Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №85. Евангелие от Иоанна, с толкованиями блаж. Феофилакта Болгарского

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 1509 г.
  • Кол-во листов: 390 л.
  • Примечания: Датировка. 1509 г. Вод. зн.: 1) Тиара трех видов (первый вид: см. парные зн. на л. 10 и на л. 150 – близкие: Briquet, № 4900 – 1504, 1507 гг.; второй вид: см. парные зн. на л. 215 и на л. 239 – подобные: Badecki, № 18 – 1507–1530 гг., типа: Briquet, № 4895 – 1498 г.; третий вид: с подвеской, типа греческой литеры «Л», см. л. 302, 380, 390 – подобный: Briquet, № 4909 – 1493–1500, 1495–1497, 1511 гг., но у знака в альбоме другая литера); 2) Голова быка с кольцом в ноздрях, между рогами – жезл епископский («pastoral») (см. л. 128, 137, 172 – типа: Лауцявичюс, № 1491 – 1520 г.).
    Блок. 390 л.; л. 390 – защитный. Пергамен (л. 1, 4). 1˚ (32,3 × 21).
    Письмо. Полуустав молдавский (правописание болгарское), нескольких почерков.
    Переплет. Молдавский, современен рукописи. Доски в тисненой коже; застежки утрачены. В торце верхней крышки сохранился один железный спень (нижний). На корешке остатки бумажной наклейки с неразборчивой надписью.
    Художественные особенности. Заставки (2) на л. 1, 4 (из пересекающихся кругов, с крестами в верхней части композиции) и инициал на л. 4 – плетеного «балканского» орнамента (краски, золото). Остальные инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью, с чернильной деталировкой (в начале книги часть из них – с использованием зеленой краски, а на л. 1, 25, 35, 39 об., 54 об., 101 – золотые). Вязь золотом.
    Содержание. «Предисловие от Иоанна святаго Евангелиа», нач.: «Яже духа сила в немощи съвръшается, якоже писано есть, и веруем...» (л. 1–3); Евангелие от Иоанна толковое блаж. Феофилакта Болгарского, загл.: «Иже во святых отца нашего Феофилакта, архиепископа Охридскаго, сказание въкратце о Евангелии Иоаннове от Златоустова тлькованиа», нач.: «В начяле бе слово. Тлькование. Еже и спръва рекохом се пакы...» (л. 4–389).
    Записи и владельческие пометы. На л. 389 об. писцовая запись молдавской скорописью: «Благоволением Отца и поспешением Сына и свершением Святаго Духа Ио(анн) Богдан воевода, господаръ земли Молдавскои, сын Стефана воеводы Добрааго и Старааго, унук Радула воеводи, изволением своим благым, яко истиннии рачитель божествених словес, сътвори сия книгу, зовома Тлъкование Иоаннова еуангелиа. И даде я своему монастиру Путнои, иде же есть храм Успения Богородици. И съвръшися в лето 7017 [1509 г.] месяца маиа в 25, а господства его лето пятое текущее. И къ въсприятию шестаго приближаящомуся от месяца иоул(иа) 2». Ниже, тем же почерком и чернилами: «Аз, многогрешнии монах Елеазар, исписах сия книгу в монастири от Путнои, ну с въсацем смерением моляся въсекому чътущому сия книгу исправлеите и не клъните, понеже съ нуждея писах, яко изводу бытии велми неисправлену, и азь к тому недостатьчен». На обороте нижней крышки переплета сделана более поздняя читательская запись: «Многосмереннии наипаче же и грешнии ермонах Сава Касьяхул (?) сиа кеновиа Почийскои прочетох сиа тлъковая, а молитвами вашими, отци, да спасен буду. В лето 7179 [1670/71 г.]» (скоропись). На л. 390 об. пробы пера. На обороте верхней крышки переплета старый шифр: «№=120»; ниже надпись: «Апостол» (красным карандашом, гражданское письмо). На обороте нижней крышки переплета и на л. 390 об. номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1287» (карандаш).
    Сохранность. На верхних полях листов следы воздействия влаги.
    Дополнительные сведения. О монастыре Путна см. выше, в описании рукописи № 3. Богдан III Кривой, сын Стефана Великого (1457–1504), правил Молдавией в 1504–1517 гг. Упомянутая в записи на обороте нижней крышки переплета «кеновия Почийская» – Почаевская Лавра на Украине.
    Библиография. Damaschin Mioc. Materiale româneşti în arhive străine // în Studii şi materiale de istorie medie, 6, Bucureşti, 1973. P. 333–334 (№ 3); Radu Constantinescu. Manuscrise de origine românească din colecţii străine: repertoriu. Bucureşti, 1986. P. 97 (№ 485); Însemnări de pe manuscrise şi cărţi vechi din Tara Moldovei, corpus editat de I. Caproşu şi E. Chiaburu, după cum urmează: vol. I. Iaşi, 2008. P. 35; Maria Magdalena Székely. Manuscrise răzleţite din scriptoriul şi biblioteca Mănăstirii Putna // Analele Putnei, III, 2007, 1. P. 168 (№ 10); Virgil Cândea. Mărturii româneşti peste hotare: creaţii româneşti şi izvoare despre români în colecţii din străinătate. Serie nouă. IV. Polonia – Rusia. Bucureşti, 2012. IV. P. 206 (№ 480); Анисимова Т.В. Молдавские рукописные книги в собрании Е.Е. Егорова // Румянцевские чтения: материалы Всероссийской науч. конф. (17–18 апреля 2012). Москва, 2012. Ч. 1. С. 16, 18, 19; Паскаль А.Д. Значение рукописных собраний РГБ для изучения славяно-молдавской книжности XV–XVI вв. // Румянцевские чтения: материалы Всероссийской науч. конф. (17–18 апреля 2012). Москва, 2012. Ч. 2. С. 112; Alexandru Pascal. Din istoria scrierii de carte în Mănăstirea Putna în secolele XV–XVI // Analele Putnei. Vol. VII. № 2. Mănăstirea Putna, 2012. P. 70; Fig. 13, 14, 15 (воспроизведение л. 1, 4, 389 об. рукописи)