Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №57. Евангелие тетр.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Ок. 1578 г.
  • Кол-во листов: 245 л.
  • Примечания: Датировка. Ок. 1578 г. Вод. зн.: Кабан, двух видов (первый вид: см. парные зн. на л. 1, 25, 184 – близкий: Мареш, № 367 – 1575, 1578, 1579, 1581, 1583 гг. и на л. 3, 4, 177 – близкий: Мареш, № 366 – 1574, 1579 гг.; второй вид: см. парные зн. на л. 18, 226 – близкий: Мареш, № 368 – 1578, 1579, 1581, 1583 гг. и на л. 6 – подобный: Мареш, № 368 – 1578, 1579, 1581, 1583 гг.; оба зн. близки: Лихачев, № 2377, 2378 – без даты).
    Блок. 245 л. (I–III + 242 л.); л. I–III – XIX в. 1° (28,7 × 19,8). Л. 1–2 при переплетении поменялись местами; следующий лист с памятями Месяцеслова на июнь (окончанием), июль и август утрачен; утрачены также лист между л. 4–5 и лист после л. 10; л. 7–8 должны читаться после л. 10, а после них – л. 3–4.
    Письмо. Молдавский полуустав одного почерка.
    Переплет. XIX в. Картон, оклеенный мраморной бумагой, с двумя застежками (верхняя надорвана). Корешок из тисненой светлой кожи, с кожаной наклейкой, на которой вытеснено название книги: «Евангелие». На верхней крышке – литой металлический средник в форме фигурного ромба, с изображением Голгофы на фоне храма Гроба Господня. Обрез окрашен.
    Художественные особенности. Оформление книги осталось незавершенным: перед заглавиями оставлены пустые чернильные рамки под заставки. Инициалы большие, киноварные, украшенные стилизованной растительностью. Перед каждым из евангелий и оглавлениями к ним – крупные киноварные заголовки, выполненные неразвитой вязью. На л. 158 – наклейка, закрывающая зачеркнутый текст, на ней выполнен рисунок с изображением двуглавого орла, сидящего на ветвях из стилизованной растительности широколиственного и цветочного орнаментов (перо, чернила).
    Содержание. Евангелие тетр. В начале – краткий Месяцеслов (л. 1–2 об.); «Сказание, преемлещее всего лета число Евангельское и евангелистом пренятие, и откуду (поч)инают, и догде стают» (л. 4 об. – 6 об., 9–10 об.); «С Богом починается Предословие Феофилакта, архиепископа Болгарскаго в книгу рекомуя Благовестиа Христова» (л. 7–8 об.); Оглавление к Евангелию от Матфея (л. 8 об., 3–4). Перед Евангелием от Марка помещено Оглавление (л. 80–81) и Предисловие блаж. Феофилакта Болгарского (л. 81–82 об.); перед Евангелием от Луки – только Оглавление (л. 125– 126 об.); перед Евангелием от Иоанна на л. 197 об. вставлено описание символа евангелиста Иоанна: льва (вместо орла): «Починается Евангелие, написаное от святаго евангелиста Иоанна. Он же выписуется образ лъвов, понеже начат писати о высоком а цесарском нарождении Слова Божиа от Отца прежде век; в неи же обрящеши о браку Галилейскыя Каны, и о воскресении Лазаря, и о похождении Духа Святого от Отца, и о страдании, и о погребении, и о воскресении». В евангельский текст вставлены названия разделов, перечисленных в Оглавлениях, а также богослужебные указания; и то и другое – киноварью.
    Записи и владельческие пометы. По нижнему полю л. 69 об. – 73 следуют записи 1578 г. мелким деловым полууставом: «Изволением Отца и поспешением Святаго Духа и отпущение грехов отцев своих Микитою и материю Наталиею и своих родителеи, а приданна бысть к церкви храм Рождества Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа у Язловци у месте и приданна бысть к церкви...» (л. 69 об., 70 об.); «Изволением Отца и поспешением Сына и съвръшением Святаго Духа куплена бысть сиа книга рекомаа Еуангелие тетр, купленна бысть, придаети(ся) же быти неотдаленно от святои церкви, до которои приписанна, а кто бы еи имел отдалити от тои святои церкви, зо мною Григорием и попом Иоанном суд будет имети пред Богом на Страшном суде Христови, а так придали е(е) с моеи жонои (?) за свое отпущение грехов и з жонами своими и за отцев своих и матеи наших и их отпущениа грехов, а по смерти вечныи живот року Божьего нарождения 1578 месяца февраля 11, день святаго великого мученика Власиа, деяю се то у Григориа, у дому его властном, мещанина Язловацкого, при отцю Иоанне, наместнику Пречист...» (л. 71–73). На нижнем поле л. 74–78 следует еще одна запись скорописью, датированная 1674 г.: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Я, Василии Грегорьев сын, купил есмь сию книгу сию Евангелие напрестольное з жоною своею Оксиниею и з дочкои Пелагиею за свое отпущение грехов своих у месте у Ярославле за отца протопопа Романа Рокушки (?) у Якова Тимофея, д(ь)яка Микольского и их... при людех зац(е)них и... оных (л.)... Иоанну мешчанину Ярославскому и при отцу Иоанну... на ярмарку Ярославскую... тринадцать золотых грошеи щисто (?) року от Рождества 1674 месяца июня дня 12 (?)» (л. 74, 76, 78). На нижнем поле л. 11 поздняя запись (полууставом XVIII в.): «Сию книгу глаголемую Евангелие отменил...».
    Вложения. В книгу вложена собственноручная дарственная В.С. Ельникова, адресованная Е.Е. Егорову: «Милостивейший господин Егор Егорович, посылаю Вам сию древней рукописи книгу – как великому ревнителю древняго благочестия и любителю старины и вообще как человеку редкой доброты – в подарок. Василий Семенович Ельников» (л. I–II).
    Сохранность. Начальные листы подклеены на краях и у корешка. На л. 26 об. текст размыт, с незначительными утратами. У л. 197 с внешней стороны отрезана нижняя часть (10,2 × 8,5), без текста.
    Библиография. Анисимова Т.В. Молдавские рукописные книги в собрании Е.Е. Егорова // Румянцевские чтения : материалы Всероссийской науч. конф. (17–18 апреля 2012). Москва, 2012. Ч. 1. С. 16–17.