Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №37. Псалтырь толковая, с толкованиями свт. Афанасия Александрийского.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 1546 г.
  • Кол-во листов: 239 л.
  • Примечания: Датировка. Ок. 1546 г. Вод. зн.: Кабан (см. парные зн. на л. 6, 15 – подобный: Piccard, т. 15.3, II, № 101 – 1548 г. и на л. 14 – подобный: Piccard, т. 15.3, II, № 100 – 1548 г., близкий: Лауцявичюс, № 3695 – 1545 г.). Л. 3 – трет. четв. XVIII в. (Клепиков, I, № 748– 779 – 1756–1766 гг.).
    Блок. 239 л. (I + 238 л.); л. I – защитный. 1˚(33,3 × 22). Книжный блок состоит из 20 тетрадей (тетради 1–19 – по 12 л., 20-я – только 10), имеющих кириллическую нумерацию на нижних полях 1-го листа и обороте последнего листа каждой тетради.
    Письмо. Полуустав западнорусский.
    Переплет. Современен рукописи. Доски в коже с орнаментальным тиснением растительных и геометрических мотивов. На нижней крышке переплета сохранились отверстия, проделанные для оригинальных «трехчастных» ремней. В верхнем правом углу л. 1 помета карандашом: «236»; на обороте нижней крышки переплета помета: «№ 158». В нижнем правом углу л. II об. – оттиск треугольной печати с номером «22».
    Художественные особенности. На л. 3 об. (трет. четв. XVIII в.) миниатюра с изображением царя Давида высоко профессионального уровня исполнения, подражание гравюре с раскраской в очерковой «акварельной» манере (с использованием золота). На л. 4 заставка плетеного «южнославянского» орнамента, с пестрой раскраской клеток и ремней, цвета – зеленый, синий, красный. Вязь в заголовках на л. 4, 119. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной раститель ностью.
    Содержание. «Слово о пророце Давыде», нач.: «Изволи Господь Давыдова сына Иесеова, и тъко пасуще овьце отца своего…» (л. 1); «О Соломоне, сыне Давыдове» (с апокрифическими элементами – загадки царицы Савской и др.), (л. 1–2); «Молитва, начинаючи Псалтырь» (л. 2); Псалтырь толковая (загл.: «Афанасиа архиепископа Сказание псалмом») (л. 4–236); «Молитва Иезекиа, царе Иоудеиска. Иезекиа сказаеться жрътва Божиа» (л. 236 об.); «Молитва Манасиина, царя Иоудеиска», с толкованием (л. 236 об. – 238); статьи из Прибавления к Полной хронографической палее: «А се имена пророчьскаа» (нач.: «1. Иосиа. 2. Иоиль. 3. Амос...») и «А се имена камыкъ многоценных 12» (нач.: «Сардион. Паньзисон. Змарагдон...») (л. 238). Ср. с Румянцевской палеей 1494 г. (РГБ. Ф. 256. № 453. Л. 451).
    Записи и владельческие пометы. На л. 238–238 об. выходная запись, выполненная западнорусским полууставом сер. XVI в.: «Изволением отца и поспешением сына деиствомъ Святаго Духа изволися сию книга написати рукою многогрешнаго и недостоинаго раба божиа Алекса, родом от Премышля, повелением и благословением священноепископа кир Арсениа, при великом крале Зигмонте. И придана бысть сиа книга именем Псалтырь к церкви святаго пресветлеишаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа вечно и непорушимо, абы еи никто не смелъ отдалити отъ тои святои обители Господа нашего Исуса Христа, ни владыка, по нас будущии, ни иегумен, ани жадныи причетник от святыя сея церкве под клятвою Божиею. А кто бы кии дръзнул порушити и от церкве удалити вышеписанои, а он да есть не прощен таковыи от преосвященного и святопочившаго епископа Премышъля и Самбора Арсениа, приписавшому сию Псалтырь святому монастыру, и суд будет съ мною имети пред милостивым Богом, егда приидет судити, живым и мертвым въздати комуждо по делом его, и будет на нем клятва святых отец 1-го събора, тии, иже в Никеи. Анафема, анафема, анафема. Аминь». На других листах многочисленные записи скорописью и пробы пера, в том числе и на польском языке: «Jasnie oswęcone M. Panie An(nie?)» (конец утрачен) (л. 1); «Христос ныне Сила, Богъ и Господь» (л. 1); «Komy ty byc» (л. 2); «Annie» (л. 4 об.); «Jan Kazymier z Bozey lasky krol» (л. 5); «Помощь моя от Господа сотворшаго и» / «помощь мою» (л. 101 об.); «Miłosci panie Łica Łosky» (л. 118 об.); «Помощь моя, о Господи, за сотворшаго небо и землю» (л. 237 об.); скорописная запись (XVII в.?): «Прости, Боже, съгрешенья вольная и невольная, Афанасию» (л. 238); ниже и на л. 238 об. другими почерками еще ряд записей: «В лето по 7054-е [1546 г.], индикта 4, авгоуста 13 дня» (л. 238); «Року Божия 1789 числилася тои книзе летъ 243» (скоропись); «Михайло попович, Буневьскии клесиарх» (полуустав, л. 238 об.); «Помяни, Господи, священного ерея Якова, Пелагии, Семиона, Михаила, Ксенеи» (западнорусский полуустав и скоропись кон. XVI – нач. XVII в., л. 238 об.).
    Сохранность. На листах следы воздействия влаги; некоторые листы подклеены.
    Дополнительные сведения. Заказчик рукописи епископ Арсений возглавлял Перемышльскую и Самборскую епархию (ныне – в Польше) в 1539–1549 гг. Сведения о епархиальном монастырском Спасо-Преображенском храме этого времени отсутствуют [Губонин, с. 367–370]. Упомянутый в писцовой записи великий краль Зигмонт – король Польский Сигизмунд I (1506–1548).
    Библиография. Сметанина, с. 360 (№ 7).