Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №33. Торжественник триодного и минейного типов, с житиями святых и другими дополнительными статьями.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Третья четв. XVI в.
  • Кол-во листов: 777 л.
  • Примечания: Датировка. Трет. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Сфера, двух видов (первый вид: см. парные зн. на л. 662, 670 – близкий: Лихачев, № 2723 – без даты и на л. 669, 671 – в справочниках не выявлен; второй вид: маленькая сфера, справа – литера «М», см. л. 98, 98 а – типа: Лихачев, № 1892 – 1567 г.); 2) Перчатка с фестонами на манжете, над пальцами – корона, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 318, 449 – подобный: Briquet, № 10942 – 1551 г. и на л. 402, 462, 466 – близкий: Лихачев, № 2980 – 1559 г.; второй вид: см. парные зн. на л. 558, 570 – подобные: Piccard, т. 17, VI, № 1807 – 1566 г.); 4) Кувшин двуручный, на крышке – цветок (см. парные зн. на л. 624, 739, 746 – близкий: Лихачев, № 1765 – 1555 г., № 2852 – 1556 г., варианты до 1560 г. и на л. 765, 773 – близкий: Лихачев, № 1767 – 1555 г., № 1884 – 1567 г.); 5) Рак (см. парные зн. на л. 686, 687 – близкие: № 5941 – 1554 г.).
    Блок. 777 л. (I–II + 774 л. + л. 98а); л. I, 98а, – без текста; л. I–II, 774 – защитные (л. I–XIX в.). 1˚ (29 × 19,5). Между л. 25 и 26, 302 и 303 утрачено по одному листу, между л. 377 и 378 утрачены два листа; л. 1 должен следовать за л. 760; в начале рукописи утрачено 10 листов.
    Письмо. Полуустав нескольких почерков.
    Переплет. XVII в. Доски в тисненой коже; верхняя застежка утрачена, нижняя – надорвана. На верхней крышке в среднике тиснения – лев и единорог; по углам – 4 круглые малые жуковины из белого металла; на нижней крышке – четыре медные жуковины («розетки»). На корешке – бумажная наклейка с названием рукописи: «Торжественник». Кожа потерта, нижняя крышка отделилась от блока.
    Художественные особенности. На л. 350 об. грифонаж (рисунки человеческих фигурок?). Инициалы киноварные. Вязь в заголовках.
    Содержание. Торжественник триодного и минейного типов, с житиями святых, канонами, словами и другими дополнительными статьями: «[Иже во свят]ых отца нашего Иоанна, архиепископа [Констан]тина града, Златоустаго слово, егда [вне церкви] обретется Еутропии оттръ(жен бысть и) о еже: Предста царица одесную [Тебе в ри]зах позлащенах», нач.: «[Сладостен] убо цветник и раи, много ж(е сладостне) книжное прочитание...», без окончания, обрывается на словах: «… не отсюду предан бысть, но отвне…» (л. 1–1 об.); «…ми доброе свое поспешение» (л. 2–7); «В среду 4 недели по Пасце на Преполовение канон тлъковои. Творение кир Андреа» (Андрея Критского), глас 8 (л. 7 об. – 15); «Иже въ святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго слово о самаряныни», нач.: «Днесь Владыко Христос, податель благодати и Творец...» (л. 15 об. – 20 об.); «Иже въ святых отца нашего Григориа, епископа Росиискаго, слово на славное Възнесение Господа нашего Иисуса Христа», нач.: «Настоащии сеи праздник испленения есть смотрениа...» (л. 21–28); «Канон тлъковои на Сшествие Святаго Духа. Творение кир Иоанна Дамаскина», глас 4 (л. 28–36 об.); «Иже въ святых отца нашего Епифаниа, архиепископа Кипрьского, слово на Сшествие Святаго Духа», нач.: «Достоино убо есть, братие, еуангельскаго учениа словеса вмале сказати...» (л. 37–48 об.); «Епистолиа на римляны, в неиже сказание о Якове, брате Господне, и о двою на десяте апостолех, и како первее поставлен бысть священныи чин», нач.: «Прежде бо в раи ядение и питие не хлебно бяше...» (л. 49–98 об.); «Месяца июня в 1 день. Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Дионисиа, иже на Глушице пречестен монастырь съставльшаго въ славу Пречистыа Богородица», нач.: «Се бо ныне о сем блаженнем светлыи учитель и славныи Павел въпиет...» (л. 99–143); «Месяца иуниа въ 9. Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Кирилла игумена, иже на Беле езере пречестен монастырь поставльшаго Пречистыа Владычица наша Богородица и Приснодевы Мариа, честнаго еа Успениа, и в нем общее житие съставльшаго. Списано Пахомием, иеромонахом Святыа Горы», нач.: «Понеже убо онем великым и божественным мужем, иже в посте прошавшим...» (л. 144–214 об.); «Месяца июня в 12 день. Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Ануфриа Пустыннаго. Списано от Пафнутиа, мниха и отшелника», нач.: «В един от днии потщание сътворихом...» (л. 215–234); «Месяца иуниа в 12. Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Петра Афонскаго», нач.: «Еже святых житиа и яже тех боголюбезную жизнь написано положити...» (л. 234 об. – 256); «Месяца иуниа в 24 день. Слово святаго Иоанна Златоустаго на Рожество святаго славнаго пророка и Предтечи, Крестителя Господня Иоанна», нач.: «Солнцу сему хотящу изыти из предела земнаго...» (л. 257–263 об.); «Месяца июниа в 25. Мучение святыа великомученици Февронии», нач.: «Бысть в дни Диоклетиана царя Анфим некто, епарх саном сыи...» (л. 264– 286); «Месяца июня в 29. Слово похвално иже в святых отца нашего Иоанна Златоустаго на памят(ь) святых апостол Петра и Павла», нач.: «Небу и земли радость вижу за настоящии праздник святую апостолу Петра и Павла...» (л. 286 об. – 292 об.); «Месяца июня в 30. Слово на памят(ь) святых великих Христовых 12 апостол», нач.: «Блаженныи Давид, Духом Святым учим, ясно святую Троицу въедину царствующу исповеда...»; без окончания, текст обрывается на словах: «...бяше зрящим его велик нечестию указ» (л. 292 об. – 302 об.); «Месяца июлия в 2. Слово являа место и время и вину, в немже явися свята риза Богородицы, яже лежит в честнем ковчезе Влахернеи церкви», нач.: «Божиа таины великы человеколюбиа его...» (л. 303–316 об.); «Месяца июлия в 2 день. Афлисис, сиречь страдание святаго мученика Иоанна Новаго. Стих: не к плаванию прочее морскому, но к вышнему течению устремися Иоанн...», нач.: «Съи святыи мученик новыи Иоанн бяше от града Трапезонта...» (л. 317–318); «Месяца июлиа в 2. Мучение святаго и славнаго мученика Иоанна Новаго, иже в Беле граде мучившегося. Списано Григорием мнихом, игуменом обители Пантократоровы, презвитером Великои церкви молдовлахиискои», нач.: «Мнози учителства, иже добре якоже Богови любезно поживших образи...» (л. 318–326 об.); «Месяца июлия в 4 день. Житие и жизнь иже въ святых отца нашего Андреа Иеросалимита, архиепископа бывша въ Крите острове. Списано от Никиты, славнаго патрикиа и квестера», нач.: «Неподобно есть праведных и преподобных муж, на земли высокое житие имевша...» (л. 327–336); «Месяца июня в 8 страсть святаго мученика Феодора Стратилата», нач.: «Якоже солнце сиает видящим, тако и о мученицех словеса слышащим...» (л. 336–342 об.); «Месяца июлиа в 9 день. Житие и жизнь, иже въ святых отца нашего Феодора, въсиавшаго в постницех в Велицеи Лавре преподобнаго отца нашего Саввы, по сем же бывша архиепископа в граде Едесе и достопомнима дела исправивша. Списана от Василиа, епископа Амасиискаго», нач.: «Благословен Бог Отец, Господь Вседръжитель, Творец небу и земли...» – текст дефектен, на л. 377 об. текст обрывается на словах: «...в тъи убо великыи четверток, егда божестве...» и возобновляется на л. 378 со слов: «Глаголя и неутешно плачася идяше, бех же и аз с ним...» (л. 343–454); «Главы добродетелны преподобнаго отца нашего Феодора», нач.: «Понеже убо благаго Бога благодатию отвръгшися сатаны и дел его лукавых...» – «Стословец» Феодора Эдесского (л. 455–482); «Месяца июлия в 11. Мучение святыа мученици Еуфимии», нач.: «Царствующу Диоклитиану, Прииску же антипату сущу в Халкидоне...» (л. 483–488 об.); «Месяца июлиа в 15. Мучение святых мученик Кирика и матерее его Улиты», нач.: «Повелевшу твоему преподобству честными книгами твоими нашему окаанству...» (л. 488–492 об.); «Месяца июлиа в 15. Успение святаго и равна апостолом князя Василиа, бывшаго Владимира Киевскаго», нач.: «Съи бысть сын Святославль от племени варяжскаго...» (л. 492 об. – 497 об.); «Месяца июлиа в 18. Мучение святыа мученици Марины», нач.: «Въскресению Господню бывшу Иисуса Христа...» (л. 497 об. – 515); «Слово похвальное Климента Словенского пророку Илии» (л. 515–516); «Месяца июлиа в 20. Огненное въсхождение святаго и славнаго пророка Илии», нач.: «Ныне светозарное солнце небеснаго круга...» (л. 516–520 об.); «Месяца июлиа в 24. Мучение святыа Христины, мученыя в Тире прежде 8 каланд августа», нач.: «Бе едина свята и пресвята дева от Тира...» (л. 520 об. – 537); «Месяца июлиа въ 24. Мучение святых новых страстотръпец Бориса и Глеба», нач.: «Род праведных благословится, рече пророк...» (л. 537 об. – 556 об.); «Месяца августа в 2 день. На пренесение мощем святаго первомученика Стефана. Слово иже в святых отца нашего Иоанна Златоустаго», нач.: «Чювственное солнце на земли въсиа акы денница...» (л. 557–560 об.); «Месяца августа в 6 день. Преподобнаго отца нашего Ефрема слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Благослови, Отче», нач.: «От нивы жатва и радование, от винограда плод и снед(е)ние...» (л. 560 об. – 570); «Святаго Иоанна презвитера слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа», нач.: «Бог человека перваго сътвори и в раи введе и...» (л. 570–576 об.); «Анастасиа, смиреннаго мниха святыа горы Синаискыа, слово на Святое Христа Бога нашего Преображение, реченное на тоижде Святеи горе Фаворстеи въ праздник. Благослови, Отче», нач.: «Яко страшно место се, удивляем и аз с патриархом Иаковом празднична горы возъпию...» (л. 577– 591); «Месяца августа в 15. Слово святаго Иоанна Богослова о покои Пречистыа Владычица нашя Богородица и Приснодева Мариа», нач.: «Святеи и преславнеи Богородици и Приснодеве Марии, по обычаю на святыи гроб Господа нашего входящи кадити…» (л. 591 об. – 602 об.); «Месяца августа в 15 день. Иже въ святых отца нашего Иоанна, архиепископа Селунскаго, слово о преставлении Пресвятыа Владычица нашя Богородица и Приснодевы Мариа», нач.: «Егда прииде время изыти от тела Пресвятеи Богородици, прииде к неи великыи архаггел Гавриил…» (л. 602 об. – 620); «Месяца августа в 15 день. Слово похвалное на преставление святыа Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа, сътворено Климентом епископом», нач.: «Се ныне, светло праздньство ликовствующе, придете, възлюбленнии, предивнаго сего чюдеси насладимся…» (л. 620 об. – 623 об.); «Месяца августа в 16 день. Память пренесениа от Едеса Нерукотвореннаго образа Господня в Царьскыи град», нач.: «Подобает нам мало побеседовати о самои благодати Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа…» (л. 624–628 об.); «Месяца августа в 18 день. Житие и мучение святых Фрола и Лавра», нач.: «Добре учить ны апостол Павел, глаголя беспрестанно молитву деати…» (л. 628 об. – 640); «Месяца августа в 24 день. Слово на пренесение честных мощеи иже въ святых отца нашего въ иерархох великаго чюдотворца Петра, митрополита Киевскаго и всея Росии», нач.: «Коль благ Бог Израилев правым сердцем, рече блаженныи пророк…» (л. 640–653); «Месяца августа в 26 день. Повесть душеполезна, от древняго списаниа сложена, являющи преславнаго бывшаго чюдеси и от иконы Пречистыа Богородица, еже нарицается Владимирскаа, како прииде от града Владимиря въ боголюбивыи град Москву и како избави град нашь от безбожнаго и зловернаго царя Темир Аксака», нач.: «В лето 6908-е в дни княжениа благовернаго и христолюбиваго великаго князя Василиа Димитриевича...» (л. 653–664); «Месяца августа въ 29. Слово на Усекновение Честныа главы честнаго и славнаго Пророка и Предтечи, Крестителя Господня Иоанна. Благослови, Отче», нач.: «Якоже мужь етер, любяи пустыню, на месте некоем леснее седя...» (л. 664 об. – 670); «Месяца августа въ 29. Слово на Усекновение Честныа главы святаго Пророка и Предтечи, Крестителя Господня Иоанна», нач.: «Пакы Иродиа бесится, пакы мятется, пакы веселится...» (л. 670 об. – 675 об.); «Месяца августа въ 30. Житие и подвизи и отчасти чюдес исповедание преподобнаго отца нашего Александра Сверскаго, новаго чюдотворца. Списано Иродионом, игуменом тоя ж(е) честныа обители, учеником святаго. Благослови, Отче. Стих: аще и преставися от нас, пастырю добрыи, но общему Владыце Христу предстоиши», нач.: «Молю же убо преподобьство ваше, отци святи...» (л. 756–758) с чудесами: «Чюдо преподобнаго Александра о мужи, просившем плод чреву его», нач.: «Бе же человекь некыи о града Корелскаго именем Иаков...» (л. 758–759); «Чюдо преподобнаго отца Александра о юноши, раслаблену руку имуща...», нач.: «Ниже се млъчанием чюдо святаго да покрыется...» (л. 759–760 об.); статья без начала, от слов: «…единосущен есть Отцу, почто наречется существо...» (л. 761–773 об.).
    Записи и владельческие пометы. В нижней части л. II старый буквенный номер под титлом: «98»; на л. II об. начало записи: «206 [1697/98] году была сия книга...». На л. 773 об. помета: «14» (карандаш). На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1489» (карандаш).
    Сохранность. На листах следы воздействия влаги. На л. 12, 25, 106, 168, 279, 280, 284–297, 302, 326–329 разрывы на внутреннем поле, бумага обветшала. На л. 32, 183, 634, 654, 664 разрывы в зеркале текста.
    Библиография. Лённгрен Т.П. Переводные жития преподобных святых в древнерусской книжности до и после создания Соборника Нила Сорского // Palaeoslavica 2012. Vol. XX.(2). S. 287, 288, 294 (учтены списки Житий Ануфрия на л. 215–234 и Петра Афонского на л. 234 об. – 256).