Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №63. Измарагд, с дополнительными статьями

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Нач. XVII в.
  • Кол-во листов: 472 л.
  • Примечания: Датировка. Нач. XVII в. Вод. зн.: 1) Собака и орел в гербовом щите (см. парные зн. на л. 31, 36 – подобные: Каманин, Витвицька, № 644 – 1606 г., Лауцявичюс, № 1278 – 1598, 1601 гг.); 2) Герб Елиты (стрелы в гербовом щите) (см. парные зн. на л. 71, 73 – близкие: Мареш, № 1531 – 1599 г., Лауцявичюс, № 1550 – 1608 г., подобные: Каманин, Витвицька, № 448 – 1610, 1612); 3) Топор в гербовом щите под короной и орлом (см. парные зн. на л. 360, 375 – подобные: Каманин, Витвицька, № 562 – 1609 г.); 4) Слеповрон (птица на подкове в гербовом щите) (см. л. 447, 454 – подобный: Каманин, Витвицька, № 399 – 1604, 1606, 1607, 1612 гг., № 400 – 1608 г., Лауцявичюс, № 2731 – 1607, 1608 гг.); 5) Герб, в поле – женщина в короне, едущая верхом на звере (см. парные зн. на л. 45, 57 – близкие: Чаплицка, № 906 – 1607 г.; типа: Тромонин, № 1618 – 1614 г.).
    Блок. 472 л. (I–V+ 462 л. + л. 1а); л. I–V, 1а – XIX в. 1° (30 × 19).
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. XIX в. Доски в тисненой коже, с двумя застежками.
    Художественные особенности. Инициалы, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках.
    Содержание. Сборник «Измарагд» (загл.: «Книга, глаголемая Изморагд») т. н. «югоападного» вида. В состав первой части (содержащей главы т. н. «основного» типа сборника) входят слова (с оглавлениями): свт. Иоанна Златоуста, главы 1–98 (л. 2–93 об.); свт. Василия Великого, главы 1–22 (л. 93 об. – 108 об.); преп. Ефрема Сирина, главы 1–13 (л. 109–125); свт. Афанасия Александрийского, гл. 1–7 (л. 125–162); свт. Кирилла Иерусалимского, гл. 1–6 (л. 162–171); святых отцов и апостолов, «како жити христианом», гл. 1–19 (л. 171–198). Вторая часть (л. 198–321) сходна с «Измарагдом» Супрасльского монастыря кон. XVI в., описанного Ф.Н. Добрянским [Добрянский (№ 240)], из 375 глав которого в Егор. 63 отсутствуют гл. 368–370, 374.
    Дополнительные статьи: «Сия Псалмы, ими же молимся к Господу нашему Исусу Христу», нач.: «1(-й) псалом пой, егда путешествуеши 3-жды на день; 2(-й) псалом пой, егда ся сънидуть два въиска...» (л. 321– 321 об.); «Истолкование молитве, еже научи Господь Исус Христос ученикы своя, и теми нас научи, и учит молитися и глаголати толкование Златоустаго «Отче наш, иже еси на небесех», нач.: «Учит ны, како подобаеть молитися, и абие ум наш въперяет...» (л. 321 об. – 323);
    Слова преп. Ефрема Сирина: «Наказание явление, како имети страх Божии в души и боятися Его всем сердцем», нач.: «Аз, Ефрем, грешный и неразумный и слабый, присно унылый на показание духовное ... » (л. 323– 325 об.); «Наказание, како подобает с страхом в церкви стояти, слово 19», нач.: «Възлюблений, поразумеимо стоящу пред земным царем, и служащаа престолу и тлиму вижды...» (л. 325 об. – 326); «Наказание о будущем Суде, и о богатеи, и о милостыни, и о вечнои муце», нач.: «Бог сыи благый человеколюбец, многы нам образовал есть путь спасения...» (л. 326–331 об.); «Слово о страсти Спасове», нач.: «Боюся глаголати языком страшнеи повести Спасове...» (л. 331 об. – 335); «Поучение о покаянии и о въздании по делом комуждо», нач.: «Братие, въспрянем скоро к покаанию...» (л. 335–339); «Слово о творящих волю Божию и прещение на грешникы», нач.: «Блажени възлюбившеи Бога и нерадивше о всяческых земных вещех...» (л. 339–340 об.); «О смерти праведных и грешных», нач.: «Тем же, братие, ныне тайну вам глаголю, веде аз человека во роде сем...» (л. 340 об. – 341); «Поучение о покаании о различии души от тела», нач.: «Детель всех благых источник исцелением и съкровище щедротам...» (л. 341–344 об.); «Наказание о глумлении, яко играя Христа съвлачится, и пакы на языческая възыграет», нач.: «Яко не подобаеть играти, якоже и правила святых апостол глаголя(ть), яко ходяй съ идолослужителем не имат с Христом части...» (л. 344 об. – 347 об.); «Наказание о будущим Суде и въздание по делом комуждо», нач.: «Приидете, братиа моя, послушайте мене, малаго Ефрема, и посадим судию свой помысль...» (л. 347 об. – 349); «Поучение о покаании», нач.: «Въшед Господь от ядря Отча и бысть нам путь спасениа...» (л. 349–353); «Наказание о покаании и вечнои жизни, и о безконечнеи муце, како велит Бог тщатися на покаяние», нач.: «Приидете, любимци, приидете, отци и братиа моя, избранное стадо...» (л. 353–358); «Наказание о отвръжении житеискых печалии и о терпении с верою и о покаянии», нач.: «Слышасте, любимци, Господа глаголюща: не убоитесь от убивающих тело...» (л. 358–361); «Наказание о Втором пришествии Христове и о покаании истинне», нач.: «Възлюбленаа братиа, уклонимся убо от злаго онаго пути...» (л. 361–364); «Наказание о крещении», нач.: «Отречение же о пресвятем крещении твоем мало убо является...» (л. 364– 372 об.); «Сказание о Антихристе», нач.: «Како аз грешный Ефрем исполненъ многом невежеством...» (л. 372 об. – 379); «Слово о покаании, и о любви, и о крещении, и о исповедании, Кресту похвала; и о будущем суде», нач.: «Ничтоже почтем, любимаа братиа, паче нелицемерныя любви...» (л. 379–387 об.); «Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Констянтина града, послание, еже посла в заточении от Кукуса к Кириаку епископу Кызычскому, сущу и тому заточену, утешения ради, зелныя жалости и скръби, и та имат же посланя сице», нач.: «Принеси уже, да почръпу твоея жалости прихода...» (л. 387 об. – 390 об.); «Некоего черноризца о почитании книжнем», нач.: «Добро есть, братие, почитание книжное, паче же всякому христианину...» (л. 390 об. – 391); слово преп. Ефрема Сирина «како достоит с всем прилежанием чести святыа книгы», нач.: «Братие, егда наидеть ти лукавый помысль, извлечи си меч...» (л. 391–391 об.); «Святаго Василиа, нач.: «Научися, верныи человече, быти благочестно делател...» (л. 391 об. – 392); «Святаго Василиа о благодарении», нач.: «Седяй на трапезе, молися, и принося хлебы ко устом, давшему хвалы възсылай...» (л. 392); «От Патерика», нач.: «Рече блаженыи Григорие, яко трии сих просит Бог...» (л. 392); «О исходе слова», нач.: «Рече Господь ко Моисею: Всякоя злобы бегайте...» (л. 392–392 об.); «Маркияна слово», нач.: «1 казнь греха, 2 еже оставляет искръным прегрешениа...» (л. 392 об.); «Геннадия епископа»: «Слово о том, еже Бога чтут усты, а дел ся отмещут», нач.: «Рече Генадий: донележе во гресех ходим...» (л. 392 об. – 393); «Того же Генадия епископа», нач.: «Аще влез в оград, иже человекы насажден, и видев въ село възором всяцем украшено цветы красными...» (л. 393); «Генадиа, что ради попусти Бог диаволу боротися с родом человеческым», нач.: «Пакы борци что ради не потреби Господь диавола, о том же, яко попусти ему братися да спасатися...» (л. 393–393 об.); «Иакова апостола», нач.: «Аще в сонмищи нашем муж злат перстень нося...» (л. 393 об. – 399); «Заповедь святаго отца нашего Моисея», нач.: «Въпрашаа словеса Моиси, и еще рече: не оклеветаите друг другу...» (л. 399– 401 об.); «О том же святаго Генадия, патриарха Царяграда», нач.: «Что требуеши, о человече, много наставляющих тя, и пытающи учитель всех, глаголя...» (л. 401 об. – 402 об.); «Исидора Пилисиискаго», нач.: «Яко еже бдети, ни нощию востаати точию, но и днию трезвитися...» (л. 402 об. – 404); «Илариона, некоего черноризца, о подвизе ко Богу, от евангельскых словес вкратце», нач.: «Потщимся, братие и сестры, к вечнеи жизни светлеи...» (л. 404–405); слово преп. Ефрема Сирина «о покаании», нач.: «Посему убо божественному пути поидем, по нему же идут вси възлюбльшеи Бога...» (л. 405–405 об.); слово свт. Василия Великого «о комкании», нач.: «Аще кто от объядениа или съвращением ума осквернитися срамно...» (л. 405 об.); «Святаго отца Генадия слово», нач.: «Лепо есть часто молитися Ему прилежно и верно съ слезами...» (л. 405 об. – 406); свт. Иоанна Златоуста слово «о умръших», нач.: «Яко не точию зело знаем познаваема, но яже николиже пред нашима очима пришедше познаваем...» (л. 406); «В субботу 50-ную, святаго Иоанна Златоустаго о терпении и умилении, и о хвале Божии, и яко не достоит зело тако плакатися о умерших, паче же егда младенници етери часто разлучишася житиа сего», нач.: «Приидете днесь паче первых дний точнеи, на слово и учение вънидем...» (л. 406–413 об.); «Ответ Златоустаго Иоанна, Христова угодника, ко своим овцам покаано слово, еже последнее учение», нач.: «Аз ти поведе, к кому прибегнути. Блаженный Давид показа, кому есть лепо прибегати...» (л. 413 об. – 417); Слова свт. Иоанна Златоуста: «о чести родитель», нач.: «Всяка убо заповеде чиста и прозрачна есть...» (л. 417–419), «о Христове пришествии на гору», нач.: «Чего ради Христос прибеже, егда хотяще и царем поставити, образ нам дая...» (л. 419), «о честити отчи», нач.: «Никакый же успех есть, аще отца и мать свята, и матерь или ину сръдоболю...» и др. (л. 419 об. – 420); «о молитве», нач.: «Все наше есть разно съ аггели...» (л. 420); «Въпрос. Что есть знамение свръшенаго христиана. Ответ. Вера права и дела честива...» (л. 420–420 об.); преп. Иоанна Лествичника, нач.: «Нарицается грехы же делаа, подобен есть лицю, очию не имуща...» (л. 420 об.); «Давидово», нач.: «Любящих Господа ненавидит зла...» (л. 420 об. – 421); «Соломон», нач.: «Мръзость Господеви путие развращении...» (л. 421); «О испытании книг», нач.: «Испытайте искръно о пытание, писаное въ книгах...» (л. 421); свт. Иоанна Златоуста слово «потребнейши житие благознании», нач.: «Въпрос. Почто не рече Спаситель чюдеси апостолска...» и мелкие выписки из других его же слов (л. 421–422); свт. Иоанна Златоуста слово «Поучение еже о ястробех, и о псех, и о конех», нач.: «Се ведуще не просто избираеми но испыташе разумеемы...» (л. 422–424); «Иоанн Златоуст. От 6-го Псалма», нач.: «Мы властители есмы помыслы възгарающеся...» (л. 424–424 об.); «Того же Иоанна Златоустаго», нач.: «Аще и огнь имяше похоти, постави противу огнь...» (л. 424 об.); мелкие выдержки из поучительных слов препп. Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Антиоха Черноризца, Ветхого и Нового Заветов (л. 424 об. – 425 об.); «Марково отеческо о угождении», нач.: «Понеже не вси человеци нечестивии...» (л. 425 об. – 427); «Нила Черноризца к Огафии», нач.: «Сего ради на всяком месте молитися велит апостол...» (л. 427); «Златоуста о чистениих», нач.: «Иже добра дела делает присно, то радуяся и слыша словеса книжнаа...» (л. 427), «Того же о творящих гре- хи», нач.: «Якоже во нощию идущи без месяца...» (л. 427–427 об.); свт. Кирила Иерусалимскаго, нач.: «И инакыи же нам есть успех христианом...» (л. 427 об.); «Иоанна Златоустаго о истине», нач.: «Царь хотяй прияти град противных...» (л. 427 об.); «Того же», нач.: «Храм не потребен без покрова, ни пост без смирениа...» (л. 427 об.); «Святаго Иоанна Златоустаго о молитве», нач.: «Град без стены удоб прият бывает ратными...» (л. 427 об. – 428); «Поучение святаго Василиа к ливанием, философа учеником», нач.: «Съ беседующими и съ сущими учеником успешно слово...» (л. 428–428 об.); «Святаго отца нашего Евсевия слово», нач.: «Хощеши ли не обиден быти, то не обеди ближнего, сирот не бий... » (л. 428 об.); «Слово святаго Иоанна Златоустаго, откуду познавается съвершеный христианин», нач.: «Истовому христианину светлу подобает быти...» (л. 428 об. – 429 об.); «Иоанна Златоустаго слово, како подобает иерея честити паче всех», нач.: «Слышим Павла, глаголюща: покаряйтеся старейшинам...» (л. 429 об. – 430 об.); «Слова избранная на спасение души и на плъзу», нач.: «Человече, вся въсприял еси от Бога...» (л. 430 об. – 431); «Слово о умилении и о покаании», нач.: «Ох, душе, увы, ужико, о горе, супружнице моя...» (л. 431–435 об.); «Написание Антиоха Черноризца на учение и показания. Слово о вере. Глава 1», нач.: «Господу поспешествующу, пръвее подобает веровати...» – выписки из книги «Пандекты» Антиоха Черноризца, гл. 1–5, 9, 23–25, 42, 43, 54, 55, 60, 64, 74, 79, 95, 108, 115, 127, 128, (л. 435 об. – 444); «Слово о зверех, и о птицах, и о рыбах, Фисилог. Слово 1», нач.: «Многоценна венца носит на главе и сапогу на ногу яко царь. Есть же близ Солнечнаго града, лежит же 500 лет на кедрех ливанскых...» – выписка из «Физиолога» (л. 444– 446); «Генадиа, архиепископа Костянтина града, 100-глав. Слово о вере», нач.: «Веруй въ Отца и Сына и Святаго Духа...» (л. 446–452 об.); «Похвала святому пророку и боговидцу Илии Иоанна Златоустаго. Месяца июля 20-го дня. гл. 46», нач.: «Пророци оубо въплощение единароднаго послани быша...» (л. 453–461).
    Записи и владельческие пометы. На правом поле л. 242 владельческая запись: «Сия богодухновенная книга поучителная Николая Кузмича, сына Боробанова, куплена от своих праведных трудов у селе Петрашах [у] Петра Кубанцова ценою 6 карбовенцев серебром 1816 года месяца октября п[е]рвого [дня]». Ниже другим почерком: «У Артема Захарова получили Матвей Борисов... дал 1842 году и благословил ползоватся». На л. 461 поздняя помета: «Сеи Измарагд писан в лето 6945 [1437 г.]». На полях многочисленные читательские и молитвенные записи кон. XVIII в. русской скорописью, а также записи латинскими буквами: «Margarita, pana Semjona Luwcruba» (л. 28), «u roku 1711...», свидетельствующие о более раннем бытовании книги на территории Польско-Литовского княжества.
    Сохранность. Сшивка блока нарушена; значительное число листов отделились от переплета, часть – подклеены по краям и у корешка. Чернила прожигают бумагу, с утратами текста; в особенности пострадали начальные и последние тетради книги.
    Библиография. Пудалов Б.М. Сборник «Измарагд» в русской письменности XIV–XVIII вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. Москва, 1990. Вып. 3. Часть 2. С. 400, 403 (список отнесен к юго-западной редакции); Грицевская И.М. Индексы истинных книг. Санкт-Петербург, 2003. С. 153 (учтен список на л. 189–189 об., отнесен к Основному виду 2-й краткой редакции)