Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №89. Сборник слов и житий на сентябрь – ноябрь из Великих Миней четьих

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Трет. четв. XVI в.
  • Кол-во листов: 515 л.
  • Примечания: Датировка. Трет. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Топор в гербовом щите под короной (три близких формы, см. л. 2, 67 – близкий: Лихачев, № 1834 – 1558 г.; Каманин, Витвицька, № 204 – 1569 г.; л. 3, 41, 58, 346 – близкий: Лихачев, № 1835 – 1558 г. и л. 99 – подобный: Каманин, Витвицька, № 206 – 1570, 1575 гг.; Лихачев, № 1663 – 1573 г.); 2) Кабан, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 52, 190 – подобный: Лауцявичюс, № 3684 – 1560 г. и на л. 54, 199 – близкий: Piccard, т. 15.3, II, № 140 – 1560 г.; второй вид: см. л. 196, 280, 342 – подобный зн. в справочниках не выявлен). Кон. XVIII в. (л. I–II, 512, 513). Вод. зн.: Литеры «ВМ || М и В» с б. д.: «(17)97» г.
    Блок. 515 л. (I–II + 513 л.); л. I–II, 512, 513 – защитные. 1˚ (31,2 × 19,2; л. 69: 16,3 × 19,2). В начале утрачено несколько листов. Кириллическая писцовая нумерация тетрадей начинается с л. 56 (2-я тетрадь).
    Письмо. Полуустав пяти почерков. Основная часть сборника выполнена тремя писцами на бумаге с филигранью «Топор»: первый на л. 1–47 об., 70–86; 396–402 об., второй на л. 56–68 об., 87–183 об. и др., третий на л. 248–267 об. Четвертый писец работал исключительно на бумаге с филигранью «Кабан»: л. 48–55, 69, 184–199, 280–293, 334–342, 364–376; он же написал большинство киноварных заголовков в тексте. Пятому писцу принадлежит текст на л. 407–470. Первый и четвертый писцы работали над рукописью позднее второго, дополняя его текст новыми чтениями на вставленных новых тетрадях; при этом механически отделенные от первоначального текста начала или окончания слов вычеркивались ими и переписывались заново в соответственных местах. Третьему писцу принадлежит вставка со Словом Иоанна Златоуста «Предста Царица…»; пятому – статья на 23 ноября.
    Переплет. Кон. (?) XVII в., при поновлении перевернулся: верхняя и нижняя крышки поменялись местами. Доски в тисненой коже (на нижней – золотом); от креплений сохранилась только верхняя застежка (ремни без замка) и нижняя медная петля: литье с орнаментом. Обрез тонирован темной краской. Корешок дублирован гладкой кожей, надорван.
    Художественные особенности. Инициалы простые киноварные. На л. 51 вязь в заголовке.
    Содержание. Сборник житий и слов на сентябрь – ноябрь месяцы, заимствованных, преимущественно, из Великих Миней Четьих. Предваряется статьями: [«Епистолия на римляны, в неи же сказание о Иакове, брате Господне, и о двоюнадесяте апостолу. Како первее поставление бысть в священныи чин»], без начала, со слов: «...гыбель пръваго высокаго ума последнею нищетою смирен быв, треокаанне тристатною вещию потоплен бысть...» – т. н. «Сказание о двенадцати апостолу, о латине и о опресноцех», ВМЧ, 31 августа (л. 1–37 об.); «Месяца семтябриа в 14 день. Святаго Андрея, епископа Ерусалимъскаго, слово на Воздвижение Честьнаго и Животворящего Креста», нач.: «Кресту празднество творим ныне, все церковное исполнение озаряеть, Кресту празднество творим...» – ВМЧ, 14 сентября (л. 38–40 об.); «Пророчество старьца Михаила, иже был на Клопски у Святыя Троици», нач.: «По пророчеству Михаила, Христа ради уродиваго в Святеи Троици на Клопъски...» (л. 41–47 об.); «Месяца септевриа в 1 день. Иже въ святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константиня града Златаустаго, слово в начале индикту», нач.: «Чюдна православных тръжества...» – ВМЧ, 1 сентября (л. 48 об. – 50 об.). Далее – избранные статьи Великих Миней четьих (заглавие на л. 51 сходно с заглавием сентябрьского тома Успенского списка ВМЧ: «Соборникъ, еже наричется “Сказание житиа святых пророкы, апостол, и святых мученик, и святых преподобных отець, Богу угождьших муж и жен трьпение и страсти исправление от обою на десять месяц”»): «Месяца септевриа в 1 каланд память преподобнаго отца нашего Семиона Столпника», нач.: «Странна и дивна бысть таина в дни наша...» (л. 51–60 об.); «Месяца септеврия в 5. Убиение святаго пророка Захарии» – только заглавие (л. 60 об.); [Слово о рождестве Иоанна Предтечи], нач.: «В лето четверодесятное Ироду царствующу...» (л. 60 об. – 62 об.); «Месяца септевриа в 6. Чюдо архаггела Михаила, бывшее в Хонех», нач.: «Начало исцелению даров...» (л. 62 об. – 69); «Месяца септевриа в 7-е. Житие святаго Иоанна, архиепископа Новгородскаго», нач.: «Внимати же нам подобает, братие...» (л. 70–86); «Месяца септеврия в 8. Слово святаго Иакова на Рождество Святыя Богородица, нач.: «В лето написания обоюнадесять колену Иисраилеву...» (л. 87–92 об.); «Месяца септеврия в 8. Слово иже во святых отца нашего Андреа, архиепископа Критскаго, Иерусалимлянина, на Рождество Преславныа Владычица нашеа Богородица и Приснодевица Мариа», нач.: «Аще мерима есть земля пядию...» (л. 92 об. – 101); «Месяца септеврия в 8. Слово иже во святых отца нашего Иоанна, прозвитера Дамаскина на Рождество Пренепорочныа Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа», нач.: «Приидете вси языци...» (л. 101 об. – 110 об.); «Месяца септевриа в 9. Святую праведнику Иоакима и Анны», нач.: «Якоже пишеть пророк Давид...», без окончания: текст, не считая молитвенного завершения, оканчивается на словах: «Рече представ Архаггел Гавриил: Радуися, обрадованнаа...» (л. 110 об. – 114); «Месяца того же в 9. Святаго Козмы похвала Иоакиме и Анне», нач.: «Вчера Богородичина рождениа събор...» – слово Козьмы Веститора (л. 114 об. – 117); «Месяца септевриа 14. Слово иже въ святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константиня града, Златоустаго, на Въздвижение Честнаго и Животворящаго Креста», нач.: «Что реку или что возглаголю?..» (л. 117–123); «Месяца септевриа в 14. Слово святаго Василиа, епископа Селевкие Исаврикие, на Въздвижение Честнаго и Животворящаго Креста», нач.: «Всяк убо иже от горшаго...» (л. 123– 127 об.); «Месяца септевриа в 14. Слово Пандолеа, презвитера обители Византиискыа, на Въздвижениа Честнаг(о) и Животворящаго Креста», нач.: «Паки въздвижется Крест, пакы тварь радуется..» (л. 127 об. – 130); «Месяца септевриа в 14. Слово о взыскании Честнаго и Животворящаго Креста на Въздвижение», нач.: «В лето седмое царствующу великому царю Константину...» (л. 130–136 об.); «Месяца септевриа в 16 день. Мучение святыя мученицы Еуфимии», нач.: «Царствующу Диоклитиану, Приску же антипату сущу в Халкидоне...» (л. 136 об. – 140); «Месяца сентевриа в 17 день. Чтение святых мучениць Веры, Любви и Надежи и матери их Софьи», нач.: «Словеси разсеянну бывшу...» (л. 140–148 об.); «Месяца сентябрия 19 день. Преставление благоверенаго и христолюбиваго великаго князя Феодора Смоленскаго и Ярославскаго и сынов его Давида и Констянтина. Съставлено же бысть сие житие и чюдеса ермонахом иноком Антониемь того же монастыря святаго Спаса, боголепнаго Его Преображениа, по благословению господина преосвященнаго митрополита Филиппа, волею же боголюбиваго и вседръжавнаго великаго князя Иоанна Василиевича всеа Росии», нач.: «Елма убо божественным мужем...» – Житие Феодора Смоленского с 13 чудесами (л. 149–165 об.); «Месяца септевриа в 20 день. Житие и мучение святых мученик Еустафиа, и жены его, и чад его», нач.: «В дни царства Трояна...» (л. 165 об. – 175); «Месяца септевриа в 20 день. Житие и мучение святых мученик [сверху, иным почерком и черными чернилами: князя Миха(и)ла Черьниговьско(го) и Феодора болярина его], Еустафиа, и жены его, и чад его» (киноварное заглавие памяти зачеркнуто), нач.: «В лета 6000 седмьсотное 40 шестаго бысть нахождение поганых татар на землю крестианскую...» [ср. с Новгородским сборником 1572 г.: РГБ. Ф. 304/I. № 792. Л. 124–130 об.] (л. 175–178 об.); «Месяца септевриа 23 день. Слово похвално на Зачатие святаго пророка и Предтеча Крестителя Иоанна. Списано Климентом епископом», нач.: «Свет въсиа праведнику...» – ВМЧ, 5 сентября (л. 178 об. – 184 об.); «Месяца септевриа в 24. Мучение святыа мученици равноапостолныя Фоклы», нач.: «Въсходящу Павлу в Иконию...» (л. 182 об. – 199); «Месяца септевриа в 25 день. Житие и жизнь преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Сергиа, в нем же память [в рукоп. – имать] и от божественех его чюдес. Преже списано бысть от духовника мудреишаго Епифаниа, послед же преписано бысть от священноинока Пахомиа Святыа Горы», нач.: «Приидете, честное и святое постник съсловие...» (л. 200 об. – 234); «Месяца септевриа 25. Житие и хожение святыа преподобныа Ефросинии», нач.: «Бысть некто въ Александриистем граде мужь славен именем Пафнотеи...» (л. 234–239); «Месяца септевриа 29. Житие и подвизание преподобнаго отца Кириа(ка) отшелника», нач.: «Благословящих тя, рече к Аврааму Бог...» (л. 239–247 об.); «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго, слово: Егда вне церкве обретеся Еутропии, оттръжен бысть, и о еже: Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенах», нач.: «Сладостен убо цветник и раи...» (л. 248–267 об.); «Месяца октября в 6 день. Деяние святаго апостола Фомы», нач.: «В то время, в неже бешя вси апостоли в Иерусалиме...» (л. 268– 272 об.); «Месяца октября в 8 день. Житие преподобныя матери нашея Пелагии блудници», нач.: «Отец Иаков поведа нам, глаголя: сущу ми, рече, еще диакону...» – Патерик скитский, «О Пелагии» (л. 272 об. – 278); «Месяца октября в 18 (день). Святаго апостола евангелиста Лукы», нач.: «Святии Божии апостоли и евангелисти...» (л. 278–279 об.); «Месяца октября в 19. Житие и жизнь иже въ святых отца нашего Иоанна, пустынножителя Рылскаго, иже въ трапезици лежащаго», нач.: «Священное начати поведание, желание убо понуждаеть мя...» (л. 280–293); «Месяца октовриа в 22. Обретение святых седми отрок, иже въ Ефесе, спавших три(ста) седмьдесят два лета», нач.: «Когда воцарися Декии царь...» (л. 293 об. – 305); «Месяца октября в 23. Святаго апостола Иакова, брата Господня по плоти, сына Иосифова», нач.: «Приа церковь Иерусалимскую по Христе...» (л. 305–306 об.); «Месяца октября 24. Мучение святого мученика Арефы и дружины его», нач.: «В лета царя Иустина боголюбиваго...» (л. 306 об. – 313 об.); «Месяца октября в 26 день. Память святаго великаго Христова мученика Дмитриа Селунскаго», нач.: «При Максимиане цари бе святыи Димитрии...», с двумя чудесами ВМЧ: «Чюдо Христова мученика Димитриа» и «Чюдо святаго Димитрия о двою девицу, еже от срацин во церковь свою принесе» (л. 313 об. – 319); «Месяца октября 28. Мучение святыя мученици Парасковгии в Иконстем граде», нач.: «Царствующи Диоклитияну нечестивому законопреступнику...» (л. 319–324); «Месяца октября 29. Преподобна(го) отца нашего Авраамиа, архимандрита Богоявленскаго, Ростовскаго чюдотворца», нач.: «Преподобныи отец наш Авраамии бе родителю благочестиву сын...», с Похвалой (последняя не выделена в тексте заголовком) (л. 324– 329 об.); «Месяца ноября в 1 день. Память святую безмезднику Козмы и Дамиана, сыну Феодтиину», нач.: «Господу нашему Исусу Христу воцарившуся...», с двумя чудесами: «Чюдо святою о мужи, в онь же влезе змиа», «Иное чюдо святаго Козмы и Дамиана» (нач.: «Бе муж етер именем Малх...») и Похвалою (нач.: «Круговатым течениемь обхожая солнечное течение...») (л. 329 об. – 333 об.); «Месяца ноемвриа в 5. Житие и мучение святую мученику Галактион и Епистимиа», нач.: «Исповедание чюдно и преславно...» (л. 334–342); «Месяца ноября в 6 день. Память преподобнаго отца нашего Варлаама Хутыньскаго. Стих: Аще преставися от нас, пастырю добрыи...», нач.: «Сеи преподобныи отець Варлаам родися в Великом Новеграде...», с шестью чудесами: «О пророчествах», «О рыбах», «О въскрешении мертваго», «О слепом»; пятое и шестое чудо без названий, нач.: «Ин же пакы человек, имеа веру к преподобному Варлааму...», «Потребно есть и се забвенныа глубины предати...» (л. 343 об. – 348 об.); «Слово похвалное на пречестну его память, в нем же имеет нечто на июдею» – Слово похвальное Варлааму Хутынскому Пахомия Логофета (л. 348 об. – 355); Сказание «чюдеси великаго чюдотворца преподобнаго отца наше(го) Варлаама чюдо новеишее о умершем отроце», нач.: «Егда бысть благочестивыи и благоверныи князь Василие Василиевичь...» (л. 342–360); «Месяца ноября 8 день. Слово похвално святаго Архаггела Михаила, сътворено Климентом, архиепископом», нач.: «Наста, празднолюбивии, пресветлое тръжество бесплотных сил...» (л. 360–363 об.); «Месяца но(я)бря в 11. Страсть святаго и славнаго мученика Мины», нач.: «Въ второе лето Диоклитиана царя и в первое Гаиа, Валериа и Максимиана...», с чудесами: «О жене самаряныне», «О богатом и о вдовици», «Тимофиа, архиепископа Александрьскаго, сказание чюдесем святаго мученика Мины», «Человек некоторыи из земля Сиверскиа...» (без названия), «О устроившем блюдо», «О жене неплодне», «О жидовине и о крестианине» (л. 364–384); «Месяца ноемвриа 13. Иже въ святых отца нашего Феодора, епископа Трихетиискаго, слово о житии и о скорбех Иоанна Златаустаго, патриарха Костянтина града», нач.: «Възлюблении, неложен есть Бог, пророком глаголя...» (л. 384–391); «Месяца ноября в 14 день. Святаго апостола Филиппа», нач.: «Бысть по вшествии Господа на небеса, внидоша апостоли в дом Стахиа богатаго...» (л. 391–395 об.); «Месяца ноября в 16 день. Мучение святаго апостола Матфея и евангелиста», нач.: «Таково бываема чюдеса святым апостолом Матфеем...» (л. 396–402 об.); «Месяца ноемвриа в 21. Слово святаго отца Германа, архиепископа Константина града, о святеи Богородици, како внесена бысть въ церковь родителема, трею леть сущи», нач.: «Се пакы иное тръжество и светлое праздньство Господни Матери...» (л. 402 об. – 406 об.); «Месяца ноября в 23. Леонтия презвитера черноризца, игумена монастыря святаго Савы Римьскаго града. Повесть житиа и чюдесем преподобнаго и блаженнаго отца нашего Григориа, епископа бывша Акраганьстеи церкви, иже Сикелиискиа области», нач.: «Страшно и невнято вселеннеи...» (л. 407–470 об.); «Месяца ноября 23 день. Житие Амфилохиа епископа, черноризца Икониискаго», нач.: «Беяше некто черноризець именем Амфилохии. Тои праведен и благоверен беаше, четыредесят лет имеа в пещ(е)ре...» (л. 471–475 об.); «Месяца ноября 24. Мучение святыа мученици Екатерины Философици», нач.: «Лета 35-го царствующаго нечестиваго царя Максентиа...» (л. 475 об. – 485 об.); «Месяца ноября 25. Мучение святаго Климента, архиепископа Римскаго», нач.: «Предержа и Римскую церковь четвер тыи святыи Климент, иже художеством последова апостолу Петру...» (л. 485–494) – второй древнерусский перевод Мучения св. Климента (в ВМЧ не вошедший) в соединении со «Словом на обновление Десятинной церкви» [Карпов, с. 29–32]. Данный список в указ. работе не учтен; «Месяца ноября в 27. Мучение святаго Якова Перьскаго», нач.: «Живяше блаженыи Иаков в Вилапатстемь граде...» (л. 494–502); «В тои же день. Въспоминание знамениа, бывшаго иконою Пречистыа Владычица нашеа Богородица и Приснодевы Мариа в Великом Новеграде», нач.: «Аще бо и въсхвалишяся въ еже низложити, но силою твоею изнемогшя, Владычице...» (л. 502–505); «Слово похвално знамениа, бывшаго честною иконою Пречистыа Владычица нашеа Богородица, сущим в Великом Новеграде», нач.: «Слышасте убо христолюбное тръжество, истолюбное събрание...» (л. 505–511 об.).
    Записи и владельческие пометы. На нижних полях л. 1–2 сохранились остатки записи: «(…) соборник в Каргополе церкви Николы Чюдотворца, казенная». На л. II полустертая запись скорописью: «Книга глаголемая... 1761 (?) год». На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1235» (карандаш), по верхнему краю наполовину срезанная запись: «Штабс капитана...».
    Сохранность. На листах следы воздействия влаги. Обклейка верхней крышки переплета и л. I загрязнены насекомыми, у л. II утрачен нижний угол, разрывы от нижнего края; л. 1, 56, 508 отделяются от блока, у л. 56 поля ветхие, с утратами; на л. 120, 186, 324, 479, 482 значительные разрывы, задевающие текст. На отдельных листах чернила прожигают бумагу. Последние листы подклеены по краям тряпичной бумагой.
    Библиография. Турилов А.А. С. 708 (прим. 17)