Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №47. Евангелие тетр.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Сер. XVI в.
  • Кол-во листов: 377 л.
  • Примечания: Датировка. Сер. XVI в. (л. 1–142). Вод. зн.: 1) Арбалет в круге (см. л. 7, 8 – близкий: Briquet, № 749 – 1548 г.); 2) Стрелы с шестиконечной звездой (см. парные зн. на л. 11, 14 и на л. 51, 56 – подобные: Briquet, № 6298 – 1543 – 1548 гг.; № 6300 – 1551 – 1556 гг.); 3) Кабан (см. парные зн. на л. 18, 96 – близкий: Лауцявичюс, № 3652 – 1550 г., подобный: Briquet, № 13579 – 1549, 1549 – 1554, 1552, 1555 гг. и на л. 21, 100 – близкий: Лихачев, № 3294 – 1544 г., подобный: Лауцявичюс, № 3655 – 1558 г., № 3656 – 1545 г.); 4) Три тюльпана на стебле, в круге, над кругом – шестиконечная звезда (см. парные зн. на л. 26, 31 и на л. 60 – подобные: Piccard, т. 12, III, № 1726 – 1510 г., типа: Briquet, № 6684 – 1555–1566, 1570 гг.); 5) Тот же знак, но над кругом – четырехконечный крест с окружностью в центре (см. парные зн. на л. 127, 134 и на л. 135, 142 – подобные: Briquet, № 6683 – 1545–1550 гг.; Zonghi, Monumenta chartae, III, № 1750 – 1552 г.); 6) Якорь в круге, над кругом – звезда (см. парные зн. на л. 75, 78 и на л. 76, 77 – подобные: Zonghi, Monumenta chartae, III, № 1600 – 1552 г.); 7) Стрелы (см. парные зн. на л. 106, 107 и на л. 122, 123 – подобные: Zonghi, Monumenta chartae, III, № 1215 – 1553 г.). Кон. XVI в. (л. I, II, 197 а, л. 143 – 374). Вод. зн.: Маленький гербовый щит под короной, в поле – симметричные дуги, «огибающие» кружки (см. парные зн. на л. II, 143, 144 и на л. 374 – близкие: Лихачев, № 754 – 1588, 1599, 1601 гг.).
    Блок. 377 л. (I–II + 374 л. + л. 197а); л. I–II, 197а, 374 – без текста. 1˚ (29 × 19).
    Письмо. Полуустав молдавский, в первой части (л. 1–142) – литургический, одного почерка; во второй части (л. 141 об. – 373) – двух почерков.
    Переплет. Молдавский, кон. XVI в. Доски в тисненой коже, нижняя застежка утрачена, верхняя застежка прикреплена к нижней крышке гвоздиком с белым фарфоровым шариком вместо шляпки; в торце верхней крышки два металлических спня для застежек. Верхняя крышка и корешок отстают от блока. Кожа на корешке надорвана по сгибам.
    Художественные особености. На л. 1, 22, 145, 198, 294 заставки плетеного «южнославянского» орнамента, такого же типа инициал на л. 22; все – в красках. На л. 15 – неоконченная заставка плетеного «южнославянского» орнамента (перо, киноварь). На л. 141 об. заставка растительно-геометрического орнамента, на л. 290 об., 362 об., 363 небольшие заставки-разделители (перо, киноварь). Инициалы на л. 145, 198, 294 большие, «плетеного» орнамента (на л. 294 с элементами «терратологии»); инициал на л. 17 украшен стилизованной растительностью; все – перо, киноварь. Остальные киноварные инициалы простые, иногда – с незначительными украшениями. Вязь в заголовках. Некоторые указания к евангельским чтениям в первой части рукописи (на нижних полях листов), инициалы и точки написаны желтой краской. Мачты нижних букв, номера тетрадей в этой же части нередко украшены трилистниками, иногда тонированными киноварью или желтой краской.
    Содержание. Евангелие тетр; перед каждым Евангелием – Оглавление и Предисловие блаж. Феофилакта Болгарского. На л. 362 об. помещено «Сказание, преемлящее въсего лета число евангелское и евангелистом преятие, откуду начинають и догде стоять»; текст не дописан. В конце рукописи – Месяцеслов с указанием евангельских чтений, озаглавленный: «Съборник с Богом 12-тим месяцем, показуя главы коемуждо Евангелию и избранным святым и праздником владычным» (л. 363–370); евангельские чтения «на различну и на въсеку потребу» и «вруцелето» (л. 370–373).
    Записи и владельческие пометы. На л. 293 об. писцовая запись: «Съи святыи Третоевангель Божием благоволением и поспешением Сына, и съвръшением Святаго Духа, благоволи и потруди раб божия поп Тоадер и съпружниця своя Магдалина от село Аре, сътворили въ имя Божии, да бъдет им молбу и память на векы вячния себе, и чядом, и родителем их. А кто покусится продати, да имат дати отвят на Страшнем Судищи Христове, и да бъдет не прощен от въсех святых, и да имается съ Иоудою предателем. Т(оадер?)». На л. 362 об. владельческая запись: «Сия книга есть святому монастиру Бесерекани»; на л. 372 запись: «Съи Тетроеуангелъ от Тахил от Бистриц ж». На оборотах крышек переплета и на нижнем поле некоторых листов – многочисленные записи на румынско-молдавском языке. На внутренней стороне нижней крышки помета: «№=1066» (карандаш).
    Сохранность. На листах следы воздействия влаги, часть листов – с утратами, подклееными бумагой фабричного производства XIX–XX вв. Л. 143, 144, 149–151, 158, 205 выпадают, л. 102, 137, 140, 150, 205, 207, 211, 212 отделяются от блока. Чернила в первой части рукописи разрушают бумагу. На л. 71 разрыв в поле текста.
    Библиография. Mioc. Materiale româneşti. P. 339–340, № 11; Constantinescu. Repertoriu. № 479, P. 96; Virgil Cândea. Mărturii româneşti. IV. № 564, P. 215; Анисимова Т.В. Молдавские рукописные книги в собрании Е.Е. Егорова // Румянцевские чтения : материалы Всероссийской науч. конф. (17–18 апреля 2012). Москва, 2012. Ч. 1. С. 16–17, 19.
    Дополнительные сведения. О Монастыре Бисериканы и других рукописях этого монастыря, хранящихся в собрании Е.Е. Егорова, см. в описании рукописи: РГБ. Ф. 98. № 15.