Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №41. Минея четья на декабрь.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Сер. – трет. четв. XVII в.
  • Кол-во листов: 688 л.
  • Примечания: Блок. 688 л. (I–III + 679 л. + л. 278а–в, 537а, 559а, 622а); л. I–III, 5, 278а–в, 537а, 559а, 677–679 – без текста; 1°(30,8 × 20).
    Письмо. Полуустав нескольких почерков (границы тетрадей совпадают с границами почерков).
    Переплет. Современен рукописи, правлен. Доски в тисненной коже, с двумя застежками, правлен. Корешок доставлен в XIX в. светлой кожей, верхняя половина которой утрачена; передняя крышка отделяется от блока, попорчена жучком.
    Художественные особенности. На л. 5, 623 заставки, на л. 623 – инициал, все – «старопечатного» орнамента, на л. 623 – чернофонного (перо, чернила). На л. 5 в заглавии украшенное письмо, киноварь. На л. 96 оставлено место для заставки, на л. 439 – место для заголовка (Житие св. блаж. царицы Феофании) и инициала. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью, на л. 279–560 – чернильные. Вязь в заголовках.
    Содержание. Минея четья на декабрь месяц. Из статей русским и славянским святым и праздникам читаются памяти: преп. Антония Сийского («Житие и подвизи и отчасти чюдес споведание преподобнаго отца нашего Антония, игумена иже на Михайлове езере, пречестен монастырь поставльшаго во имя Пречистыя и Живоначалныя Троица и Пречистыя Богородица честнаго и славнаго Ея Благовещения, иже Сийскии называется»), нач.: «Еже убо разума недостаточное и недоведомое козноязычия возбраняет ми во еже превыше силы предначинанию...», 7 декабря (л. 192 об. – 278); Житие свт. Петра, митр. Московского «и мало исповедание от чюдес... списано Киприяном, митрополитом смиренным Киевским и всея Русии», нач.: «Праведницы во веки живут, и от Господа мзда их, и строение их от Вышняго...», 21 декабря (л. 600–622 об.); «Житие и подвизи и отчасти чюдес исповедание иже во святых отца нашего Филиппа митрополита Московскаго и всея Русии, новаго исповедника», нач.: «Елицы убо духом Божиим водими суть, сии сынове Божии нарекутся, якоже рече богоотец Давид...», 23 декабря (л. 623–668 об.); «Повесть о блаженнем старце Германе, спостнице преподобным отцем Зосиме и Саватию, како поживе с ними на острове Соловецъком», нач.: «Сей блаженный старец Герман житие иноческое проходя от юнна возраста имел житие прежде близ моря Окияна, на реце, имянуема Выг...», с тропарями и кондаками святому, похвальным словом и чудесами, 12 августа (л. 668 об. – 676).
    Записи и владельческие пометы. На обороте верхней крышки пометы: «Вклад 1686» и «100» (карандаш). На л. 1–2 остатки записи:
    «…7193-го [1685 г.] августа в 8 день». На л. 1 помета: «10». На обороте нижней крышки пометы: «№ 2», «№ 996, 1893» и номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=347» (чернила), последняя цифра переправлена на цифру «8» (карандаш).
    Сохранность. На листах следы воздействия влаги, многие листы подклеены и загрязнены. Л. 5, 94, 622 выпадают из блока. Чернила инициалов местами разрушают бумагу.
    Библиография. Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. Москва, 1997. С. 140, 197; Лённгрен Т.П. Переводные жития преподобных святых в древнерусской книжности до и после создания Соборника Нила Сорского // Palaeoslavica 2012. Vol. XX(2). S. 287, 294 (учтены списки Житий преподобных Иоанна Дамаскина на л. 8–32, Саввы на л. 32–95 и Евфимия на л. 543–601).