Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Перв. четв. XVI в.
Кол-во листов: 644 л.
Примечания:Датировка. Перв. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Тиара (см. парные зн. на л. 4, 304 и на л. 336 – подобные: Briquet, № 4895 – 1498 г.; сходный зн. в «Синтагме» Матфея Властаря: РГБ. Ф. 98. № 65 – нач. XVI в.); 2) Голова быка, между рогов – стержень с розеткой, снизу – стержень с треугольником; шести видов (первый, второй и шестой виды: см. л. 8, 9, 625 – в справочниках не выявлены; третий вид: см. л. 160 – близкий: Лихачев, № 1380 – 1509 г., № 1385 – 1511 г.; четвертый вид: см. л. 161 – близкий: Лихачев, № 1386 – 1511 г.; пятый вид: см. л. 442, 639 – близкий: Тромонин, № 813 – 1504 г.); 3) Голова быка с крестом, обвитым змеей, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 342 и на л. 343 – в справочниках не выявлены; второй вид: с зигзагом на подвеске, см. л. 425 – близкий: Лихачев, № 1378 – 1509 г.); 4) Шляпа (см. л. 624 – типа: Briquet, № 3427 – 1493 г.). Кон. XVI в. (л. 642 – склеен из двух листов). Вод. зн.: Герб под короной (подобный: Briquet, № 1477 – 1594 г.). Блок. 644 л. (I + 642 л. + л. 11а); л. I, 11а, 640–642 – без текста. 1˚(31,3 × 20,8). Письмо. Полуустав нескольких почерков. Правописание смешанное болгаро-русское. Переплет. Кон. XVI в. Доски в тисненой коже; застежки утрачены. Блок вровень с краями крышек. На верхней крышке сохранилась фигурная петля для застежки. Обрез орнаментирован плохо сохранившимся красочным узором и тиснением, на верхнем торце в фигурной рамке читается название книги (вязью): «Книга, глаголемая Пандекты Никона Черногорца». Кожа на краях крышек и корешка ветхая; верхняя доска расколота по вертикали. На обороты крышек выведены фрашкеты, вырезанные из пергаменной богослужебной книги (по-видимому, Триоди), написанной уставом втор. пол. XII – перв. пол. XIII в. Художественные особенности. На л. 12 заставка и инициал плетеного «южнославянского» орнамента, профессиональной работы; в красках. На л. 639 концовка в виде чаши, поддерживаемой рукой (перо, чернила). Остальные инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках. Содержание. «Пандекты» Никона Черногорца; начинаются с Предисловия, имеющего две дополнительные киноварные рубрики: «Никона мниха изложение от послания иже к игумену церкве святаго Симеона Чюдотворця, кир Петру, от слова 39-го» и «Образ святыя веры, изложен на пръвом съборе» (л. 1–5); на л. 5 об. – 11 об. неполное Оглавление («Събрание книгы сея, сиречь Синаксарь, имея сказание коегождо слова, на уведение чътущим») с перечнем первых 36 глав. Текст «Пандектов» – полный (63 слова). Записи и владельческие пометы. На л. 639 об. вкладная запись (мелким полууставом кон. XVI – нач. ΧVII в.): «Сию книгу положила Васильева жена Семеновича Воейков(а) Еоуфимия Александровна, да ее дети Еоуфимеи, а прозвище Баим, да Феодосеи, да Иван, а прозвище Ивака, да Григореи Васильевичи Воеикова, в дом Живоначалныя Троицы и преподобному Антонию в Си(й)ской монастырь, по мужи по своему по Васильи по Семеновиче, и по своих детех, по Орине, да по Настасьи, да по Антониде, да по Соломаниде, и по всех своих родителех. И игумену, или строителю, или хто будет вперед в монастыри, пожаловати написати в Сенаник в вечнои и во всед(нев)нои, а о мне, о Еоуфимеи, и о детех моих молити Бога о здравии, а как Бог пошлет по мою душу по Еуфимииноу, или по которого из детеи моих, и игумену или строителю пожаловати написати по тому же в Сенаник в вечнои и во (в)седневнои». На л. 360 об. вдоль внешнего поля, у обреза полууставом: «Писати Климу». На л. 642 номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=519», «№ 988 / 1893» (карандаш), «3176» (зачеркнуто). Сохранность. Л. I, 639–642 отделяются от переплета. Часть листов дополнены по краям тряпичной бумагой. Дополнительные сведения. Упомянутый в записи Василий Семенович Воейков, осадный воевода в Новосили (1563 г.), происходил из древнего дворянского рода, основатель которого Воейко Войтягович, выходец из Пруссии, служил еще у кн. Дмитрия Донского. Сыновья Василия Семеновича также были известными воеводами: Иван Губа – в Великих Луках, Ефим Баим – в Туле, Григорий – в Тетюшах (1600 г.)