Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №53. «Беседы» (46–90) Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (в переводе преп. Максима Грека и инока Селивана) и «Наказание» Григория черноризца.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Трет. четв. XVI в.
  • Кол-во листов: 510 л.
  • Примечания: Датировка. Трет. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Перчатка со звездой над пальцами, три вида (первый вид: с литерами «MI», см. парные зн. на л. 1 – типа: Хивуд, № 2527 – 1551 г. и на л. 3 – подобный: Лихачев, № 3107 – 1568 г., Briquet, № 11360 – 1566 г.; второй вид: с литерами «DC» («GC»?) и «З», см. парные зн. на л. II, 370, 453, 504 и на л. 350, 458, 502 – подобные: Briquet, № 11376 – 1562 г.; третий вид: с литерами «RP» и «3» под большим пальцем, см. парные зн. на л. 342 – подобный: Хивуд, № 2504 – 1555 г.; РГБ. Ф. 98. № 111 – 50-е гг. XVI в. и на л. 498 – подобный: Хивуд, № 2513 – 1558 г., типа: Piccard, т. 17, V, № 1653 – 1541, 1547 гг.).
    Блок. 510 л. (I–VI + 505 л.); л. I–VI, 500–505 – защитные, л. VI – XIX в. (бумага без вод. зн. и без шт.). 1º (28,3–28,7 × 19–19,2).
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. Современен рукописи. Доски в тисненой коже, с двумя застежками. На верхней крышке переплета – квадратный средник и каплевидные жуковины, орнаментированные насечками по краям и крест-накрест (утрачена одна жуковина, находившаяся в верхнем левом углу), на нижней крышке – 5 маленьких круглых жуковин, все – медь, литье. На корешке наклейка с названием книги: «Еваггельския беседы на Матфея»; на верхней крышке – наклейка, приклеенная сверху прежней, с надписью: «Книга Бесед(ы) еваггельския».
    Художественные особенности. На вклеенном л. V об. (XIX в.) – миниатюра с изображением Спасителя на Престоле (акварель). Заглавия и заглавные буквы написаны киноварью. Большие и малые киноварные инициалы украшены стилизованной растительностью. Вязь в заголовке на л. 1.
    Содержание. «Беседы» (46–90) Иоанна Златоустаго на Евангелие от Матфея, в переводе преп. Максима Грека и инока Селивана (л. 1–498 об.); «Наказание Григориа черноризца», нач.: «Не мозем оубо ленитися, братие, о своем спасении…» – Пролог, 27 сентября (л. 499–499 об.).
    Записи и владельческие пометы. На л. 1–13 рассредоточенная вкладная запись скорописью (светло-коричневыми чернилами): «Беседу книгу Остафеи Васильев, сын Яворскии, отдал игумену Деонисию поминаты родителеи моих и о здравии Бога молити лета 7000 сто перванадесять [1602/03 г.]. Stanisław Jaworsky». На л. 14–30 еще одна запись скорописью (темными чернилами), частично смытая на л. 18, 20–30: «Лета 7117-г(о) [1609 г.] августа в 2 день сию книгу Еваггельские беседы дал во Прилуцкои (?) монастырь к прежнему своему въкладу бывъшеи Арсеньевъской игумен Деонисеи». На л. 31–35 приписка, сделанная рукой вкладчика: «И я, игумен Денисеи, и руку свою приложил». На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=186» (карандаш).
    Дополнительные сведения. Упомянутый во вкладной записи Дионисий – бывший игумен Арсениева-Комельского монастыря Вологодской епархии. Хотя он и не упомянут у П. Строева [Строев, с. 752], во Вкладной книге этого монастыря сохранилась запись о вкладе игуменом Дионисием в 1600 г. Евангелия, Псалтыри, Постригальника и других книг, а также 5 четей ржаной муки [Шамина, с. 144]. Дионисий не упомянут П.М. Строевым и в качестве игумена двух вологодских Прилуцких монастырей: Спасо-Прилуцкого и Николаева [Строев, стб. 738, 778].
    Библиография. Сметанина, с. 370 (№ 55).