Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №80. Евангелие учительное («Патриарший гомилиарий»), лицевое

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Сер. XVI в.
  • Кол-во листов: 576 л.
  • Примечания: Датировка. Сер. XVI в. Вод. зн.: Кувшинчик одноручный малой формы, с розеткой над короной, с подвеской под донышком из креста, оканчивающегося перечеркнутой по вертикали «8», с двойными полосками на горлышке и на тулове (см. парные зн. на л. 103, 109, 115 – подобный: Briquet, № 12 632 – 1542 г., но в альбоме нет подвески и на л. 370, 373 (дефектная форма – без подвески, с одинарной полоской на тулове) – подобный: Briquet, № 12 641 – 1553 г.). Л. 2, 3, 178, 224, 225, 405 (с приклеенными на них миниатюрами евангелистов и завесами) – из другой бумаги сер. XVI в. На л. 224, на чистой стороне, просматривается рельеф вод. зн.: Рука под короной в ру кавчике (типа: Piccard, т. 17, VI, № 1833, 1834 – 1543, 1544 гг., № 1835, 1838 – 1547 г.). Л. I–II, 573, 574 (защитные) и л. 4 (с завесой) – нач. XIX в. (на л. II, 511 б. д.: «1803»).
    Блок. 576 л. (I–II + 574 л.); л. I–II, 573, 574 (защитные). 1˚ (26,5 × 18,5). Нумерация тетрадей поздняя (нач. XIX в.), кириллическими буквами, черными чернилами. Имеется также полистная нумерация листов, проставленная карандашом по верхним внешним углам, вероятно, в XIX в.
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. Нач. XIX в. Доски, обтянутые малиновым «рытым» бархатом цветочного орнамента, образованного парчовой основой из золотой нити, застежки с фигурными замками, нижняя – позолоченная, из белого металла. На нижней крышке четыре жуковины в виде полусфер из желтого металла. Обрез золоченый, с чеканом.
    Художественные особенности. На л. 1 об. выходная миниатюра (в лист). Имеет двухчастную композицию, в верхней половине которой изображен Иисус Христос в круге, в окружении символов евангелистов: ангел, орел, лев и телец. По сторонам круга изображены архангелы (в рост). В центре нижней части композиции – играющий на псалтири царь Давид в окружении праведников. Обе части объединяют изображения ангелов, летящих вниз по направлению к одиночным святым, сидящим в неких архитектурных сооружениях. Колористика миниатюры полихромная, сложная; фон золотой. Краски и золото сохранились не полностью. В конце XVIII в. или в начале XIX в. края миниатюры со всех четырех сторон были обрезаны, а сама миниатюра наклеена на лист бумаги, на которой просматривается фрагмент водяного знака «Pro Patria». На л. 3 об., л. 178 об., л. 224 об., л. 405 об. изображения евангелистов Луки, Марка, Матфея и Иоанна (темпера, золото). На верхних полях страниц помещены их имена, написанные крупной киноварной вязью хорошей работы. По цвету и манере исполнения эта вязь отличается от заглавий в тексте. Все четыре миниатюры вместе с листами-завесами наклеены на фальцы. Шелковые ткани завес неодинаковые и по разному оформлены: с рамками или без них. Текстовые миниатюры-иллюстрации (122) – очеркового характера, с раскраской темперой в «акварельной» манере; расположены на листах: 6 об., 8, 11, 16 об., 18 об., 21 об., 23 об., 28, 28 об., 30, 32, 32 об., 40 об., 43 об., 47, 53, 61 об., 67 об., 69 об., 80 об., 84 об., 88 об., 94, 101, 104 об., 107 об., 110, 116, 118, 121 об., 122 об., 124 об., 125 об., 130 об., 132 об., 140, 149, 151 об., 153 об., 157, 158 об., 159 об., 162, 165 об., 168 об., 177 об., 181 об., 184 об., 187 об., 188 об., 194, 200, 205, 205 об., 207 об., 212 об., 221 об., 226 об., 233, 234, 234 об., 240, 242, 245 об., 248 об., 252, 254 об., 255, 260, 266 об., 269 об., 273 об., 276, 277 об., 281, 284, 290, 291, 295 об., 302 об., 309, 314 об., 318 об., 323, 326 об., 330, 333, 339 об., 341 об., 342 об., 346, 348 об., 354 об., 359 об., 364 об., 366 об., 369, 371 об., 377 об., 384 об., 391 об., 401, 402 об., 410 об., 413, 423 об., 430 об., 434, 439 об., 441, 446 об., 453, 459 об., 474 об., 478, 479 об., 494 об., 501 об., 507 об., 514, 522, 531, 545 об., 564 об., 565. Большинство текстовых миниатюр заключены в чернильные рамки (иногда очерченные только с трех сторон, без верхней линии). На л. 5, 180, 226 заставки (3) и инициалы (78) «неовизантийского» орнамента; красками и золотом. Инициалы текста небольшие, геометрические, золотом и киноварью.
    Содержание. Учительное Евангелие (т. н. «Патриарший гомилиарий»). Открывается заголовком: «Поучениа избранная от святаго Еуангелия и от многих Божественных писании, глаголема от архиерея из оуст в всякую неделю на поучение христоименитым людем или прочитаема, такоже и на Господьскиа праздники и на избранных святых преложена же от греческаго языка на роускиа книги в лето 6851 [1342/1343 г.] индикта 11. Слово первое о мытари и о фарисеи. Евангелие от Лоуки» (л. 5–5 об.). Содержит 52 слова на «всякую неделю», включая неделю всех святых (л. 5–404 об.). Вторая часть поучений содержит поучения к евангельским чтениям, произносимым на владычные праздники и памяти избранных святых (л. 407–570 об.). В основе этих достаточно пространных поучений (слов), обращенных «к братии», лежат тексты всех четырех канонических евангелий, фрагменты которых выделены в рукописи на боковом поле особыми знаками: киноварные скобки с чернильной точкой. Автор поучений, в подтверждение своих слов, нередко обращался к авторитетам ветхозаветных пророков, а евангельские сюжеты представлены в виде аллегорий и истолкованы как универсальные истины христианства.
    Записи и владельческие пометы. На л. 3 под наклейкой XIX в. читаются фрагменты записи (скорописью XVI в.): «Лета семь тысяч пятьдесят осьмаго [1549 г.] сентября в 8 [д]ень… положили… (Во)скресенью Христову д[ья]къ Тр… племъ…». На л. 571 об. помета: «559 листов. 122 рис[унка] и 5 картин» (карандаш). На л. 572 старый номер: «37» (зачеркнут), номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=980» (карандаш).
    Сохранность. На листах, особенно в конце рукописи, следы воздействия влаги. Часть листов подклеены на разрывах и у корешка бумагой нач. XIX в. Л. 3, 4, 560–570 и ткань завесы на л. 2 попорчены жучком. Красочный слой миниатюры на л. 1 об. и золото местами осыпаются. Небольшие осыпи и отставания красочного слоя имеются и на миниатюрах с евангелистами, а также на заставках.
    Библиография. Георгиевский Г.П. Русская миниатюра XVI в. // Владимиров М. [Алпатов М.В.], Георгиевский Г.П. Древнерусская миниатюра. Москва, 1933. С. 37–40; Неволин Ю.А. Три лицевые рукописи, оформленные кремлевским мастером – знатоком и интерпретатором западноевропейской гравюры // Конференция по истории средневековой письменности и книги : тезисы докладов. Ереван, 1977. С. 67–68; Он же. Новое о кремлевских художниках-миниатюристах XVI в. и составе библиотеки Ивана Грозного // Советские архивы. 1982, № 1. С. 68–70; Он же. Влияние идеи – «Москва – третий Рим» на традиции древнерусского изобразительного искусства // Искусство христианского мира. Москва, 1996. Вып. 1. С. 71–83; Он же. Откуда «приплыли» корабли в миниатюры рукописей скриптория митрополита Макария // Макарьевские чтения : материалы IX Российской науч. конф. Можайск, 2002. С. 216–225; Зализняк А.А. От праславянской акцентуации к русской. Москва, 1985. С. 215; Он же. Древнерусское ударение: Общие сведения и словарь. Москва, 2014. С. 45; Русская библия. Москва, 1992. Т. 7 (Господа нашего Иисуса Христа Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна). С. 34, 37, 38, 57, 58, 61, 73, 85, 93, 98, 132, 143, 152, 175, 179, 199, 205, 209, 245, 250, 254, 257, 262, 270, 285, 308, 312, 327, 335, 380, 399