофилакта Болгарского к Евангелию от Матфея, нач.: «Первие убо закона они божествении мужие не грамотою и книгами учахуся...» (л. 3 об. – 5 об.); Предисловие Иоанна Златоуста к Евангелию от Матфея:
    «Поведание о еуангелии святаго Матфея еуангелиста. Слово 1. Предисловие» (на нижнем поле, киноварью: «Плавание первое ветрилом, второе же веслами»), нач.: «Подобаше убо нам не требовати помощъ от писания...» (л. 5 об. – 11). Перед Евангелием от Марка помещены Оглавление, 49 гл. (л. 265–265 об.), «Предисловие еже от Марка святаго еуангелия», нач.: «Еже от Марка еуангелие по десяти лет Христова Воскресения...» (л. 266–267).
    Записи и владельческие пометы. По л. 12–19 следы записи (видимо – вкладной). На боковом поле л. 12–46 поздняя владельческая запись: «Сия книга Евангелисты Матфеи, Марко, иеродиакона Боголепа. Блаженнаго архиепископа Феофилакта избрание Иоанна Златоуста от Бесед его евангелских толковых. 1727 года маия 23 дня подписал своеручно. Пострижен в Спасском Со[йгинско]м монастыре на Вычегде. По смерти своей обещаю в выше описанной монастырь. Куплена у вологоцких посацких человек, цена рубль». На заднем форзаце монастырская хозяйственная запись: «Осталось от 1760 году на 761-й год товаров припасов налицо 959 руб. 15 коп.: в Колы ржи продано – 260, долгов собрал 550…», далее, по-видимому, следует роспись долгов, с упоминанием имен (Трифона, Гаврилы с Францем, Ивана) и географических пунктов: Мурманска, Новой Земли, Печеры, зимовья. Ниже новая рубрика: «Взято в долг товаров и денгами у разных людеи», но список не продолжен. На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1215» (карандаш).
    Сохранность. По листам следы воздействия влаги, пятна от капель воска. Бумажная обклейка верхней крышки и л. I, 1–3 повреждены жучком. Большинство листов отделяются от переплета. Л. 161 разорван от нижнего края до середины листа, вдоль зеркала текста.
    Дополнительные сведения. Спасо-Преображенский Сойгинский монастырь основан в 1540 г. преп. Симоном Сойгинским, постриженником Корнилиева-Комельского монастыря, на правом берегу р. Сойги, при ее впадении в р. Вычегду (Соль-Вычегодский уезд Вологодской епархии). Упразднен в 1791 г. (Строев, стб. 781–782).