Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №56. Евангелие учительное («Патриарший гомилиарий»).

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Кон. XV в.
  • Кол-во листов: 490 л.
  • Примечания: Датировка. Кон. XV в. Вод. зн.: 1) Голова быка с крестом, обвитым змеей, шести видов (первый вид: см. парные зн. на л. 6, 21, 77 – близкий: Лихачев, № 2965 – 1499 г. и на л. 5, 13, 463 – близкий: Лихачев, № 1271 – 1497 г.; второй вид: см. л. 65 – подобный: Briquet, № 15375 – 1492 г., Лихачев, № 1209 – 1500 г.; близкий: РГБ. Ф. 98. № 49 – кон. XV (?) – нач. XVI в.; третий вид: см. парные зн. на л. 68 – подобный: Лихачев, № 1289 – 1499 г., Piccard, т. 2, XVI, № 194 – 1492–1496 гг. и на л. 71 – близкий: Piccard, т. 2, XVI, № 193 – 1493, 1494 гг.; четвертый вид: см. парные зн. на л. 95, 97 и на л. 129 – подобные: Piccard, т. 2, XVI, № 210 – 1490 г., знак на л. 129 близкий: Лихачев, № 1270 – 1497 г.; пятый вид: см. л. 110 – подобный: Лихачев, № 2693 – 1480 г.; шестой вид: см. л. 425 – подобный: Piccard, т. 2, XVI, № 231 – 1487–1489 гг.); 2) Голова быка с крестом и розеткой на его вершине (см. парные зн. на л. 32 и 59 – подобный зн. в справочниках не выявлен); 3) Голова быка малая, между рогами тонкий стержень с фигурой типа буквы «Т» (см. три близких вида на л. 93, 94, 123 – подобные: Лихачев, № 1276 – 1497 г.; зн. на л. 93, 94 идентичны зн. в рукоп.: РГБ. Ф. 304/I. № 46 (л. 102, 98) кон. XV – нач. XVI в.; 4) Три горы (см. парные зн. на л. 142 – близкий: Лихачев, № 1272 – 1497 г. и на л. 155 – близкий: Лихачев, № 1338 – 1501 г.; зн. идентичны зн. в рукоп.: РГБ. Ф. 304/I. № 46 (л. 281, 26) кон. XV – нач. XVI в.; 5) Шесть гор, на кресте – бутоны (см. парные зн. на л. 111, 319 – близкие: Лихачев, № 2708, 2709 – 1480-е гг.); 6) Кувшин одноручный с крестом над крышкой, на тулове – двойная полоска (см. парные зн. на л. 143, 171 и на л. 301, 316 – близкие: Лихачев, № 1282, 1285 – 1499 г.); 7) Маленькая корона, сверху – розетка (см. л. 109 – близкий: Лихачев, № 1354 – 1497–1499 гг., подобный: Briquet, № 4806 – 1499 г.).
    Блок. 490 л. (I–IV + 486 л.); л. II–III, 486 – защитные; л. 486 – кон. XVII в.; л. IV – вложен, с записью Н.П. Никифорова. 1º (31 × 19,8).
    Письмо. Полуустав нескольких почерков; текст на л. 1 – 1 об. написан особой рукой (по-видимому, художника-оформителя).
    Переплет. Кон. XVII в. Доски в тисненой коже, застежки утрачены. На верхней крышке – латунные рельефные наугольники (с выступами в виде круглых жуковин) и средник с чеканными украшениями; на нижней крышке – латунные жуковины. Обрез окрашен. На корешке – бумажная наклейка с заглавием: «Евангелие поучит. 1540-го года. № 263-й».
    Художественные особенности. На л. I заставка и инициал «неовизантийского» орнамента (в инициале – изображение руки); все – темпера, золото. Киноварные инициалы украшены стилизованной растительностью. Вязь в заголовках (на л. I – золотом поверх киноварной основы, на л. 352 – киноварью).
    Содержание. Учительное Евангелие (т. н. «Патриарший гомилиарий»). На л. 1 заголовок: «Иже въ святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константиня града Златоустаго, поучениа избранна от святаго Евангелиа и от многых божественых писаний, глаголема от архиереа из оуст въ всякоую неделю на пооучение христоименитым людем или прочитаема, такоже и на Господскыя праздникы, преложена же с гречьскаго языка на роусскыя книгы в лето 6915, индикта 15. Слово первое о мытари и фарисеи». Состав аналогичен лицевому Учительному Евангелию: РГБ. Ф. 98. № 80 (см. далее). К обороту нижней крышки переплета приклеен поздний лист (не пронумерован) с отрывком из Предисловия к «Посланию Антиоха, инока лавры Саввы Освященного, к Евстафию, игумену Атталинского монастыря города Анкиры», предваряющему «Пандекты» Антиоха, со сказанием о набеге измаильтян в 614 г. «на нашу Лавру», о разорении и разграблении ее имущества, о пытках и убийстве нападавшими монахов, оставшихся в обители (упоминаются «отцы» Никомид и Модест). В книгу вложен лист с заметкой Н.П. Никифорова «О переводе Учител(ного) Евангелия» (л. IV), в которой отмечено различие указаний года перевода Учительного Евангелия «с греческаго языка на русскыя книгы» списков памятника из его собрания и изданного патриархом Филаретом. Здесь же отмечается, что в журнале «Правительственный вестник» (№ 41, 1898 г.) датой перевода назван 6406 г. Далее приведена цитата из слова «О пастырях», читаемого «ноября в 13 день».
    Записи и владельческие пометы. На л. I надпись: «№ I. А. Евангелие учителное» (карандаш). На л. II владельческая запись: «Сие святое Евангелие триех человек Княжеостровскои волости: Ивана Демидова сына, Феодота Феодорова сына, Алексея Феодорова Агафоновых» (зачеркнута). Под ней добавлено: «А по жеребью досталось сие святое Евангелье Федоту Федорову сыну Агафонову. Подписал своей рукой» (черные чернила). На л. III помета: «17» (карандаш). На нижнем поле л. 248 помета писца (киноварь), основной текст которой поновлен: «Се чтеся на Петров день июня в 29 день». На внешнем поле л. 388 об. пометы писца: «Конец царю Константиноу от доскы», «…зде царю Константину» (киноварь). На нижнем поле л. 457 об. помета писца: «Июля 29 день. Апостолом Петру и Павлу слово похвално. Ищи / недели 18, от Луки Евангелие» (киноварь). На л. 486 зачеркнутая карандашом надпись: «Евангелье толковое Ивана Деомидова сына. / Еа…» (черные чернила); ниже помета: «Писано въ лето 7048 [1539/40 г.]» (коричневые чернила). На л. 485 об. и 486 об. номера книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1342» (карандаш). На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=263».
    Сохранность. Л. I–II, 4–6, 20–21, 480 отделились от блока.
    Дополнительные сведения. Княжеостровская волость находилась в Двинском уезде Архангельской губернии.
    Библиография. Сметанина, с. 392 (№ 190).