Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №87. Книги 16 пророков толковые

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Сер. XVI в.
  • Кол-во листов: 399 л.
  • Примечания: Датировка. Сер. XVI в. Вод. зн.: 1) Кабан, семь видов (первый вид: см. парные зн. на л. II – близкий: Лихачев, № 1731 – 1552 г. и на л. 12,13 – близкий: Piccard, т. 15.3, II, № 104 – 1552 г.; второй вид: см. парные зн. на л. 15, 31 – близкий: Piccard, т. 15.3, II, № 100 – 1548 г., подобный: Лауцявичюс, № 3696 – 1547 г. и на л. 17, 197 – подобный: Лауцявичюс, № 3677 – 1548 г., № 3695 – 1545 г., Piccard, т. 15.3, II, № 101 – 1548 г.; четвертый вид: см. л. 192 – подобный: Лауцявичюс, № 3687 – 1566 г.; пятый вид: см. л. 194, 196 – близкий: Piccard, т. 15.3, II, № 88 – 1546, 1547 гг., типа: Лауцявичюс, № 3676 – 1544 г.; шестой вид: см. л. 197 – Piccard, т. 15.3, II, № 101 – 1548 г.; седьмой вид: см. парные зн. на л. 210, 286 – близкий: Badecki, № 52 – 1549 – 1577 гг.; подобный: Лихачев, № 3292 – 1535 г. и на л. 285, 395 – близкий: Briquet, № 13579 – 1549 г., варианты: 1549–1578 гг., Badecki, № 53 – 1549–1577 гг.).
    Блок. 399 л. (I–II + 397 л.); л. I, 396, 397 – перв. четв. XIX в. 1˚ (32,7 × 21; л. 396, 397: 19,7 × 20,5).
    Письмо. Полуустав нескольких почерков и скоропись.
    Переплет. Перв. четв. XIX в. Доски в тисненой коже, застежки утрачены. На крышках следы от наугольников, средников и жуковин. Корешок ветхий, со значительными утратами в средней и нижней частях. У доски нижней крышки отколот боковой край. К верхней крышке переплета приклеен (лицевой стороной к доске) форзац книги И.П. Лаптева, изданной в 1824 г.: «Опыт в старинной русской дипломатике, или способ узнавать на бумаге время, в которое писаны...», л. I – второй форзац той же книги, с гербом – первоначальная обложка книги.
    Художественные особенности. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках.
    Содержание. Книги 16 пророков толковые; последовательность пророчеств та же, что в лицевом списке 1489 г. Толковых пророков из собрания Московской духовной академии (РГБ. Ф. 173/I. № 20): сначала – малые пророки, затем – великие: Осия (л. 1–15 об.), Иоиль (л. 16–21 об.), Амос (л. 22–33), Авдий (л. 33–35), Иона (л. 36–39 об.), Михей (л. 40–48 об.), Наум (л. 49 об. – 53); Аввакум (л. 53 об. – 60), Софония (л. 61–64 об.), Аггей (л. 64 об. – 66 об.), Захария (л. 66 об. – 77 об.), Малахия (л. 77 об. – 81), Исаия (л. 82–196 об.), Иезекииль (л. 199–327 об.); Иеремия (л. 328 об. – 360 об.) с извлечениями из Книги пророка Варуха (л. 360 об. – 369), Даниил (л. 370–393 об.). В конце: «Молитва на преломление артуса», нач.: «Господи, Боже наш, иже по плотьскому смотрению...» (л. 395). В начале большинства Книг пророков, имеющих толкования, помещены предисловия: «Сказание пророчества Иоилева», нач.: «Иоиль, божии пророк времене, въ и еже есть прорицал си словеса...» (л. 15 об. – 16); «Сказание пророчества Амоша», нач.: «Многы пророкы Бог къ жидом глаголет, от сих же святыи Амос...» (л. 21 об. – 22); «Сказание пророчьства Ионы пророка», нач.: «Блаженыи Иона и ина пророчьство прорекл есть, нъ не въписаются в се слово...» (л. 35–36); «Сказание пророчьства Михеова», нач.: «Многы(м)и тацеми мужи Господь Бог, дав сим пророчьства дар, бедным болезным иизраилевам пристави ся врачя...» (л. 40); «Сказание пророчьства Наумля», нач.: «Ниневгити убоявшеся Божия прещения, еже им проповеда божии Иона...» (л. 48 об. – 49 об.); «Сказание пророчества Аввакумля», нач.: «Блаженнаго пророка Аввакума пророчество сея вины проречеся...» (л. 53–53 об.); «Сказание пророчьство Софониина», нач.: «По Езикии, благочестивием боголюбци цари сын его Манасис царствовав...» (л. 61); «Феодорит», нач.: «Вси убо сказающеи пророци не точию събышащияся и Израилеве проповедаша, нъ и страньскь спас сказаша...» – Предисловие Феодорита к Книгам великих пророков (л. 81 об. – 82); «Сказание» Книги пророка Иезекииля [без заглавия, в рукоп. оставлены 4 чистых строки], нач.: «Божии пророчества до глаголания имуть до жидовъска безакония благодать, юже странам веровавшиим съвещание проповедающе приносять. Нужа же есть пророчеству...» (л. 197 об. – 199). После каждого пророчества традиционно для данной книги следуют исторические комментарии о жизни пророков: «Осие», нач.: «Осие бе от Аслемотьскыя земля колена Исахаря...» (л. 15 об.); «Иоиль», нач.: «Иоиль бе от колена Рувимля села Виторованя и пророчествова о гладе...» (л. 21 об.); «Амос», нач.: «Амос бе от Текуе. Амесия же царь часто беяше и...» (л. 33); «Авдие», нач.: «Бе же Авдие от Сухема, села Витахарамля...» (л. 35); «Иона», нач.: «Бе же Иона от земли Кариадаискыя, близ Азота, града еллиньска при мори...» (л. 39 об. – 40); «Михеяс», нач.: «Бе же Михеас от Морасти от колена Ефреемова...» – о пророке Михее (л. 48 об.); «Наумля», нач.: «Бе Наум от Елкекия обон пол земля Витаварскы колена Симиона...» (л. 53); «(А)мбакуме» (глаголицей), нач. (первая буква – глаголицей): «Бе же Амбакум от Витъсуахаря, сь види прежде пленения о преятии Иерусалимове...» (л. 60–60 об.); «Софония», нач.: «Софония бе от колена Симеона села Сараватамова...» (л. 64 об.); «Аигеи, иже и аггел, юн прииде от Вавилона в Иерусалим...» – о Аггее (л. 66 об.); «Захария» (глаголицей), нач.: «Захария стар приде от халдеи, и ту много пророчествова людем...» (л. 77 об.); «Малахахия [так!] ангел», нач.: «Малахия ся родися по возращении плена в Сефоте...» – о пророке Малахии (л. 81–81 об.); «Святаго Епифания, епископа Кипрьска, о именех пророчьстех, и откоуду беша сами, и како умреша, и къде лежат мощи их», нач.: «Исаия бе от Ерусалима, умреть же от Манасиям [так!], претрен пилою на полы...» – о пророке Исайе (л. 196 об. – 197 об.); «пророчество Иезеке(ил)я пророка», нач.: «Иезекииль сь бе от Сарира от (же)рець, и умре в земли Халдеискои...» (л. 327 об. – 328); «Иеремия бе от Анатота, и погребень бысть Египте, камением побиен бывъ жидовы...» – о пророке Иеремии (л. 369–370); «Даниил пророк, се преложение от жидовска Феодоритино есть», нач.: «Даниил се убо бе от колена Июдова от предрьжащих царьскую власть...» (л. 393 об. – 395).
    Записи и владельческие пометы. На нижних полях л. 1–15 запись: «По разделу досталась князю Ивану Юрьевичю князя Юрья Петровича Трубецкого, глаголемая Толкование пророческое». На обороте верхней крышки переплета старый шифр: «№ 137». На защитном л. I указаны дни памятей пророков и время их деятельности. На л. II об. запись XVIII в.: «Содержит книга сия предлежащая Пророки со протолкованием»; далее перечень 16 пророков, книги которых включены в сборник. Между л. 122 и 123 полоска бумаги от вырезанного листа, на которой мелкой скорописью XVIII в. помета: «Лист неписанный» (тем же почерком, что и помета на л. II об.). На л. 396 архаизирующим полууставом переписано послесловие Упыря Лихого, писца Книг 16 пророков толковых 1047 г. На л. 396 об. – 397 рукою бывшего владельца книги И.П. Лаптева выполнена запись: «Сеи снимок с летописи приобрел Санкт-Петербургской купец Иван Лаптев от Ржевскаго первостатейнаго купца Федора Ивановича Немилова; по осмотре рукопись оказалась не на хлопчатой, а на трепишной бумаге, и на оной завоцкия клейма Бычья Голова, из оной с крестом и змея, обвивши, и, по мнению купца Немилова, якобы список написан на бумаге 1047 году. Но я, Лаптев, ему объявил, что бумаги тогда еще не было! Рукопись есть неподлинная, а подлинная должна быть на паргаменте. И летопись таковая была при паргаментной книге, писанной по сей 1835 год 788 годов, а бумажной же список учинен спустя около четыреста с пятдесят лет после пергаментнаго, написанной около 1500 года, а не ранше. А паргаментная же рукопись писана, как видно, из куриловце князю Володимеру, в Новегороду князящю сыну Ярославлю Большему, в лето 6555:/1047/; следовательно с переводу учителя словеном переведенной по крещении России… и оной бумажной список с сею подобною моею книгою моложе только пятьдесятью годами, то есть написанною около 1550 года, по листам подписанная князя Юр(ь)я Петровича Трубецкаго, в некоторых листах мною сверена…» (в конце приписаны комментарии о вариантах написания имени Христа: Исус и Иисус). На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=215» (карандаш, трижды).
    Сохранность. Часть листов подклеены в местах утрат и у корешка.
    Дополнительные сведения. Юрий Петрович Трубецкой был вывезен в Россию из Польши боярином Алексеем Никитичем (которому приходился внучатым племянником) еще в юности – в 1657 г. В России, после принятия православия, Юрий Петрович был произведен в бояре и женился на сестре князя В.В. Голицына. От этого брака родился Иван Юрьевич (1667–1750) – боярин, затем генерал-аншеф, пожалованный в 1728 г. в генерал-фельдмаршалы, который вошел в историю как последний русский боярин (то есть последний из носителей этого пожизненного титула). Рукопись досталась Ивану Юрьевичу по разделу имущества после смерти его отца Юрия Петровича Трубецкого в 1679 г., т. е. находилась в семействе Трубецких по крайней мере с посл. четв. XVII в.