Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Трет. четв. XVI в.
Кол-во листов: 361 л.
Примечания:Датировка. Трет. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Перчатка в манжете, под короной, на ладони – лилия (см. л. II – идентичный зн. в «Тактиконе» Никона Черногорца: РГБ. Ф. 98. № 126. Л. 479 – 50–60-е гг. XVI в.; в справочниках не выявлен;); 2) Кувшин двуручный, с цветком над крышкой (см. л. 1, 67 – подобный: Briquet, № 12900 – 1554 г., Тромонин, № 670 – 1564 г.); 3) Сфера (см. парные зн. на л. 3, 352 – близкие: Лихачев, № 1844 – 1562 г.) Блок. 361 л. (I–III + 357 л. + л. 232а); л. 232а – без текста; л. I–III, 351–357 – защитные; л. III, 355 – машинного производства (кон. XIX в.?). 1˚(28,2 × 20,2). Письмо. Полуустав одного почерка. Переплет. Современен рукописи, правлен. Доски в тисненой коже, с двумя застежками (верхняя – фигурная) и четырьмя жуковинами на нижней крышке. Кожа на верхней крышке со следами от плаща и наугольников, потерта, с небольшими утратами на краях; на корешке и нижней крышке поновлена (XIX в.). На корешке бумажная наклейка с заголовком: «Феодора Едескаго». Художественные особенности. На л. 1 заставка и инициал «неовизантийского» орнамента; темпера, золото. Остальные инициалы простые, киноварные. Вязь в заголовках (л. 1, 138, 181 об.). Содержание. Житие Феодора Едесского, загл.: «Месяца июлиа в 9 день житие и жизнь иже во святых отца нашего Феодора, въсиявшаго въ постницех в Велицеи Лавре святаго отца нашего Савы, по сем же бывша архиепископа в граде Едесе, и достопомнимая исправивше дела. Списана от Василия, епископа Амасиискаго», нач.: «Благословен Бог Отец Господь Вседержитель, творец небу и земли...» – Великие Минеи Четьи, 9 июля (л. 1–137); «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Констянтина града, Постника о исповедех различиа, различна извещена исповедующим тайная согрешениа, и сих восприемлющим истинна и несогрешна к Богу, и о Бозе, и от Бога рассужденна, якоже мню смиреныи», нач.: «Яко подобает исповедающему человеку таиная согрешениа не яко человеку, но яко самому исповедатися Богу...» (л. 138–151 об.); «Святаго Афонасиа Александреискаго», нач.: «Шествующе же непрелестныи живоносныи путь...» (л. 151 об. – 152); «Запрещение Великаго Василиа к падающим иноком», нач.: «Прилог помысла безгрешен соглаголание, поклонов 12...» (л. 152–152 об.); «От Законных правил, Постниково», нач.: «Муж же с инем в бедрах точию осквернився...» (л. 152 об. – 153); «От житиа преподобнаго отца нашего Григориа Армениискаго», нач.: «Еже убо властем повиноватися...» (л. 153– 153 об.); «Афонасиа Александрьскаго», нач.: «Цари ваши и князи, егда убо хотят поити на воину...» (л. 153 об. – 154); «От Златауста», нач.: «Якоже глаголет божественыи Златоуст, яко согрешающим нам воздвижет на нас врагы...» (л. 154–154 об.); «От слова еже в первую неделю поста о иконах, еже Римлянины нарицается», нач.: «Отсуду есть и по Троици Владычица всех...» (л. 154 об. – 156 об.); «Еже от Иоанна святое евангелие», нач.: «Искони бе Слово. Толк.: Еже предрекохом сие, пакы реку...» – толкование Феофилакта Болгарского на евангелие от Иоанна (л. 156 об. – 181 об.); «Избъраниа от святаго апостола Павла, еже суть с толкованьем», нач.: «Первое слово сотворих о всех о Феофиле. Толк. Феофил есть епископ был Антиохиискыи...» – выписка из Толкового Апостола (л. 181 об. – 207); «О Соломони цари», нач.: «Иже и Соломон, имея толику премудрость...» (л. 207–207 об.); «От старчества о Соломони», нач.: «Понеже мнози неции глаголют о Соломоне: погубил есть душу свою...» – выписка из сборника «Старчество», основанная на переработке Жития св. Нифонта [Творогов, 1988, с. 209] (л. 207 об. – 209 об.); «Вопрос. Что есть мнетем плачем Иеремеином, егда плакашеся на реце Вавилоньстеи...», нач.: «Процвела еси пустыни, яко крин, Господи...» – извлечения из толкового сочинения на Ветхозаветные книги в виде вопросов, подписанных: «Богослов», и ответов, подписанных: «тлъкование» (ср.: РГБ. Ф. 304/I. № 770. Л. 125 об. – 132 об., в сокращении) (л. 209 об. – 232, 236–237); «От правил святых апостол о книгах, ихже не подобает чести и вникати в них, ни чести их», нач.: «Не достоит мирскых составленых псалмов глаголати в церкви, ни почитати неисправленых книг...» (л. 233–236); «Слово святаго Василиа о подвижьнем человечи житии», нач.: «Житие человеку худо и маловременно...» (л. 238–244); «Некто родися на лици поля, в нощи тмоя пеленами не повит...» – притча (л. 244); «Бог двоиства не имеет душам, имеет троиство, ни едина телесем сам приобщается...» – выписки из сочинений Отцов Церкви о триединой Божественной сущности и двуединой природе Христа, с толкованиями текстов Священного Писания свтт. Епифания Кипрского, Иоанна Златоуста и других; компиляция без заглавия, имеет тематические рубрики: «Соломон», «Легеон есть», «О кресте» (л. 244–246); «О объядении слово» – выписки (в т. ч. – из «Златой цепи») с толкованиями об Адаме и Мельхиседеке (л. 246–247 об.); «Преложение грамоте», нач.: «Прежде всех грамот бысть жидовьская грамота, с тоя сняше еллинстии грамотичьници, таче по сих римьская и прочии и ини мнозии, по мнозех же летех роусьская... за 120 лет до крещениа рускыа земля, а от созданиа миру в лето 6(3)63» – выписка из «Слова о житии святого Стефана, бывшего епископом в Перми» Епифания Премудрого (л. 247 об. – 251 об.); «Егда будет гром страшен», нач.: «Пал ниц, на земли твори молитву...» (л. 251 об.); «Въпрос. Что есть, еже повеле Христос Петру въврещи удицу в море...» – толкования на евангельский сюжет о Петре и рыбаках свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого и преп. Нила Постника (л. 251 об. – 258); «Святаго Иоанна Дамаскына от Богословнаго о Богородиц(е) и Троици, не глаголем убо три богы быти, еулогисон патеро», нач.: «Отца и Сына и Святаго духа единого же паче Бога...» – выписка из «Отвещания святаго вселенского патриарха кир Германа и священного собора его» – ср. со Сборником антилатинских сочинений Иосифо-Волоколамского монастыря (РГБ. Ф. 113. № 558. Л. 65 об. – 74) (л. 257–265 об.); «Германа патриарха к жестоковыиным латином молебно и любезно поучение» (ср.: РГБ. Ф. 113. № 558. Л. 74–79 об.) (л. 265 об. – 270 об.); «Анастасиа, блаженнаго патриарха града Великиа Антиохыя, и Кирила Александрьскаго изложение въкратце о вере по вопрошению», нач.: «Вопрос: Коея веры еси...» (ср.: РГБ. Ф. 113. № 558. Л. 79 об. – 82 об.) (л. 270 об. – 272); «Аще хощеши познати, что есть Бог и как есть покланитися Ему...» (л. 272–273); «Исповедание въкратце, как и коего ради дела отлучишася от нас латина и извръжении быша от первенства своего и от книг поменных, идеже пишутся православнии патриарси», нач.: «В лето 6286 беше на седмом соборе Андриан, папа Римскыи...» (ср.: РГБ. Ф. 113. № 558. Л. 82 об. – 87 об.) (л. 273–277 об.); «Святаго Максима изложение о вере вкратце, въпрашати и отвещавати всякому кристиянину православну», нач.: «Въпрос. Колико естествъ исповедуеши...» (ср.: РГБ. Ф. 113. № 558. Л. 89 об. – 91) (л. 277 об. – 279); «Того же o двою совръшеною естеству Господа нашего Исуса Христа» (л. 279– 281); «Никиты, мниха и презвитера обители Студиискыя, пореклом же Стефата, к латином о опресноцех», нач.: «Аще есть в тебе разум, рече премудрость, отвещаи ближнему, и не возбраниши словес въвремя...» (ср.: РГБ. Ф. 113. № 558. Л. 91–102 об.) (л. 281–289 об.); «О посте субботнем», нач.: «Рцете нам, откуду поститеся в соуботы в четыредесять днии Великаго поста...» – выписки из полемитческих сочинений против латинян (л. 289 об. – 290 об.); «Василия, царя Греческаго, главы наказателны 66 к сыну его и царю Лву, имяще краеграние сие: Василие, о Христе цесарь греком, Лву, возлюбленному сыну и съцарьствующему. Глава 1-я о добродетели и наказании», нач.: «Животополезная некая вещь и поспешнеиши не токмо царем...» – выписка из книги «Тестамент, или завет Василия, царя греческого, к сыну его Льву Философу» (изд.: М., Верхняя типография, [1680]) (л. 291–324); «Плачеве и рыдания инока грешьна и странна, имиже спираашеся к души своей. Слов(о) 1. Стих» – выписка из «Диоптры» Филиппа Пустынника (л. 324–327); «Слово Симеона Месопотамийскаго, како подобает имети в уме день исхода», нач.: «Аще не весте, братие, какъ страх и беду имам пострадати исхода нашего...» (л. 327–329 об.); «Слово Феофила, архиепископа Александрийскаго, о исхождении души», нач.: «Не неразумеваите, братие, какъ страх и трепет имам...» (л. 330–331 об.); «Слово святаго Ефрема Сирина о суди(и)», нач.: «Придете, вси братие, послушаите мене малаго Ефрема...» (л. 331 об. – 335); «Слово святаго Ефрема Сирина о покаянии», нач.: «Братиа, слышим блаженнаго Давида...» (л. 335–345 об.); «Слово иже во святых отца нашего Василиа Великаго, архиепископа Кесариа Каподокеискым», нач.: «Побеседовати же не отрицись еже у мене уным...» (л. 345 об. – 348); «Брат вопроси старца: Како приходит, отче, плач...» – выписки из Патерика (л. 348–349); «А сими делы избыти грехов кающемуся», нач.: «Первое убо есть покаяние...» (л. 349–349 об.); «Слово о сохранении языка», нач.: «Аще хощеши добре в жизни сеи пожити...» (л. 349 об.); «Пять делания суть, яже угодна Богу: 1. Чистая молитва. 2. Псалмопения...» (л. 350). Последнее слово, завершающее текст, написано простой литореей: «аарипъ» («а аминъ»). Записи и владельческие пометы. На л. I перечеркнутая запись (скорописью XVII в.): «Сия книга...». На л. II владельческая запись: «Сия книга Чебоксарскаго Троицкого монастыря иеромонаха Якова. 1755-г(о) году» (скоропись). На л. 356 приписка: «1758-г(о) года июля 15 на числа ввечеру преставися раб божий отрок Иоан, а день был среда». На л. 1, 160 и 350 оттиск печати: «Братья Першины в Коврове». На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1152» (карандаш)