Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Нач. XVI в.
Кол-во листов: 460 л.
Примечания:Датировка. Нач. XVI в. Вод. зн.: 1) Тиара (см. парные знаки на л. I, 19, 40 и на л. 12, 36 – близкие: Мареш, № 1331 – 1504 г., подобные: Лауцявичюс, № 1591 – 1506, 1509 гг., Лихачев, № 1287 – 1499 г., № 1352 – 1507–1508 гг., № 1405 – 1512 г.); 2) Голова быка с крестом, обвитым змеей (см. л. 332 – близкий: Piccard, т. 2, XVI, № 364 – 1500–1504 гг., РГБ. Ф. 98. № 90 – нач. XVI в., подобный: Briquet, № 15400 – 1501–1513 гг.). Втор. четв. XIX в. (л. 455–459). Вод. зн.: литеры «ЗБ» и б. д. «1829» г. Блок. 460 л. (I + 459 л.); л. I, 455–459 – защитные. 1° (31,5 × 20,7). Письмо. Молдавский полуустав одного почерка. Переплет. XIX в. Доски в тисненой коже, с двумя застежками. Крышки отделились. Обрез синего цвета. Художественные особенности. На л. 1 красочные заставка и инициал плетеного «южнославянского» орнамента. На л. 305 об. на поле рис. руки, держащей чашу, окаймляющей читательскую приписку: «священником и игуменом» (перо, чернила). Некоторые киноварные инициалы украшены стилизованной растительностью. В заголовках на л. 1, 432 высокое уставное письмо киноварью, на л. 432 – с элементами вязи. Содержание. «Синтагма» Матфея Властаря, озагл.: «Сочинение по составех объятии въсех вин священных и божественых правил, потружденно же въкупе и сложено иже въ священноинокых последным Матфиом», нач.: «Яже священных и божественых вещь правил процъв(е)те убо от самого того, якоже слово рещи богомужнаго в мире жителства слова, отнели же и христианское чьстное предание...» (л. 1–431 об.); «От Правил святаго Иоанна Постника», нач.: «Но убо и постнику божественом(у) Иоанне врчьство, иже нам приключаящиихся да видим страстеи...», без окончания, текст обрывается главой «О церковныих сановех» на словах: «...и еже священнословии деиство, рекше благословения и венчания» (л. 432–454). Записи и владельческие пометы. На полях читательские пометы и глоссы кириллицей, на молдавском и на русском языках. На обороте нижней крышки переплета номер книги по Каталогу Е.Е. Егорова: «№=441». Дополнительные сведения. Антиграфом рукописи, как установил А.Д. Паскаль, является «Синтагма» Матфея Властаря 1474 г. (РГБ. Ф. 98. № 742), написанная иеромонахом Иаковом в молдавском монастыре Путна (см. выше, в описании рукописи № 3). Библиография. Ioan Bogdan. Scrieri Alese. Bucureşti, 1968. P. 542–558; Mihaila G. Contributii la istoria culturii şi literaturii române vechi. Bucureşti, 1972. P. 285–287; Radu Constantinescu. Vechiul drept romanesc scris. Repertoriul izvoarelor 1340–1640. Bucuresti, 1972. P. 176, 240, 252–260; Он же. Manuscrise de origine românească din colecţii străine: repertoriu. Bucureşti, 1986. P. 96 (№ 482); Ştefan S. Gorovei. Ştefan S. Gorovei, Moldova lui Vasile Lupu şi arhiepiscopia de Ohrida (Anuarul Institutului de Istorie şi Arheologie Iaşi, 31, 1994. P. 113; Texte româneşti din secolul al XVI-lea: I. Catehismul lui Coresi; II. Pravila lui Coresi; III. Fragmentul Todorescu; IV. Glosele Bogdan; V. Prefeţe şi epiloguri. Bucureşti, 1982. P. 365–463 (на с. 452–461 воспроизведены л. 90, 121 об., 122, 130 об., 172 об., 228, 359, 360, 437 рукописи и публикация ее филиграней); Victor Alexandrov. The Syntagma of Matthew Blastares : the destiny of a Byzantine legal code among the Orthodox Slavs and Romanians. 14–17 centuries // Forschungen zur byzantinischen Rechtsgeschichte. Bd. 29. Frankfurt am Main. 2012. S. 104–105, 204; Virgil Cândea. Mărturii româneşti peste hotare : creaţii româneşti şi izvoare despre români în colecţii din străinătate. SERIE NOUĂ. IV. POLONIA – RUSIA. Bucureşti, 2012. P. 206 (№ 483, 485); Анисимова Т.В. Молдавские рукописные книги в собрании Е.Е. Егорова // Румянцевские чтения: материалы Всероссийской науч. конф. (17–18 апреля 2012). Москва, 2012. Ч. 1. С. 16; Паскаль А.Д. Значение рукописных собраний РГБ для изучения славяно-молдавской книжности XV–XVI вв. // Румянцевские чтения : материалы Всероссийской науч. конф. (17–18 апреля 2012). Москва, 2012. Ч. 2. С. 112; Alexandru Pascal. Din istoria scrierii. P. 70–71