Ф.98 №66. Сборник богословский с «Повестью о белом клобуке», «Посланием о рае» Василия Калики, «Посланием Филофея дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину» и полемическими антилатинскими сочинениями
Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Втор. четв. XVII в.
Кол-во листов: 545 л.
Примечания:Датировка. Втор. четв. XVII в. Вод. зн.: 1) Лилия в гербовом щите под короной, два вида (первый вид: с литерами «PR» под гербом, см. л. II – подобный: Piccard, т. 13, II, № 1289 – 1644 г., Гераклитов, № 211 – 1648–1649 гг., Дианова, Костюхина, № 904 – 1642 г., но в альбоме литеры «РI»; второй вид: сходный, но без литер, см. л. 117 – близкий: Piccard, т. 13, II, № 1287 – 1644 г.); 2) Орел двуглавый, на груди – рог изобилия (см. парные зн. на л. 12 и на л. 12а – близкие: Гераклитов, № 128 – 1642 г.; та же пара зн. в рукописи: РГБ. Ф. 98. № 44). Блок. 545 л. (I–II + 541 л.+ л. 12а–б); л. I–II, 541 – защитные, л. 12а–б – без текста. 1° (30,2 × 19,5). Письмо. Полуустав одного почерка. Переплет. Современен рукописи. Доски в тисненой коже, с двумя застежками. Кожа на крышках потерта, края корешка надорваны по сгибам. Художественные особенности. На л. 49 к свободному от текста месту в качестве иллюстрации приклеен фрагмент листа с красочным изображением зодиакального круга, украшенного 12 рисунками знаков зодиака, надписью: «7 планит по седмице» в центре и чернофонным «старопечатным» орнаментом по периметру; перо, чернила, темпера. На л. 1 киноварный инициал, украшенный стилизованной растительностью. Вязь в заголовке (на л. 1). На внешних боковых полях л. 218: рис. восьмиконечного и круглого нимбов (перо, чернила, киноварь), л. 219: рис. трех звезд, символизирующих три великие тайны Богородицы (киноварь). Содержание. Сборник, загл.: «Книга, глаголемая [Просветитель], богословная, еже есть многосложная от великих святых богомудрых богословцев и богодухъновенных отец избранна и сочинена преизящное богословие». Предваряется Оглавлением (113 гл.) и двумя Предисловиями, первое из которых соответствует гл. 1–2: «Глава 1. Слово о непостижимем Божестве, о глаголаннем и о неглаголаннем», нач.: «Преже всего подобает ведати, како повелено есть нам от божественых писании о Бозе мудрствовати...» – выписка из начала «Сказания о скончании седьмой тысящи» (до слов: «и недоведомых глаголати не можем») (л. 1–1 об.); выписки изречений о богословии сщмч. Дионисия Ареопагита, свтт. Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского и Григория Великого (л. 1 об. – 2); Слово свт. Иоанна Златоуста, без загл., нач.: «Хощу же рещи вам, братие, дивно нечто, яко да увесте, колико растлевает диавол, колико изобретает, колико наносит еретиком...» (л. 2–5 об.); «[гл.] 2. Сказание, яко Божиим повелением предстательствують аггели над всякою страною», нач.: «Якоже свидетельствует Моисеи, глаголя: егда разделяше Вышнии языки, ихже разсея сыны Адамовы, постави пределы языком…» (л. 5 об. – 8); «Философ глаголет. Блаженыи Константин Философ вопросим быв от схоластика логофета Варасихия Кирьята: что есть философия? Он же отвеща, рече: философия есть добродетельное житие...» – выписка из Предисловия к «Диалектике» преп. Иоанна Дамаскина в редакции митр. Даниила [Гаврюшин, с. 361] (л. 8–8 об.); «Сказание главам книги сея» – Оглавление, 113 гл. (л. 8 об. – 12); «Предисловие благодарственно Содетелю и Зиждителю всех Творцу Богу», нач.: «Что се творит и крепит и претворяет? Токмо Твое изволение и Твоя держава, вся создавшаго, яко велиши и хощеши...» (л. 13–14); «О писании. Превелия суть в человецех дарования Божия от Вышнего человеколюбия...» – начало до слов «и от единого и того же начала исходяща, человеческую украшают жизнь» сходно с «Посланием» преп. Максима Грека вел. кн. Василию III [Сочинения, с. 297] (л. 14–16 об.); «Василии Великии», нач.: «Не подобает прилучающаяся себе учения влагати, но разумети потребная учения не мало сущи на спасение...» – статья Изборника 1073 г. (СК XI–XIII вв., с. 120) «Василиево еже начало притъчам», л. 203в–г (л. 16 об. – 17 об.); «О Антихристе и о кончине века. Вопрос. Кое познание должен есть человек держати, не прелстится...» (л. 17 об. – 18 об.); «Григории Богослов глаголет о еллинех, хвалящихся о внешнеи премудрости, мы же велико [имя] имяхове, еже христиане быти именоватися, и о том паче хвалитися, нежели Гигие о перстни и Омид о злате...» – здесь имеются в виду цари Гигис и Мидас, о которых писал Григорий Богослов в Слове надгробном Василию Кесарийскому (л. 18 об. – 20). Дальнейший состав Сборника соответствует Оглавлению: «[гл.] 3. Символ, сиречь исповедание православные веры, святаго Афанасия, архиепископа Александриискаго, иже святыи Амбросие и святыи Августин вкупе составиша и истолковаша о вере соборнеи и о превышнеи Троицы. Сущее», нач.: «Иже аще хто хощет спасен быти, преже всего потреба есть, да содержит православную веру...» (л. 20–29 об.); «[гл.] 4. Начертание от различных богословесных книг снискателно от глубочаишаго сокровеннаго разума богомудрых отец», нач.: «Что в богословии заповедает исповедати, а не пытати...» (л. 29 об. – 36); «[гл.] 5. Анастасия Синаискаго. О сущих по образу и по подобию», нач.: «Приидем убо на сущая, еже по образу и по подобию Божию создан бысть человек...» (л. 36–37); «[гл.] 6. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха Царя града. Слово о шести днех, о сотворении небу и земли и всеи твари видимои и невидимеи», нач.: «В первыи день в неделю сотвори Бог первое аггели, второе свет...» – «Слово о бытии всего мира и о создании Адамли» Иоанна Златоуста, дополненное выписками из сочинений Епифания Кипрского, Иоанна Дамаскина и Максима Исповедника (л. 37–93 об.); – «О знамениях небесных» [ЧОИДР. М., 1881. Кн. 2. С. 56–59]: «[гл.] 7. Первое о гибели солнца и луны», нач.: «Затемнение солнца бывает в час новыя луны прошедшим двадесет девяти днем...» (л. 93 об. – 94); «[гл.] 8. О звезде комите», нач.: «Звезда комита образом аки копие...» (л. 94–94 об.); «[гл.] 9. О громе и о молнии», нач.: «Гром бывает во облаце...» (л. 94 об.); «[гл.]» 10. О дожде и о снеге», нач.: «Облаку некоему исходящу...» (л. 94 об. – 95); «[гл.] 11.О ветрех и о трусе земнем», нач.: «Ветры четыре на земли...» (л. 95); «[гл.] 12. О небеси и о облацех», нач.: «Ибо едино есть по существу, девят же по числу...» (л. 95–95 об.); «[гл.] 13. Въспытание, откуду человеку злое случися», нач.: «Но лежит се яве не в ких святых книгах...» (л. 95 об. – 96); «[гл.] 14. Вопрос. Откуду дияволу ведение злых бывает», нач.: «Но и о сем убо вопрошати имаши...» (л. 96–97 об.); «[гл.] 15. Яко зло рещи дияволу ведети зло, еже бо преслушатися», нач.: «Ту абие бывшу дияволу...» (л. 97 об. – 98); «[гл.] 16. К глаголющим, яко Бог зла ли сотвори дияавола, или сам ся преврати на естественою», нач.: «Тако ли и сотвори Бог...» (л. 98–99); «[гл.] 17. К глаголющим, ведяше ли Бог диявола будуща зла или не ведяше», нач.: «Глаголи, аще такого его будуща...» (л. 99–99 об.); «[гл.] 18. Якоже единаго ведение благаго ведал бы человек, не ведыи различиа злаго», нач.: «Созда и Бог, да преспешное благости Его обавлено будет человеком...» (л. 99 об. – 101); «[гл.] 19. Тваребна ли есть вещь или ни, и про что начат Бог творити мир», нач.: «На вещное же возбранитися хощу...» (л. 101–102); «[гл.] 20. Яко от не сущих мир», нач.: «Создания сущая сотвори...» (л. 102–103); «[гл.] 21. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго сказание, како предуведе Бог, яко Адам преступити заповедь», нач.: «Мнози глаголют, не уведе ли Бог, яко согрешит Адам...» (л. 103–105); «[гл.] 22. О изменении твари, яко суете тварь неволею повинуся», нач.: «Егда убо Адам преступи заповедь Божию...» (л. 105–105 об.); Выписки из «Диоптры» Филиппа Пустынника: «[гл.] 23. От Зерцала. Иже по образу Божию и подобию кое есть, и кто от обою имать то: душа или тело, и которое которого первозданно бысть», нач.: «Душа. Да коего глаголеши человека рабыне...» (л. 105 об. – 107 об.); «[гл.] 24. Душа, обаче и сие ми скажи о рабыне: тело праотца Адама како создано бысть, убо тлено ли или нетленно, мертвенно ли или не тако. Плоть», нач.: «И о сем, владычице, речем ти...» (л. 107 об. – 108); «[гл.] 25. Душа. Како аз славная с неславным создана бых и не первее бых, яко велика и болши. Ты же послеже, яко менша создана бысть о рабыне, и како бессмертное мертвенному сопряжена бысть», нач.: «Хощеши ли навыкнути еже вопрошаеши...» (л. 108–109 об.); «[гл.] 26. Душа. Грехопадение первозданных бысть, еже некогда зле здеяша в раи, убо есто есть повинен о сем, рцы ми словесное душа и безсловесное тело бых, навыкнути кто есть преже согрешив», нач.: «Взыскание твое, владычице, выше мене есть...» (л. 109 об. – 111); «[гл.] 27. Душа. Яко ничтоже творит душа или деиствует кроме тела, но его веми уды деиствует и познавается, какова есть и колика», нач.: «Да что есть и каково дело имаши...» (л. 111–114 об.); «[гл.] 28. Егда аще что от удов телесных погибнет или ино к(ак)о вредится, безделствует душа к служению его», нач.: «И по сих же паки аще что от удов моих случится...» (л. 114 об. – 115 об.); «[гл.] 29. Георгия Писида, убо в коеи части тела пребывание уму мнети достоит», нач.: «Аще же хитроумная ко словесем скажем...» (л. 115 об. – 116 об.); «[гл.] 30. Яко ум без тела сотворяет убо злая и благая многа, тело же кроме ума ничтоже», нач.: «Ум кроме тела сотворяет...» (л. 116 об.); «[гл.] 31. Мефодия Патръского о помыслех», нач.: «О помышлении и о мечте неподобных, и на ня же не хощем души помыслы обводиме...» (л. 116 об. – 117 об.); «[гл.] 32. О естестве и о уставе изображение вкратце изложение причисленное, еже имать устав человеческого существа», нач.: «Преже всех век тричисленое в число приятся, седмочисленое же по вецех вочтеся...» (л. 117 об. – 118); «[гл.] 33. О чювствах душевных и телесных», нач.: «Якоже бо телеси нашему чувств суть пять...» (л. 118–119); «[гл.] 34. О душевном тричастии преподобнаго отца нашего Иоанна Дамаскина», нач.: «Душа разделяется на словесное и яростное и похотное...» (л. 119–120); Выписки из «Диоптры» Филиппа Пустынника: «[гл.] 35. От Зерцала. Почто, служителнице, словесныя силы от онех предустрои или отдели паки аггельския…» (л. 120–121); «[гл.] 36. (без заглавия), нач.: «Душа. Имам ино взыскание неоудобь обретаемо, и скажи ми явление сему аще веси рабыне…» (л. 121–122 об.); «[гл.] 37. (без заглавия), нач.: «Душа. И аще якоже научи о душах рабыне, яко не разньствуют…» (л. 122 об. – 130 об.); «[гл.] 38. (без заглавия), нач.: «Плоть. Известили си убо ныне отреченных или еще требуеши навыкнути опаснеишее сия…» (л. 130 об. – 132 об.); «[гл.] 39. (без заглавия), нач.: «Душа. Рабыне, якоже преди рече, преже мало в слове, яко же есть сущное…» (л. 132 об. – 136 об.); «[гл.] 40. (без заглавия), нач.: «Душа. Ражаемым почто страсти въпадания…» (л. 136 об. – 145 об.); «[гл.] 41. (без заглавия), нач.: «Душа. Сатана же како приходит в наше сердце…» (л. 145 об. – 159); «[гл.] 42. (без заглавия), нач.: «Душа. Рабыне, якоже преди рекла еси в третием слове, яко три силы умныя суть…» (л. 159–162 об.); «Кирилла Александриискаго», нач.: «Словесная душа и умная, и по телесне отхожении и живет и пребывает...» (л. 162 об. – 163 об.); «Григория Нискаго», нач.: «Григории Нисскии рече: Не стужаем убо братии, от земных отпущаеми суще...» (л. 163 об. – 164); Афанасия Александрийского («Афонасиево»), нач.: «Аще душа тело движет...» (л. 164–167 об.); «[гл.] 43. (без заглавия), нач.: «Душа. И аще се истинно, якоже истинно есть святых душа, иже преже отшедших…» выписка из «Диоптры» Филиппа Пустынника (л. 167 об. – 168 об.); «[гл.] 44. К любящим, яко Христос с разбоиником вниде во еже на земли раи», нач.: «Ныне Христу распеншуся и воскресшу...» (л. 168 об. – 169 об.); «[гл.] 45. Которыи есть мысленыи раи, котории же в нем садове, тех божествении плод мудреиши и высоко приложително видение», нач.: «Древо жизни Святыи Дух есть, живяи в вернем человеце, якоже Павел рече: не весте ли...» (л. 169 об. – 178 об.); «[гл.] 46. Едаже Христос сшед во ад, вся ли иже от века тамо сущая душа свободи по писанию», нач.: «Не просто бо спасл есь жизнодавец Христос...» (л. 178 об. – 179 об.); «[гл.] 47. Яко в будущем веце болше прославлении будуть святии паче аггел, яко же есть писано, в ня же желають аггели приникнути», нач.: «Вопрос. Да почто наше естество паче аггельскаго прослави и любит Христос? Ответ: Слыши Павла...» (л. 179 об. – 181); «[гл.] 48. Сказание, каковая тварь она будеть будущаго века», нач.: «Чаяние бо твари, еже глаголет, сице есть...» (л. 181–182); «[гл.] 49. Яко по разжении мира небо будеть и земля и ветри», нач.: «Не добро оно, еже глаголати: весма изгибнути всему...» (л. 182–183); «[гл.] 50. Ко глаголющим суесловцом, яко душам есть, а не плоти востание», нач.: «Аще убо кто воскресение не во плоти, но в души разумеет...» (л. 183 об. – 184 об.); «[гл.] 51. Яко человеческая телеса бессмертию суть причастна», нач.: «Якоже человеческая телеса безсмертию суть причастна силою Божиею...» (л. 184 об. – 187); «[гл.] 52. О возрастех и о каковстве от образа в воскресении», нач.: «Сице есть разумети воскресение, еже тогда малым же и великим всем обще человеком...» (л. 187–187 об.); «[гл.] 53. О неверующих геоне от вещеи указание», нач.: «Аще кто не верует геоне...», па поле примеч.: «К Сел(унянам) Бес(еда) и от нравоуч(ения)» – скорее всего, выписка из печатного изд. «Бесед» Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола Павла (Киев, 1623 г.) (л. 187 об. – 189); «[гл.] 54. От Зерцала. О кончине века и о Антихристе сказание», нач.: «Мало о последних днех нынешнего сего века...» (л. 189–195); «[гл.] 55. О веце присносущих и будущем», нач.: «Господь Бог веки сотвори...» (л. 195–196); «[гл.] 56. Сказание, како прочитати божественная писания, яко за еже не радети нам о сих, от сего вся злая рожаются, и жития наша растлешася, и еретическии возрасте недуг, и не возможно спастися нечасте сия прочитающему» (л. 196–199 об.); «[гл.] 57. Сказание о шести законех, како предашася Богом от древних лет до пришествиа», нач.: «Велие утвержение, кое же не согрешати писаниом прочитание...» (л. 199 об. – 202); «[гл.] 58. Слово многосложное святых отец о Единороднем Сыне Божии», нач.: «Един Сын единородно бо истиною без вреда из Отца рожден…» (л. 202–208 об.); «[гл.] 59. Поучение церковное о Святеи Троицы святых отец и о вере», нач.: «Вопрос. Что есть Бог, и почему Бог, и колищи речеться Бог…» (л. 208 об. – 212 об.); «[гл.] 60. О Святеи Троицы и о вере», нач.: «Преже всех и со всеми и ради всех…» (л. 212 об. – 214); «[гл.] 61. Анастасиа блаженного патриарха Антиохииского и Кирилла Александрииского изложение вкратце о вере», нач.: «Вопрос. Коея еси веры?..» (л. 214–217); «[гл.] 62. Святаго Геннадия, патриарха Царяграда, и о дузе небеснеи, и о стреле громнеи», нач.: «Дуга есть образ Божественаго подобия, невидимое ум, слово, душа...» (л. 217–218); «[гл.] 63. [О венце, что есть пишут у Святаго Духа на иконе, и о венце Христове толкование]»; нач.: «У Господа Бога и у Святаго Духа пишут на образе венец осмоуглен. Осмоуглием бо являет, яко тои есть образ седми веком Творца и будущаго века Отца. Седмыи бо настояшии век наречется…» – заглавие в тексте отсутствует; заимствовано из Оглавления (л. 218–219); «[гл.] 64. Подпис Богородична обра(за). Толк. ΜΡ. θ(εο)υ», нач.: «Толкование гречески...» (л. 219); «[гл.] 65. Святаго Анастасия Синаискаго о ризе Спасове», нач.: «Вопрос. Како учеником заповеда Господь...» (л. 219–220 об.); «[гл.] 66. Написание Афонасия, мниха Иерусалимскаго, к Панкови о древе разумнем добру и злу», нач.: «Поведаша нецыи: яко многи учиши о древе разумнем...» (л. 220 об. – 223); «[гл.] 67. О образе Софеи Премудрости Божии», нач.: «София – Церковь Божия, Пречистая Дева Богородица, сиречь девьственых душа...» (л. 223–224); «[гл.] 68. Сказание о храме и обра(зи) Пресвятеи Богородицы, юже написа и евангелист Лука», нач.: «По воскресении же и по вознесении Господа нашего Исуса Христа...» (л. 224–227 об.); «[гл.] 69. О прехождении храма святеи Богородицы во град Тарсию», нач.: «Во странах Иерусалимских во граде Галилейском...» (л. 227 об. – 230 об.); «[гл.] 70. Иоанн Дамаскин. О иконах поклонении», нач.: «Имже убо зазирают нас, кланяющимся нам и чтущем Спаса же нашего и Господа образы...» (л. 230 об. – 232 об.); «[гл.] 71. Преподобнаго отца Иоанна Дамаскина, в неделю православную, слово о святых и честных иконах на еретики». нач.: «Понеже убо мнози начаша счиневати повести...» (л. 232 об. – 249); «[гл.] 72. Образ святыя веры изложен на первом соборе» (л. 249–253); «[гл.] 73. Истолкование: «Господи, Исусе Христе, Боже наш, помилуи нас аминь...» (л. 253–256 об.); «[гл.] 74. О крестном знамении, како рукою креститися. Феодоритово», нач.: «Сице благословити рукою и креститися три персты имети равно вкупе: болши да два последних – по образу Троическому: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святыи Дух...» – Слово блж. Феодорита Кирского (л. 256 об. – 257 об.); «[гл.] 75. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго слово о святом и спасенном крещении, и искушении, и о разбоинице, на арияны, и что разумеется «званъи» в некая рачения апостолова», нач.: «Еже убо есть солнце телесем...» (л. 257 об. – 278); «[гл.] 76. Епифания, иеромонаха обители Калистратовы, о житии и о воспитании и летнаго и тонкостнаго показаниа Пречистые и Преблагословеные Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Мария», нач.: «О воистинну и истиннои Богородицы и Приснодевы Марии мнози поведаша пророцы...» (л. 278 об. – 296 об.); «[гл.] 77. Слово свт. Иоанна Богослова о покои святыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария, и о принесении апостол по воздуху», нач.: «Святеи и Преславнеи Богородицы и Приснодевы Марии по обычаю на святыи Гроб Господа нашего входящи кадить...» (л. 296 об. – 304); «[гл.] 78. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Константина града, слово, егда вне церкве обретеся (Е)втропии и отторжен бысть, и о еже Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенах», нач.: «Сладостен убо цветник и раи...» (л. 304–328); Выписки из «Толковой службы» [Афанасьева, 2010, с. 58–80; 2012, с. 139–191]: «[гл.] 79. О апостольстеи соборнеи церкви толкование», нач.: «Церкви есть земно небо, и храм Божии, и невеста Христова...» (л. 328 об. – 330); «[гл.] 80. Божественыя службы литоргии толкование: Став диякон пред цесарскими дверми на обычном месте и сотворя поклоны 3 и глаголющу диякону: благослови, владыко», нач.: «Благослови, владыко. Толк. И то есть к невидиму Божеству...» (л. 330–349 об.); «[гл.] 81. Инока Максима Грека слово к смеющим глаголати трижды “аллилуия” чрез предания церковная, а в четвертыи: Слава тебе, Боже», нач.: «Предание апостольское и отеческое изначала прияхом равно...» (л. 349 об. – 353 об.); «[гл.] 82. Того же инока Максима Грека сказание, яко не подобает внимати глаголющим: не быти прочее им божественеи литургии не поспевшим приити ко чтению божественаго еуангелия», нач.: «Оно же неких суемудреных, имже недугуют злочестивым мудрованием...» (л. 353 об. – 356 об.); «[гл.] 83. Святаго Василия толк священническаго чина, что есть иереи, и почему глаголется священник, и что есть острижение главы его», нач.: «Чтец есть столп мученическии...» (л. 356 об. – 358); «[гл.] 84. Сказание, что есть черноризец, и что одеяние его», нач.: «Чернец образ есть подобию пустыннаго Иоанна Крестителя...» (л. 358–358 об.); «[гл.] 85. О пострижении мниха в малыи образ от Ветхаго Закона ина мера», нач.: «Рече Господь Моисеови: изведи из Египта люди Моя...» (л. 358 об. – 359); «[гл.] 86. Начало мнишескаго чину»; нач.: «Сии же слышавшее Акилла и Прискилла от Павла…» (л. 359–359 об.); «[гл.] 87. Святаго Кирилла Туровскаго о образе иноческом», нач.: «Егда иизраильтяне поидоша из Египта...» (л. 359 об. – 360); «[гл.] 88. Из книги Макси(ма Грека) инока сказание о освящении воде на заутрия святых Богоявлении», нач.: «О немже спрашивал мене твое благоговеинство, мало ему скажу...» (л. 360–361); «[гл.] 89. О яице, еже есть на светлое воскресение достоит убо целоватися с черленным, а не желтым, ниже иным цветом», нач.: «Что ради на Велик день человецы имеют яице черлено...», включает «О антипасхи повесть», нач.: «В новую неделю по Пасце о антипасхи повесть Кирила мниха о поновлении воскресения и о артусе...» – Слово Кирилла Туровского (л. 361–362); «[гл.] 90. Инока Максима Грека послание к некоему князю, вопросившуму его, с чего пошло не ясти скоромного в понеделник», нач.: «Понеже слышал есми, что твое благородие прилежне взыскует, глаголя....» (л. 362–363); «[гл.] 91. Сказание инока Максима Грека ко глаголющему, яко во всю Светлую неделю солнце не заходя стояло, и того ради глаголют един день всю Светлую неделю», нач.: «Иже в последних сих наших летех священницы сущии...» (л. 363–364 об.); «[гл.] 92. Слово на безумную прелесть и богомерскую мудроствующих, яко погребания для утопленаго и оубитого бывают плода тлителнии стужи земных прозябении», нач.: «Некии еллинскии мудрец глаголет...» (л. 364 об. – 367); «[гл.] 93. Правило святых отец 7-ми соборов недоуменных вещеи, из Никонские книги по воспросу толк.», нач.: «В(опрос). Аще епископ оставит епископство...» (л. 367–373 об.); «О Июде предатели. Аполинариево», нач.: «Не умрет во удавлении Иуда...» (л. 373 об. – 374); «Преподобнаго Никона вопрос: На колицех сребренеицех предаде Июда Господа...» (л. 374); «[гл.] 94. Божественаго Афонасия, архиепископа Александриискаго, ко Антиоху князю о многих нужных взысканиих, иже во священных писаниих недоуменных и должных всеми християны ведомо быти. Воспрос», нач.: «Первии убо веровавше и крестившеся...» (л. 374 об. – 415 об.); «[гл.] 95. Чин и устав о разделении тричисленого составления о человечестем строении, что есть человек внешнии глаголют», нач.: «Человек есть животно словесно мертвено...», включает раздел: «Василия Великаго. Всяко же три сия различия...» (л. 415 об. – 420 об.); «[гл.] 96. О основании добродетелном», нач.: «Аще кто назидает на основании сем злато...», на поле писцовое указание на беседу 9-ю Иоанна Златоуста на гл. 3 Первого послания к коринфянам ап. Павла (л. 420 об. – 422); «[гл.] 97. О разделении чина и устава Божия рая, и ко глаголющим, яко раи чювстен, мнящеся быти составлен», нач.: «Рече божественыи Ефрем...» (л. 422–424); «[гл.] 98. О разсмотрении скончании вещеи мирских», нач.: «Сего ради познати подобает нравы мирови...», включает стихи покаянные: «Стихи душеполезныя о памети смертнеи. Корениево», нач.: «Множество человеческое все, на землю пришедшее...» [Каталог памятников, с. 271, 601, 604, 614, 620] и «Василия Великого», нач.: «Наг изыдох на плачь сеи младенец сыи...» [Каталог памятников, с. 121, 601, 604, 614] (л. 424–426); «[гл.] 99. Блаженнаго Григория Двоеслова, папы Римского, о разлучении телес душам праведным и грешным и о воспытании, и о часе смертнем, почто сокровен бысть», нач.: «Аще бо тако ведом был смертныи час...» (л. 426 – 475); «[гл.] 100. О апостольских заповедеи и от правил святых отец 300 и 18, иже в Никеи, о книгах правых и отметных», нач.: «О написанных, яко ни мирских составленых псалмов глаголати в церкви и неисправленых книг чести...» – «Индекс книг истинных и отреченных», согласно классификации И.М. Грицевской [Грицевская, с. 179–183] данный текст относится к группе 1 расширенной редакции; данный список исследовательницей не учтен (л. 475–478 об.); «[гл.] 101. Сказание о Феофиле патриарсе и Кирилле архиепископе Александреиских, како проклинаша неправо Иоанна Златоустаго и книги его сожгоша, и потом смири их Святая Богородица», нач.: «Феофил убо, якоже сказует божественая писания, патриарх великия Александрия бяше зело милостив...» (л. 478 об. – 481); «[гл.] 102. Написание, чесо ради Великого Нова града архиепископы на главах своих носят белыи клобук, а не якоже прочии архиепископы», нач.: «В лето 6845. По явлении же святых апостол святеишии папа Селивестр поучив царя Констянтина о божественых писании...» – «Повесть о белом клобуке» краткой редакции [Розов, с. 204] (л. 481–484); «[гл.] 103. Послание Василия, архиепископа Новгороцкого, Тферъскому епископу Феодору», нач.: «Василие, Божиею милостию архиепископ Нова града, священному епископу Тферскому Феодору, еже о Христе брату...» – «Послание о земном рае» Василия Калики тверскому епископу Феодору Доброму (л. 484–488); «[гл.] 104. Послание о злых днех и часех», нач.: «Государя православного царя богомольцу государю Иоанну Киндеевичю [так!] Елизарьева монастыря твои нищии богомолец старец Филофеи Бога молит и челом бьет. Прислал ты, государь мои, ко мне свою грамоту, а в неи писано, чтоб то мне внутренеи внешнеи свиток истолковати. И тебе, государю моему, ведомо, что аз, селскои человек, учился буквам...» – «Послание о злых днях и часах» Филофея, инока Псковского Елизарова монастыря, дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину, с иным обращением (л. 488–494 об.); «[гл.] 105. О первенстве Римьстем и о стареишинстве их», нач.: «Глаголют бо нецыи, наипаче же латини, яко от блаженнаго апостола Петра Римскому епископу стареишинство вручено...» (л. 494 об. – 497); «[гл.] 106. Поучение от седми собор на латыню и прочее», нач.: «Не бохма убо реку христиани...» (л. 497–505 об.); «[гл.] 107. Сказание о латынех, како отступиша от православия», нач.: «При сем царе Констянтине и матери его Ирине...», включает разделы «О Формосе папе», нач.: «В лета же Лва царя Премудраго...» и «О пермудрии римляне», нач.: «Что мнится вам о Христе...» (л. 505 об. – 509 об.); «[гл.] 108. Воспроси християнстии и ответи латинстии», нач.: «Философ рече: Что ради не кланяешися святым иконам...» (л. 509 об. – 513 об.); «[гл.] 109. О канонех, когда начало приаша», нач.: «Андреи Критцкии был во царство Констянтина Брадатаго на шестом соборе...» (л. 513 об.); «[гл.] 120. О отложении мяс инок», нач.: «Подвижнии убо отцы изначала мяса не ядяху...» – выписка из Русского хронографа (гл. 161), расчет лет которой соответствует 1512 г. (л. 513 об. – 514 об.); «[гл.] 121. Житие и исповедание видение прелести бесовъстеи святаго священномученика Киприяна», нач.: «Бысть некии человек родом Антиохия Сирския...» – Покаяние Киприана волхва (без оконч.) с фрагментом «Мучения Киприана и Устины», особой хронографической редакции, отличной от ВМЧ (2 октября); в начале – переработка проложной памяти (до слов: «восхоте веровати Христове и в христианскую веру», далее: «И нача исповедати о Христовых таинах...» – начало «Покаяния»; в конце минейного чтения – фрагмент Хроники Георгия Амартола [аналогичный текст имеется в Тихонравовском хронографе нач. XVI в.: РГБ. Ф. 299. № 704. Л. 469. Однако текст в егоровской рукописи не является непосредственной выпиской из последнего, поскольку местами передает оригинал более полно] (л. 514 об. – 523 об.); «[гл.] 122. О лжезнамениих и пророчествиих сатанинских святаго Анастасия Синаискаго», нач.: «И сия убо о православных и грешных творящих знамениа или пророчествующих...» (л. 523 об. – 524 об.); «Тогожде», нач.: «Ибо Антихрист, приходя попущению Божию, сотворит служащим ему...» (л. 524 об. – 525), «От Андреят(иса)», нач.: «Симон же паки волхв и при апостолех колико содела знамениа...» (л. 525–525 об.); «Афонасия Александрьскаго», нач.: «Вопрос. Како чародеи отгоняют бесы...» (л. 525 об. – 526); «От Летописца», нач.: «Во днех Василия, иже от Македониа царствовавшаго, бе некии инок, многи прелщая...» (л. 526–527); «От Никонских правил», нач.: «Весть бо иже и другии паки...» (л. 527– 529); «О сонных мечтании (слово) Василия Великого, и иных недоведомых вещех», нач.: «Не подобает же в день пяточныи...» (л. 529–531); «Из Лествицы», нач.: «Иже убо сониом веруяи...» (л. 531–531 об.); «О страшилищях бесовских, (слово) святаго Антония Великаго», нач.: «Братиа некия приидоша ко отцу Антонию...» (л. 531 об. – 532 об.); «[гл.] 123. Толкование о пиявицы, сущои в притчах, и о еже: Небеса поведают Славу Божию», нач.: «Цветен Христу плету венец...» – толкование Иоанна Златоуста на «Притчи Соломона» (л. 532 об. – 539 об.); «Что расохато ногою, что и ижвание двеченое», нач.: «Еже бо о нуде расохаты ноги, то зде делное житие и разумное. А еже инде возрыгати брашно...» (л. 539 об. – 540). Записи и владельческие пометы. На нижних полях л. 1–23 полустертая скорописная запись: «Живоначалные Троицы Антониева Сиискаго монастыря въ 169 году положил сию книгоу в дом Живоначальные Троицы Антонию Чюдотворцоу игоумен Феодосии, егда второе возведен на игуменство, по собе и по родителех своих ради вечнаго помяновения игумена Феодосiя… неотъемлемои быти от святои обители никомоуже в похищение». Вторая полустертая запись выполнена на нижнем поле л. 5 об. и также относится к Феодосию: «Лета 160 году… послан из Сиискова монастыря на Онегоу в Кожеозерскои монастырь», третья – на нижних полях л. 539 об. – 540: «Во игуменство второе писал своеи рукои игумен Феодосии». Ниже, той же рукой и чернилами, в квадратных скобках приписано: «[въ (?)» (л. 539 об.) и « Сие]» (л. 540). Подпись игумена Феодосия на л. 540 сходна с аналогичными записями на других принадлежавших ему книгах, например: БАН. Арханг. Д 474. Л. 204 [Кукушкина, ил. 27]. Вопрос об участии Феодосия в написании основного текста рукописи требует специального рассмотрения, поскольку ее почерк не совпадает с двумя предполагаемыми образцами книжного письма Феодосия [Кукушкина, ил. 26, 28]. Все три записи прочтены в УФ-лучах. На обороте верхней крышки переплета запись: «Сия книга Якова» (карандаш). На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=196». Дополнительные сведения. Преподобный Феодосий, игумен Троицкого Сийского Антониева монастыря (1644–1652, 1663–1687; ум. 29 окт. 1687 г.) [Строев, стб. 820–821], родился в 1612 г. в Холмогорах (в миру – Феодор). В 18 лет против воли родителей постригся в Свято-Троицком Сийском монастыре, где принял монашество под именем Феодосия. В 1652 г. по навету монахов был отстранен патриархом Никоном от игуменства в Сийском монастыре и отправлен на игуменство в Кожеозерский монастырь на Онеге, из которого вернулся через 5 лет. Феодосий – известный книжник и иконописец, после него осталась библиотека из 25 рукописных и 28 печатных книг. Сохранились две книги, написанные и украшенные его рукой: лицевое Житие Антония Сийского 1648 г. (ГИМ. Шук. № 750) и Сборник житий (БАН. Архангельское с. Д. 234). О Феодосии Сийском см. в работах М.В. Кукушкиной [Кукушкина, c. 28–29, 102–111; ил. 26–29] и Е.А. Рыжовой [Рыжова, с. 217–263]. Сходные сборники постоянного состава под названием «Просветитель» разобраны Г.А. Лончаковой [Лончакова, с. 47–48]. Исследовательница указала на три известных ей списка: 1) РГАДА. Ф. 181 (РО МГАМИД). № 288/667 – кон. XVII в.; 2) РГБ. Ф. 310 (Собр. В.М. Ундольского). № 1071 – кон. XVII в.; 3) БАН. Арх. Д. 429 – нач. XVIII в. Количество глав в указанных Г.А. Лончаковой списках несколько меньшее – всего 113. Более ранний Егоровский список остался исследовательнице неизвестен. Заглавие у всех сборников одинаковое: «Книга, глаголемая Просветитель, богословная, еже есть многосложная от великих святых богомудрых богословцев и богодухъновенных отец избранна и сочинена, преизящное богословие». Хотя в заглавии егоровского списка слово «Просветитель» пропущего, именно с ним он отразился во Вкладной книге Сийского монастыря (БАН. Архангельское собр. Д. 374) среди перечня книг, вложенных игуменом Феодосием, «что в казну дал в прежнее свое игуменство», но записанных под 7169 [1661] годом: «Книга Просветитель писмяная, в десть, в краснои коже». Других дестевых сборников Феодосия подобного состава и переплета во Вкладной книге нет [Изюмов, 53]. Библиография. Анисимова Т.В. Тихонравовский хронограф: исследование, публикация текста. Часть 2 // Летописи и хроники. Москва; Санкт-Петербург, 2017 (в печати). В работе исследуется список «Покаяния Киприана» с фрагментом «Жития Устины» (гл. 121, л. 514 об. – 523 об.)