Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №78. Евангелие тетр

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 1542 г.
  • Кол-во листов: 322 л.
  • Примечания: Датировка. 1542 г. Вод. зн.: 1) Кабан, семь видов (первый вид: см. л. 54, 57 – близкий: Лихачев, № 438 – 1542 г., Тромонин, № 826 – 1542 г., Piccard, т. 15.3, II № 90 – 1541 г.; второй вид: см. л. 38, 48, 90 – близкий: Лихачев, № 439 – 1542 г., Тромонин, № 827 – 1542 г., Piccard, т. 15.3, II, № 92 – 1542 г., тот же знак – в Псалтыри толковой: ОР РГБ. Ф. 98. № 60 – сер. XVI в.; третий вид: см. л. 126, 132, 146 – подобный: Лауцявичюс, № 3680 – 1553 г., близкий: Piccard, т. 15.3, II, № 85 – 1541 г., № 86 – 1544, 1545 гг.; четвертый вид: см. л. 283, 284 – подобный: Badecki, № 41 – 1530–1538 гг., Piccard, т. 15.3, II, № 72 – 1531 г.; пятый вид: см. л. 129, 173 – близкий: Piccard, т. 15.3, II, № 84 – 1541 г.; для шестого (л. 73) и седьмого (л. 309) видов подобные зн. не обнаружены); 2) Польский герб Свенчиц (шестиконечный крест), четырех видов (первый вид: см. л. 70 – подобный: Piccard, 11, V, № 1281 – 1519 г., № 1287 – 1528 г.; второй вид: см. л. 94 – подобный: Piccard, 11, V, № 1308 – 1545 г.; Лихачев, № 3710 – 1519 г.; для третьего (л. 113) и четвертого (л. 121) видов подобные зн. не выявлены); 3) Перчатка большая, с пяти лепестковой розеткой над средним пальцем, буквами: латинская «b» – на ладони и греческая «Λ» – на манжете (см. л. 239 – подобный: Piccard, 17, V, № 1570 – 1523 г.); 4) Буква «К» большая (см. л. 224 – близкий: Лихачев, № 671 – 1540 г. и Тромонин, № 831 – 1540 г.); 5) Медведь в ошейнике (см. л. 240 – типа: Тромонин, № 1720 – 1545 г.); 6) Лестница в гербовом щите под шестиконечной звездой (см. л. 234 – подобный: Briquet, № 5927 – 1525, 1533, 1559 гг.).
    Блок. 322 л. (I + 321 л.); л. 9, 10, 91, 98, 147, 154, 243, 250, 320 – пергаменные; л. I, 321 – защитные, втор. трети XIX в. (вод. зн.: литеры «СФ АП» и б. д. «1833»). 1˚(29,7 × 19,5).
    Письмо. Полуустав молдавский, нескольких почерков (правописание болгарское).
    Переплет. XIX в. Доски, обтянутые малиновым бархатом (выцветшим на верхней крышке и корешке до светло-коричневого), с двумя застежками. На верхней крышке – средник с Распятием и четыренаугольника с евангелистами; все – тонкие литые пластинки из желтого металла.
    Художественные особенности. На пергаменных л. 9, 10, 91, 147, 243
    и на бумажном л. 88 – заставки (6), на л. 10, 91, 147, 243 – инициалы; все – плетеного «южнославянского» орнамента; краски, золото. Над заставками (на л. 9, 91, 243) затертые золотые изображения четырехконечного креста с надписью: «И(су)с Х(ристо)с Н(и)к(еа)». На л. 240 заставка-змейка (краски, золото). Часть инициалов (на л. 6 об., 9, 89, 146, 240 об.) – золотом, украшены стилизованной растительностью; остальные инициалы простые киноварные. Вязь (золотом) в заголовках. На л. 320 две рамки, украшенные геометрическим орнаментом, и между ними – рисунок столба; на л. 320 об. – рисунок руки, держащей рамку для вкладной записи с элементами плетеного орнамента; все – краски, золото. Художественное оформление книги (включая использование для листов с заставками пергамена) типологически близко Евангелию тетр (РГБ. Ф. 98. № 85), написанному в 1509 г. в Путненском монастыре монахом Елеазаром. В обеих рукописях над заставками написаны золотом четырехконечные кресты с надписью: «И(су)с Х(ристо)с Н(и)к(еа)». Сравн. также с рукописью, выполненной в Путненском монастыре: Минея служебная и Пролог на февраль месяц 1596 г. (РГБ. Ф. 98. № 3).
    Содержание. Евангелие тетр. В начале книги: «Сказание на въсек день, како длъжно есть глаголатися евангелиам» (л. 1–4 об.). Перед каждым евангелием – Оглавление и Предисловие Феофилакта Болгарского; перед Евангелием от Матфея дополнительно помещено «Сказание преемляще въсего лета число евангелское и евангелистом преятие, откуду начинають и догде стають» (л. 9–9 об.). За евангелиями читается Месяцеслов («Съборник с Богом 12-мь месяцемь, показуя главы коемуждо евангелию избранным святым и праздником владычнымь») с указанием евангельских чтений (л. 310–317 об.) и обычные годовые указатели (л. 318–320). Из славянских святых и праздников в Месяцеслов включены памяти Савве Сербскому под 14 января и Симеону Сербскому, «новому мироточцу», под 13 февраля.
    Записи и владельческие пометы. На л. 309 полууставом, чернилами текста рукописи, писцовая запись: «Сие Тетраевангель съвръшися месяца июниа 5 день в лето 7050 [1542 г.] произволением Балоша вистерника, потруждениемь Михаила писара, диакона» (последнее слово написано ниже, после знака окончания приписки). На л. 320 об. в рамке выходная запись: «Въ имя Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущнуя и неразделимуя се азъ, Владыкы моего Иисуса Христа Тоадер Балошевич, логофет, благопроизволих моим благым произволением и дадох исписати ми съи тетра Евангель, яже и дадох его за здравие мое и в задушие, и родители моих в церкови, идеже есть храм святаго Архистратига Михаила и Гавриила у Сучавском тръгу, в дни благочьстиваго и христолюбиваго господина нашего Ио[анна] Петра воеводы, господаре земли Молдавскои, при митрополите кир Феофане, в лето 7050 [1542 г.] месяца августа 15». На л. 12–32 угасающая вкладная запись: «…положил сию книгу Евангелия напрестольного в монастырь в дом Пречистыя Богородицы Честнаго и славнаго ея Успения Чюгюевский Яков Иванов при страителе старце Иеве Ястребове з братиею». На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№= 316».
    Сохранность. Отдельные листы дополнены по краям или подклеены в местах утрат и разрывов тряпичной бумагой (той же, что и бумага защитных листов); у л. 314–319 обрезаны полностью все поля и дополнены бумагой XIX в.
    Дополнительные сведения. Молдавский воевода Петр Рареш (1527– 1538, 1541–1546) был основателем и ктитором Архангельского храма в Сучаве. Иов Ястребов, строитель Чугуевского Успенского монастыря Харьковской епархии, занимал эту должность ок. 1663 г. (Строев, стб. 978).
    Библиография. Сметанина, с. 359–360 (№ 4); Damaschin Mioc. Materiale româneşti în arhive străine // în Studii şi materiale de istorie medie. 6. Bucureşti, 1973. P. 336–337. № 6; Radu Constantinescu. Manuscrise de origine românească din colecţii străine: repertoriu. Bucureşti, 1986. P. 96 (№ 483); Virgil Cândea. Mărturii româneşti peste hotare: creaţii româneşti şi izvoare despre români în colecţii din străinătate. Serie nouă. IV. Polonia – Rusia. Bucureşti, 2012. P. 210 (№ 509); Анисимова Т.В. Молдавские рукописные книги в собрании Е.Е. Егорова // Румянцевские чтения : материалы Всероссийской науч. конф. (17–18 апреля 2012). Москва, 2012. Ч. 1. С. 16, 17, 18