Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: 40 – 50-е гг. XVI в.
Кол-во листов: 944 л.
Примечания:Датировка. 40–50-е гг. XVI в. Вод. зн.: 1) Кабан, двух видов (первый вид: см. л. 16 – близкий: Piccard, т. 15.2, I, № 95 – 1547 г.; второй вид: см. л. 882, 887 – близкий: Piccard, т. 15.2, I, № 109 – 1555 г.; РГБ. Ф. 98. № 8, 32, 109 – сер. XVI в.); 2) Топор в гербовом щите под короной, двух видов (первый вид: см. л. 21, 201а, 777, 900 – близкий: Badecki, № 49 – 1542, 1546 гг.; подобный: Лауцявичюс, № 1668 – 1541 г.; второй вид: см. л. 633, 638 – подобный: Лихачев, № 1834 – 1558 г.); 3) Орел двуглавый, в маленьком гербовом щите (см. парные зн. на л. 496, 526 и на л. 580, 582 – подобные: Лихачев, № 2640 – нач. XVI в.); 4) Тиара с литерами «I» (внутри) и «А» (снизу) (см. л. 783 – типа: Piccard, т. 1, IX, № 91 – 1539 – 1552 гг., Briquet, № 4982 – 1538 – 1539, 1541 – 1542, 1546, 1548, 1550 гг.; Лауцявичюс, № 4165 – 1545 г.); 5) Герб г. Труа (см. л. 842 – подобный: Briquet, № 1054 – 1535, 1536, 1549, 1561 гг., но у знака в рукописи отсутствует корона); 6) Рука в рукавчике (см. парные зн. на л. 809, 866 – подобный: Piccard, т. 17, I, № 254 – 1523 г. и на л. 865, 867, 869, 791 – типа: Briquet, № 11405 – 1520 г.); 7) Медведь (см. парные зн. на л. 898, 905, 907 и на л. 915, 921 – типа: Piccard, т. 15.3, I, № 844 – 1556 г., № 846 – 1558 г., № 848 – 1558 г., № 852 – 1562 г.); л. 310–414 тряпичной бумаги того же времени, не имеющей филиграней. Блок. 944 л. (938 л. + л. 2а–б, 19а–б, 201а, 311а); л. 311а – без текста. 1° (32,4 × 20,6). Письмо. Полуустав в два столбца нескольких почерков. Переплет. Современен рукописи, правлен, доски в тисненой коже, с одной застежкой (с фигурным замком). На верхней крышке – две накладные фигурные петли, 4 жуковины по углам и средник в форме ромба; на нижней крышке – три маленькие жуковины; все – из желтого металла. Кожа потерта, на корешке сильно потрескалась, в разрывах. Нижняя крышка вместе с л. 932–938 и верхний каптал отделились от остальной части книги. На нижней крышке – значительные утраты кожи на краях и у корешка. Корешок дублирован гладкой темно-коричневой кожей. Обрез тонирован темной краской. Художественные особенности. На л. 2б, 20, 588 заставки «неовизантийского» орнамента: розетки, часть из которых заключены в одинарную или двойную рамку, а часть вынесены на мачтах за ее пределы; вдоль границ рамок – тонко-травный орнамент; все – в красках, золотом. На л. 202 малая заставка тонко-травного орнамента; перо, чернила, киноварь, рамка – золотом; на л. 312 заставка плетеного орнамента, в красках; на л. 536 – малая заставка геометрического и тонко-травного (вдоль рамки) орнамента, в красках, золотом. Инициалы: на л. 2б – тонко-травного, на л. 20 – широколиственного орнаментов (одного стиля с заставками); все – в красках. На л. 2а, 19б – вклеены две завесы из алой тафты, украшенные (только на л. 19б об.) тонкими рамками геометрического орна мента (перо, чернила). На внешнем боковом поле л. 405 об. рисунок большой восьмиконечной звезды, средний верхний луч которой оканчивается маленьким крестом (чернила, киноварь); на л. 311 – рисунок восьмиконечной звезды меньшей величины (киноварью). Вязь в заголовках. Содержание. Псалтырь с восследованием, содержит: «Сказание о составлении Псалтырном, иже составиша святи отци», нач.: «Ковчег бысть принесен в Иерусалим, събра блаженныи Давид мудрыя от все колен Израилев, избра четыре мужа...» (л. 2б – 5); «Предисловие Псалтыря», нач.: «По Моусии убо преимнице и по Исусе Наввине, и по судиах, бывшиих въ Израили, приимшу царство Саулу...», с разделами: «Сиа радость образ Въскресениа» и «Невеждьство» (л. 5–6 об.); «Иже во святых отца нашего Василия Великаго предисловие в начале Псалмом», нач.: «Всяко писание богодухновенное и полезно, сего ради списано бывше от Духа...» (л. 6 об. – 9 об.); «Епифаний», нач.: «Псаломскую же книгу се бо истязати остало есть, в пять книг жидове разделяють...» (л. 9 об. – 10); «Сказание всякому правоверному крестианину, иже хотящему пети Псалтырь», нач.: «Богоноснии преподобнии преблаженнии отци наши, земнии аггели, а небеснии человеци, и сперва навыкше иночествовати от Святаго Духа...» (л. 10–10 об.); «Таже Псалтырь поеть», нач.: «Буди же ведомо всякому христианину, хотящему дръжати Псалтырь, да поет в церкви заутреню...» (19 об.); Псалтырь; после каждой кафизмы в тексте помещены 4 покаянных тропаря и молитва (л. 20–152 об.); Библейские песни и молитвенный отпуст (л. 152 об. – 163 об.); Месяцеслов избранным святым и праздникам, с уставными указаниями о пении псалмов, из памятей русским святым включены памяти: митрополиту Алексею (л. 172), ярославским чудотворцам Феодору, Давиду и Константину (л. 200), вел. кн. Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (л. 200) и св. кн. Владимиру (л. 201 об.) (л. 164–201 об.); Часослов: полунощницы повседневная, на все субботы, воскресная, утренняя; часы, службы вечерия и повечерия, «иже поются в Великии пост», и повечерия, «иже глаголется во все лето» (л. 202–248); молитвы перед сном и на искушение (л. 248–254 об.); Максима Исповедника «Сказание известно к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим иноком, и трудолюбьствующим, коеже спастися, таже и живущим в миру, о чювьствех телесных и о душевных своиствох, еже во сне истицанием по вещи и чрес вещь», нач.: «Четырми делесы душа оскверняется иноку: хожением в граде посреде мирьских...» (л. 254 об. – 255); «Ино сказание о образе греховне», нач.: «По четырех образех всяк грех бывает. 1-е по невежьству...» (л. 255– 255 об.); «Ино сказание, еже во сне съблажение многих бо ради вин бывает», нач.: «1-е, еже судити искреняго своего...» (л. 255 об. – 256 об.); «Святаго Исаиа», нач.: «От пяти страстеи брань блуда умножается...» (л. 256 об.); «Правила святых, в нихже всяка ухищрениа божественых писании», нач.: «Аще грехом подкнется потирь, и пролитое, с землею вскопав, всыпати в воду...» (л. 256 об. – 257); «А се о церкви правило», нач.: «В церковь же с богобоязньством входите всегда...» (л. 257–276); Последование божественного причащения (л. 276 об. – 304); «Синаксарь всего лета с Богом починаем, от месяца септевриа до месяца августа. Подобаеть ведати о трезвонех» (л. 305–311 об.); Святцы (с включением кратких летописных повестей), среди русских святых упомянуты: преп. Авраамий Ростовский (л. 352 об.), преп. Варлаам Хутынский (л. 356), преп. Никон Радонежский (л. 362), свт. Петр, митр. Московский (л. 381 об., 383 об., 20 и 21 ноября; память под 20 ноября выделена киноварью, с летописным добавлением в заглавии («преставися в день неделныи, в трети час нощи») и л. 530, 24 августа), преп. Павел Комельский (л. 416), преп. Дмитрий Прилуцкий (л. 431 об.), свт. Алексий, мтрп. Московский (л. 432, 488), свт. Евфимий, архиеп. Новгородский (л. 440), свт. Стефан Пермский (л. 472 об.), преп. Антоний Печерский (л. 477 об.), св. блаж. Исидор Ростовский (л. 486 об.), свт. Исаия, еп. Ростовский (л. 487), свт. Леонтий, еп. Ростовский (л. 489 об.), преп. Никита столпник Переяславский (л. 490 об.), свт. Игнатий, еп. Ростовский (л. 491 об.), преп. Кирилл Белозерский (л. 490), святые благоверные Петр и Феврония Муромские (л. 500), св. блаж. Прокопий Устюжский (л. 505 об.), св. равноап. кн. Ольга (л. 506 об.), св. равноап. кн. Владимир (л. 508), святые благоверные князья страстотерпцы Борис и Глеб (л. 513) (л. 312–535 об.); Последование Четверодесятницы (Великого поста) и Пятидесятницы (л. 536–587 об.); Стихиры воскресны, степенны, каноны троичны и воскресны на 8 гласов, евангельские чтения, стихиры и светилны воскресны, столпы евангельские, кондаки и икосы воскресны (л. 588–718); Стихиры и каноны, светилны, блаженны, апостольские и евангельские чтения на всю седмицу, тропари и кондаки дневные, богородичные и крестобогородичные на 8 гласов, троичны Великого поста (л. 718–781 об.); Канон Божественному Параклиту (л. 782–787 об.); Стихиры и канон на Воскресение Господне в субботу (вечер) (л. 788–793); Стихиры, чтения и канон общий на Господские праздники (л. 793–797); Стихиры и канон Иисусу Христу (л. 797–801 об.); Канон Иисусу Христу за болящего (л. 801 об. – 804 об.); Канон Троице, архангелу Михаилу, Николе и Богородице общий (л. 805–808); Канон молебен Иисусу Христу и Богородице, «певаем за безведрие» (л. 808–812); Канон молебен Иисусу Христу и Богородице, «певаем за бездождие» (л. 812 об. – 819); Канон молебен к Господу и всем святым, «егда исходить из града противу ратных» (л. 819 об. – 823 об.); Стихиры и канон на Сошествие святого Духа (л. 823 об. – 832); Стихиры и канон на Воздвижение Честнаго Креста (л. 832–838 об.); Канон Господу Богу, «от души певаем по вся дни о гресех своих» (л. 838 об. – 841); Стихиры и канон Благовещению Богородицы (л. 841–849); Стихиры и канон общим праздникам и предпразднествам богородичным (л. 849–863); Канон радостен Богородице Одигитрии (л. 863–868); Последование Святыя Купины, «иже во Святей горе Синайстей» (л. 868–873 об.); Канон на Боготелесное Погребение и на плач Святей Богородицы (л. 873 об. – 876); Канон молебен Богородицы на повечерице повседневной (л. 876–879); Правило молебное ко своему Ангелу Хранителю (л. 879–888 об.); Правило молебное к Иоанну Предтече (л. 888 об. – 894 об.); Канон за епитимью (л. 897–903); Чин на разлучение души (л. 903–909); Служба за единоумершего (л. 910–916 об.); «Воследование за усопших» (л. 916 об. – 924); «Ключ границе азбучной Пасхалии» (л. 925–933 об.); «Лунное течение» (933 об. – 938 об.). Записи и владельческие пометы. На обороте верхней крышки, скорописью XVIII в. приписка: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веком. Аминь»; выше тем же почерком и чернилами номер: «2» (кириллицей). Ниже, синим карандашом: «17 октября 1883. Следов. псалт.». На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1533» (карандаш, дважды). Здесь же в нижнем правом углу: «279» (карандаш). Сохранность. На краях и у корешка л. 1–29 и с л. 170 до конца книги следы воздействия влаги. Л. 1–7, 924–931 отделились от переплета. Л. 289, 536 разорваны вдоль зеркала текста, от нижнего края, по вертикали, у л. 289 задеты 10 нижних строк; у л. 536 – от нижней до 9-й сверху строки; л. 20 надорван на половину высоты, вдоль корешка. Л. 924, 932 – ветхие, у корешка с разрывами и утратами.