Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №68. Псалтырь толковая в переводе преп. Максима Грека

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Ок. 1690 г.
  • Кол-во листов: 858 л.
  • Примечания: Датировка. Ок. 1690 г. Вод. зн.: 1) Двойной круг, в центре – литера «V», по периметру литеры «SIGAV» (см. л. II, III – подобный: ГИМ. Старопечатные книги Украины и Литвы, № 62 – 1661 г.); 2) Колонны с виноградом, два вида (первый вид: с литерами «ML» в цен тре, см. л. 9б – подобный: Черчилль, № 531 – 1664 г.; второй вид: с литерами «R/RO», см. л. 546, 845 – типа: Черчилль, № 526 – 1691 г.); 3) Рожок в гербовом щите (см. парные зн. на л. 4, 23 – подобный: Хивуд, № 2675 – без даты и на л. 14, 15 – подобный: Хивуд, № 2669 – 1665–1680 гг.); 4) Шут семизубцовый, два вида (пер- вый вид: см. л. 17, 169, 467 – подобный: Гераклитов, № 1383 – 1680 г., второй вид: см. л. 31, 35 – близкий: Гераклитов, № 1372 – 1674 г.); 5) Шут пятизубцовый, пять видов (первый вид: с контрамаркой «MLI», см. парные зн. на л. 58 и на л. 649, 656 – подобные: Дианова, № 180 – 1677, 1678, 1681 гг.; второй вид: см. л. 110 – подобный: Дианова, № 246 – 1666 г.; Филиграни XVII века по старопечатным книгам Украины и Литвы, № 833 – 1666 г.; третий вид: см. л. 257 – близкий: РГБ. Ф. 98. № 28 – 70–80-х гг. XVII в.; четвертый вид: с котрамаркой «QL» (?), см. л. 850, 853 – близкий: Филиграни XVII века по старопечатным книгам Украины и Литвы, № 832 – 1666 г.; пятый вид: см. л. 650, 655 – типа: Гераклитов, № 1203 – 1676 г., но в альбоме контрамарка «NO»); 5) Кувшин большой, одноручный, над крышкой полумесяц и розетка (см. л. 793, 795 – знак в справочниках не выявлен).
    Блок. 858 л. (I–III + 853 л. + л. 9а–б); л. II, III, 845–853 – защитные, л. 9а–б – без текста. 1º (29,5 × 19).
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. Современен рукописи. Доски в тисненой коже. Застежки утрачены.
    Художественные особенности. На л. 1, 10 красочные заставки чернофонного «старопечатного» орнамента; перо, чернила, раскраска в акварельной манере. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках.
    Содержание. Псалтырь толковая в переводе преп. Максима Грека, с толкованиями Феодорита Кирского, Афанасия Александрийского, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Максима Исповедника, Кирилла Иерусалимского, Феофилакта Болгарского, Григория Омиритского, Никиты Ираклийского и других. Предваряется статьями: «Сия Псалтырь избранных отцев толкование, предложение, еже о Псалтыри разум», нач.: «Приникаяи частъ в сию книгу, аще и не разумен и не премудр будет, то научаяся помалу, Богу поспешествующу, разумееть вся писания…» (л. 1–1 об.); «Блаженнаго Феодорита, епископа Кирьскаго [в рукоп.: Кипрьскаго], сказание о псалмех», нач.: «Мне убо похотение бываше паче инех книг пророчество великаго Давида сказати...» (л. 1 об. – 4); «Иже во святых отца нашего Василия Великаго предисловие в начало Псалмом о первом Псалме. Слово первое», нач.: «Всяко писание богодухновенно и полезно, сего ради исписанно бывше от Духа, да якоже во общеи душевней врачебницы вси человецы исцеление своея страсти кождо избирают...» (л. 4–5); «От Иоанна Златоустаго и от Павла апостола», нач.: «Якоже бо глаголет апостол, да будеть всецело тело и душа и дух...» (л. 5–6); «Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго предисловие в начало Псалма», нач.: «Ничтоже лучше о еже всегда молитвою беседовати с Богом...» (л. 6–6 об.); «Сказание о Псалмех Давидовех, составльших Кореи, Асафу, Ефаму, Идуфии и Моисею», нач.: «Наченшу Давиду царствовати по Сауле, избра от всех племен иизраилев по 70 и два мужа и от племени левгитска четыре, иже начинаху песнь. Бяху же сий Корей, Асаф, Ефам, Идуфим, Моисей, и кождо их имуща с собою по 70 и дву мужей...» (л. 6 об. – 7 об.); «Евсевия, архиепископа Памфилииского, сказание о Псалмех», нач.: «Книзе Псаломстей се есть разделение, еже опасно писавших самое то речение еврейско имат. Не якоже кто да не прииметь, яко не вси суть Псалмы Давыдовы, но и инех пророк...» (л. 7 об. – 8); «Толкование о неразумных словесех Псалтырных», нач.: «Начинается Псалтырь красен гусльми. Псалтырь. тол. ум. Гусли. тол. мысли...» (л. 8–8 об.); «Василии Великии», нач.: «Недоумевают неции, почто в надписание Псалмом Псалом Давидов пишет, а не Давид. Ведомо же буди, яко в греческом языку тако лежить...» (л. 8 об.); «И друзии паки», нач.: «Никияже бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь, душеполезна суть...» (л. 8 об. – 9 об.). Псалтырь толковая, открывается заголовком: «Давида пророка боговидца песнь Псалтырь, толкования Феодорита, архиепископа Кирьскаго [в рукоп.: Кипрьскаго], и прочих учителей церковных. Псалом Давидов. Не описан от еврей. 1. Феодоритово» (л. 10–844). Текст полный, включая Библейские песни.
    Записи и владельческие пометы. На обороте верхней крышки переплета заглавие книги (скорописью XVII в.): «Сия книга Псалтырь толковая многих толковников: Афанасия и Феодорита, и Иванна Златоустаго, и Василия Великаго, и Кирилла Иеросалимскаго, и Максима Исповедника, и Феофилакта Болгарскаго, и Григория Амиритскаго, и иных многих». На л. 844 под буквенной нумерацией помета: «В предисловии 9, всех 844». На обороте нижней крышки переплета запись: «480 лист, 62 тетрати, еще 44 тетрати, всех тетратей 106. Листов писчих 844. От писма по 5 алтын 2 деньги с тетрати. Денег отдано 17 рублей. Бумаги – 18 дестей с половиной. За десть 3 алтына 2 деньги. Всего за бумагу – 28 рублей с полтиной и 1 алтын. За работу от переплета сея книга и кожа, и застежки 30 алтын. Гостинцами послано архимандриту, чтобы он, Фирс, пожаловал Псалтырь толковую – 1 рубль. Всего 25 рублей 20 алтын. Еще писчего мастера год кормили, кроме хлеба и соли, 20 ру(блей) 25 денег». На л. I выписка из книги. На обороте нижней крышки арифметические подсчеты (карандаш), старый шифр: «№ 974, 1893» (карандаш) и номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=376».
    Сохранность. Л. 498 (начальный в 1-й из 44 тетрадей второй половины книги) потемнел, загрязнен.
    Дополнительные сведения. Современная написанию рукописи запись с расчетом стоимости ее создания содержит, скорее всего, упоминание известного архимандрита Соловецкого монастыря Фирса (30.06.1689–1718), ранее – монастырского иеромонаха и казначея, в 1685 г. – вкладчика в Спасо-Преображенский собор этого же монастыря чудотворных икон Богородицы Казанской и Преображения Господня (Строев, стб. 817).
    Библиография. Сметанина С.И., с. 385 (№ 136); Анисимова Т.В. Малоизвестная рукопись Соловецкого монастыря в собрании Е.Е. Егорова // Румянцевские чтения – 2017 : материалы Междунар. науч. конф. (16–17 апреля 2017 г.). Москва: Пашков дом, 2017. С. 34–38