Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №4. Псалтырь толковая, в переводе преп. Максима Грека. Кафизмы 11–20 и Библейские песни.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Ок. 1600 г.
  • Кол-во листов: 809 л.
  • Примечания: Датировка. Ок. 1600 г. Вод. зн.: 1) Литера «В» в гербовом щите под короной, в картуше: «IAQVE LEBE», три вида (первый: см. л. 11, 64 – подобный: Тромонин, № 1664 – 1593 г.; Лихачев, № 1957 – 1594 г., близкий: РГБ. Ф. 98. № 330 (л. 108, 109б) – кон. XVI – нач. XVII в.; второй вид: см. л. 1, 2 – близкий: РГБ. Ф. 98. № 330 (л. 332, 337) – кон. XVI - нач. XVII в.; третий вид: см. л. 663 – в справочниках не выявлен); 2) Герб «Слеповрон» (орел на подкове) (см. л. 304 – подобный: Лауцявичюс, № 2728 – 1593, 1594, 1597 гг.).
    Блок. 809 л. (I–VI + 800 л. + VII–IX). 1º (32,7 × 20,2); л. I – VIII – защитные, втор. четв. XVIII в. (вод. зн.: Герб Амстердама, с литерами в картуше «РСН» – подобный: Дианова «Герб города Амстердама», № 429 – 1735 г., но в альбоме картуш не учтен).
    Письмо. Полуустав трех почерков: первый писец – л. 1–86 об.; второй писец – л. 87–190 об.; третий писец – с л. 191 и до конца рукописи.
    Переплет. Втор. четв. XVIII в. Доски в коже, тисненой золотом, с 2 за- стежками. На нижней крышке 5 медных жуковин (по углам – каплевидные, ребристые, в центре – круглая). Кожа на корешке ветхая, верхний край утрачен.
    Художественные особенности. На л. 1 заставка на «золотом» по серебру фоне стилизованного растительного орнамента эклектического типа, с тонкотравным орнаментом вдоль рамки (чернила, киноварь, белила). Инициалы простые киноварные. Вязь в заголовке.
    Содержание. Псалтырь толковая, в переводе преп. Максима Грека. Кафизмы 11–20 и Библейские песни.
    Записи и владельческие пометы. По л. 1–12 вкладная запись архимандрита Чудова монастыря Пафнутия (1595–1604): «Лета 7108-го [1599/1600 г.] дал в дом Пречистой Богородицы Честнаго Ея Благовещения и великаго архистратига Михаила Чеснаго его Чюдеси, еже есть в Хонех, и великаго светилника и чюдотворца Алексиа митрополита Киевскаго и всеа Руси, архимандрит Пафнотеи тое же обители, постриженик Павлова монастыря, иже на Обноре, книгу сию Псалтырь толковую по себе и по своих родителех. Которыи архимандрит сию книгу из обители себе похочет взять или отдати, или продах или кто похочет насилием въсхитити, да судится со мною пред Богом». На л. 800 об. частично заклеенная и оборванная запись (чернилами и киноварью): «…ге (?) 147 тетратеи, в сеи половине псалтыри 101 тетрать»; выше: «Еудоха (?)…». На обороте нижней крышки хозяйственные записи чернилами (с названиями деревень и проставленным против каждой числом пудов); там же, карандашом, номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1691 3 паловина».
    Сохранность. Многие листы подклеены по полям (в местах разрывов или утрат) тряпичной бумагой; л. I–VI приклеены к фальцам, на которых видны остатки записей; все – старая реставрация.
    Дополнительные сведения. Упомянутый во вкладной записи Пафнутий [Строев, стб. 163], постриженник Павло-Обнорского монастыря и видный политический деятель Смутного времени, был возведен в сан архимандрита Московского Чудова монастыря в 1595 г. В период с 1598 по 1600 г. архим. Пафнутием были вложены в Чудов монастырь рукописи: Псалтыри толковые (две книги), «Лествица» преп. Иоанна Синайского, Сборник сочинений преп. Петра Дамаскина, «Поучения» преп. аввы Дорофея, Толковые книги 16 пророков, а также напечатанная в 1594 г. в Остроге «Книга о постничестве» свт. Василия Великого. Будучи собратом и другом преп. Адриана Монзенского, архим. Пафнутий упоминается в Житии преподобного. В 1605 г. архим. Пафнутий был хиротонисан на Крутицкую кафедру с возведением в сан митрополита; умер в 1611 г. (погребен в Чудове монастыре). Идентичная вкладная запись архим. Пафнутия имеется на л. 1–15 Псалтыри толковой Чудова монастыря: ГИМ. Чудовское собр. № 176 [Тихомиров, с. 28].
    Библиография. Сметанина, с. 367 (№ 39); Солодкин Я.Г. Пафнутий (1-я пол. XVI в. – IV.1611) // СКК. Санкт-Петербург, 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 24.