Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №32. Сборник житий и похвальных слов минейного типа, на весь год.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 50-е гг. XVI в.
  • Кол-во листов: 375 л.
  • Примечания: Датировка. 50-е гг. XVI в. Вод. зн.: Кабан, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 2, 5, 37 – близкий: Мареш, № 360 – 1558 г. и на л. 4, 6, 7, 9 – близкий: Мареш, № 360 – 1558 г.; второй вид: см. парные зн. на л. 51, 59, 184 – близкий: Piccard, т. 15, ч. 3, II, № 109 – 1555 г., Лихачев, № 1754 – 1554 г.; РГБ. Ф. 98. № 8, 36, 109 – сер. XVI в. и на л. 60, 106 – близкий: Лихачев, № 1755 – 1554 г.; РГБ. Ф. 98. № 8 – сер. XVI в.).
    Блок. 375 л. (I + 374 л.); л. I, 374 – защитные, XIX в. 1° (30 × 19). Начало Сборника не сохранилось, первой читается статья, помеченная: «Глава 4».
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. XIX в. Доски в коже, на нижней крышке (XVII в.?) – с тиснением, на верхней крышке кожа гладкая, с реставрационными надставками; застежки утрачены. На верхней крышке наклейка с печатью (видны остатки надписи: «...окружного суда...»). На корешке три старые наклейки: две верхние – с заголовками, на нижней: «№ 48».
    Художественные особенности. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью «неовизантийского» типа, некоторые – с зооморфными или антропоморфными элементами; все – высоко профессионального уровня исполнения. Заголовки вязью. Окончания текстов выполнены в виде воронки.
    Содержание. Сборник житий и похвальных слов (87) минейного типа, годовой: «Глава 4. Месяца семтябрия в 11 день. Житие и жизнь блаженныя Феодоры», нач.: «Во дни Зинона царя и Григориа епарха...» (л. 1–9 об.); «Глава 5. Месяца окто(бр)ия в 1 день слово 1-е похвално на святый Покров Богородица и Приснодевы Мариа», нач.: «Сладчайши убо во временех весна и во звездах солнце...» (л. 10–16 об.); «Глава 6. Сказание о церкви Пресвятыа Богородица, еи же покланяются в Лахернах, и о видении святаго Андрея Уродиваго, како виде святую Богородицу, молящуся за весь мир», нач.: «Божиа некиа таины великиа Божиа человеколюбиа... » (л. 16 об. – 19 об.); «Глава 7. Месяца октября в 1 день. Память и мучение святаго апостола Анани(и), епископа Дамаскинскаго» (л. 19 об. – 21 об.); «Глава 8. Месяца октября в 1 день. Слово 2 похвалное Честному Покрову Пречистыа Преблагословенныя Владычица наше Богородица и Приснодева Мариа», нач.: «Понеже убо человеческии род обычеи празники святых...» (л. 21 об. – 25 об.); «Глава 9. Месяца октября в 6 день Деяние святаго и всехвалнаго апостола Фомы», нач.: «В то время, в не же беша вси апостоли во Иерусалиме, разделиша себе страны...» (л. 26–31); «Глава 10. Месяца октября в 9 день изглавленое вкратце похваление словес еже о святом апостоле Иакове Алфееве», нач.: «Благий делатель олядевшая претуплением земли человеческих сердец...» (л. 31– 34); «Глава 11. Месяца октября в 2 день. Святаго священномученика Киприана мучение и Устины девы», нач.: «Пророческим словесем збывающимся и словесем Господа нашего Исуса Христа...» (л. 34–37); «Глава 12. В тои же день. Житие и покаяние святаго священномученика Киприана», нач.: «Бысть некии человек родом Антиохиа Сирскиа...» (л. 37–46); «Глава 13. Месяца ноября в 14 день. Мучение святаго и всехвалнаго апостола Филиппа», нач.: «Бысть по въсшествии Господни на небеса внидоша апостоли в дом...» (л. 47–50 об.); «Глава 14. Месяца ноября в 14 день. Слово похвално святому и всехвалному апостолу Филиппу», нач.: «Якоже в пролетие сиание различно красных цветещь весело творит зрение...» (л. 50 об. – 56); «Глава 15. Месяца ноября в 16 день. Слово похвалное вькратце словесы изоображением святому всехвалному апостолу и евангелисту Матфею», нач.: «Отнеле же сниде от высоты превышниих небес...» (л. 56–60 об.); «Глава 16. Месяца ноября в 16. Мучение святаго апостола и евангелиста Матьфея», нач.: «И яко бываема чюдеса святых апостолом Матфеем...» (л. 61–67); «Глава 17. Месяца декабря в 5 день. Житие святаго преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саавы Освященнаго, наставника Пустынънаго», нач.: «Благостив Бог и Отец Господа нашего Исуса Христа...» (л. 68–70), с выборочными чудесами: «Чюдо 5. Поведаше поп Григореи, брат святаго Савы, о мятеж(е) риз, како Сава скрозе огнь в пещи бе и неврежен от огня проиде» (л. 70– 71), «Чюдо 7. О послушании святаго Савы от Еуфимья и посла его к Феоктисту» (л. 71–71 об.), «Чюдо 8. Святыи Сава бе у блаженаго Феоктиста и по три времени дровна дань приношаше на раму свою в манастырь...» (л. 71 об. – 72), «Чюдо 9. О познаньи отца и матери святаго Савы ихе в Александреи» (л. 72–72 об.), «Чюдо 10-е. Скончася треблаженыи Феоктист, и в то время блаженыи Сава изыде в пещеру и живе в пещере 5 лет» (л. 72 об. – 73), «Чюдо 11. Святыи Сава на полудне выше, мертваго моря пил воду живу» (л. 73–73 об.), «Чюдо 12. О бестрашьи святаго Савы иже в пустыни и не убояся змея и скорпия» (л. 73 об. – 74), «Святому Сави прение с бесы, и явися ему в пустыни сивымь зверем, и ходя по пустыни не имяше пакости» (л. 74–74 об.); «Чюдо 18. Месяца декабря в 12 день. Житие святаго препобнаго отца нашего Спиридона чюдотворца, епископа града Тримифииска, списано Феодором, епископом града Пафа», нач.: «И сперва бе слово, рече Иоанн еуангелист...» (л. 75–78), с 18 чудесами (л. 78–106 об.) и повестью: «Повесть полезна велми о прикоснувшимся у гроба святаго отца Спиридона», нач.: «Поведа ми некто (от) отце(в), тепле любящих божиа раба Спиридона...» (л. 106 об. – 110); «Глава 19. Месяца декабря в 25 день чтение на Рождество Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа», нач.: «Христу праведному солнцу днесь от Девы воссиявшу...» (л. 110 об. – 113 об.); «Глава 20. Месяца декабря в 27 день мучение святаго первомученика и первослужителя апостола архидьякона Стефана», нач.: «Память хотящи добры и возлюблении, понудихся написати первомученика Стефана житие и мучение...» (л. 114–118); «Глава 21. Месяца декабря в 27 день мучение славнаго и всхва(льнаго) перьвомученика и перьвослужителя апостола архидиакона Стефана», нач.: «Памяти добрыа предлежащая возлюбленныи понудихомся написати святеи христовеи церкви святаго и славнаго прьвомученика апостола архидиакона Стефана в нас бывшее житие...» (л. 118–124); «Глава 22. Месяца октября в 29 день мучение святыя великомученица Анастасия Селуняныни», нач.: «В дни Диоклитияна царя и с настолникома его Валерием игемоном, первое стареишинствующу Прову...» (л. 125–128); «Глава 23. Месяца генуария 1 иже во святых отца нашего Амфилохиа, епископа Икониискаго [в рукоп.: «Исонискаго»], слово о Велицем Василье и о чюдесех его», нач.: «Любимици, не бе нелепо благонравным сыномь отчем поскорбити о житии...» (л. 129 – 140 об.); главы 24–30 являются продолжением предыдущей главы с рассказом о чудесах Василия Великого: «Глава 24. О отроце, отверъгшим Господа», нач.: «Еладие же, иже в преподобнеи памяти самовидец и слуга быв...» (л. 140 об. – 145); «Глава 25. О Настасии призвутере», нач.: «Поведа ми и се прежде поминутыи и приснопамятныи муж Еладие...» (л. 145–147); «Глава 26. Повесть о преподобнем Ефреме», нач.: «Двоим конем быстроточным...» (л. 147–149); «Глава 27. О отверзении церкве, иже в Никеи молитвою», нач.: «Рече Божественное Писание...» (л. 149– 151 об.); «Глава 28. О бывшем чюдеси от святаго отца нашего Василиа», нач.: «Добре предобличив божественыи Давид рек...» (л. 151 об. – 153); «Глава 29. О грешнои жене, прощеном бывшем грехом еа молитвою святаго Василиа», нач.: «В летех святеишаго и блаженнаго архиепископа Василиа...» (л. 153–155); «Глава 30. О Иосифе евреине чюдо святаго Василиа», нач.: «Иосиф же никии именем...» (л. 155–157 об.); «Глава 31. Месяца генваря в 24 память преподобныя матери нашея Аксении и обоим ея рабыням. стих», нач.: «Оустремившися сего житиа Аксиниа...» (л. 158–167); «Глава 46. Месяца февраля в 2 день слово святаго Исихиа, прозвитера Иерусалимскаго, на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа», нач.: «Да или не весте, яко дух пророка Симиона сотвори...» (л. 168–171); «Глава 47. Иже во святых отца нашего Аврамиа, архиепископа Ефесска(го) слово на Стретение Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа», нач.: «Ельма словеса на конци третиаго Псалма глаголюща...» (л. 171–175); «Глава 48. Месяца февраля в 17 день мучение святаго великомученика Феодора Тирона, ему же и память творим в 1 суботу Святаго Поста», нач.: «Максимиан царь посла по всему своему царству...») (л. 175 об. – 179); «Глава 49. Месяца февраля в 24 день слово на обретения честныа главы святаго и славнаго пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», нач.: «Праведныи, аще постигнет скончятися, в покои будет...») (л. 179–184); «Глава 50. Месяца мая в 2 день житие иже во святых отца нашего Афанасия, архиепископа Алексндрьскаго», нач.: «Руфин же, иже церкви списание писав...» (л. 185–188 об.); «Слово похвално на пренесение мощеи святою мученику Бориса и Гле(ба), нареченных в святом крещении Романа и Давида», нач.: «Кыми похвалными венцы увязем Бориса и Глеба...» (л. 188 об. – 189 об.); «Глава 51. Месяца маия в 2 день принесение мощем святую страстьтотрьпцю Бориса и Глеба, нареченных во святом крещении Романа и Давида», нач.: «Владыко, Господи Вседержителю, сотворивыи небо и землю...» (л. 190– 200); «В тои же день принесение мощии святою мученику Бориса и Глеба, иже есть в нову. церковь, и чюдо 1-е», нач.: «Бысть яко мину по умертвии блаженаго князя Ярослава Во(ло)димеровича лет 20...» (л. 200–201 об.); «Чюда 2-е святою христову мученику о дву мужех, еже есть без вины оболгане ко князю», нач.: «Иное бысть чюдо в Кыеве, яко преставися Всеволод князь...» (л. 201 об. – 202 об.); «Чудо 3-е о Мартиньи мнисе, иже бе в Турове у церкви святою Христову мученику Борис и Глеб, един живыи о Бозе», нач.: «Некто старец именем Мартин, бывыи преже повар...» (л. 202 об. – 203); «Глава 52. Месяца февраля 26 день слово святаго Антиоха о снех. [далее прибавлено на нижнем поле] Слово похвално писано назади пред мучением святых» (л. 203–204 об.); «Глава 53. Месяца мая в 21 день Житие святаго благовернаго и равно апостолом великаго царя Констянтина и христолюбивыя матери его святыя цариця Елены, творение Еоуфимия Терновского», нач.: «Преблаженнаго и пресвятаго перваго христианскаго жития благодатию...» (л. 205–235 об.); «Глава 54. Месяца мая в 21 день. Святаго благовернаго и равна апостолом великаго царя Костяньтина и христолюбивыя матери его Елены. Слово о обретении Честнаго и Животворящаго Креста Господня, на нем же Господь распятся... Се же слово чтется месяца сентября в 14 день на Обретение Честнаго и Животворящаго Креста Господня», нач.: «В лето седмое, отнеле же царствующу Констянтину правоверному, собрашася множьство варвар на реку на Дувин...» (л. 235 об. – 241); «Глава 55. Месяца маия в 26 день. Святаго апостола Карпа, единаго от 70. В тои же день мучение святаго и славнаго великомученика Христова Гергиа новааго, иже в Средце граде болгарском мучившагося. Стих. Аще и огнем искусися Георгие за Христа кровь свою пролия. И ныне со аггелы Престолу святеи Троицы предстоя», нач.: «Иже апостольстии наместницы суть, и приимницы даруи силе...» (л. 241 об. – 250); «Глава 56. Месяцаиюня в 2 день. Иже во святых отца нашего Никифора Исповедника, патриарха Царя града. В тои же день нашествие Святаго Духа. О чюдесех святаго отца нашего новаго чюдотворца Иакова Боровицкаго, о явлении его», нач.: «По благословению преосвященнаго епископа Феодосия Великаго Новагорода и Пскова и по его приказу смотрели мощеи Иаковлих. И он лежит в мощех, глава вся цела, и плоть его присьхла к костем, око левое полно, а правое половина впало, губы обе целы...» (л. 250 об. – 252 об.); «Глава 57. О поставлении гробници и о пренесении честных мощей святаго Иакова, новаго чюдотворца», нач.: «Благословение(м) преосвященнаго архиепископа Феодосия Великаго Новагорода и Пскова в Бежицкую пятину в Боровичи...» [ср. эту и предыдущую главы с теми же статьями в Сборнике житий кон. XVI в. (Ф. 304/I. № 654), где читается и грамота Макария 1544 г. об освидетельствовании мощей Иакова Боровицкого] (л. 252 об. – 257 об.); «Глава 58. Месяца июля в 11 день мучение святыя всехвалныа великомученици Еуфимии», нач.: «Царствующу Диоклитияну, приску и антипату сущу, в Халкидоне бе же Апельян жрец идолу Арию...» (л. 257 об. – 261 об.); «Глава 59. Месяца июля в 12 день мучение святых мученик Прокла, Илариа», нач.: «Бысть при Максимьяне в земли Калене близ Анкур запрещение всем человеком...» (л. 262– 267); «Глава 60. Месяца июля в 14 день житие и страсть святаго чюдотворца Онисима», нач.: «Имеяше отца правдивыи Онисим именем Федула...» (л. 267–274); «Глава 61. Месяца июля в 15 день мучение святых мученик Кирика и матери его Улиты», нач.: «Повелевшу твоему преподобьству честными твоими книгами...» (л. 274 об. – 277 об.); «Глава 62. Месяца июля в 20 день Иоанна, архиепископа Костянтина града слово о переславном пророци Ильи и о вдове», нач.: «Слышите, братие, разумно, иже при Ильи...» (л. 277 об. – 282); «Глава 63. Чюдо святаго и славнаго пророка Илии сотворено бысть на память его в Новегороде в Нижнем в лето 6926-е [1418 г.; в рукоп. ошибка: «в лето 6426-е»], обходя круга солнечнаго 10, по лунному же течению (10), индикта 11, месяца июля в 20 день на память святаго пророка Илии, в лето благовернаго иже в благочестии великаго князя Василиа Дмитриевича, правящему митрополиа Киевскиа и всеа Русии преосвященнаго Фотеа митрополита, в богохранимем глаголемем Новегороде в Нижнем», нач.: «Бысть некто муж благоверен именем Григории, сын Луксентиев...» (л. 282–286); «Глава 64. Месяца июля в 20 день сказание страти и похвала о убьении свтому новому страстьтотрьпцу Бориса и Глеба во святем крещении нареченых Романа и Давыда», нач.: «Род праведных благословиться, рече пророк, и семя их в благословении будеть...», с 6 чудесами (л. 287–307 об.); «Глава 65. Месяца маия в 14 день. Память Исидора, уродиваго Христа ради, нарицаемаго Твердислова Ростовьскаго чюдотворца», нач.: «Сеи блаженныи, якоже поведают неции, от западных убо стран от латинскаго языка...», с чудесами и похвалой ему (л. 308–312 об.); «Глава 66. Месяца маия в 23 день. Обретение честнаго телесе иже во святых отца нашего Леонтиа, епископа Ростовъскаго, чюдотворца», нач.: «Сеи бе блаженыи иже во святых отец наш Леонтеи, рожся в Констянтине граде...» (л. 312 об. – 314 об.); «Глава 67. В тои же день слово о внесении телеси святаго отца нашего Леонтия, епископа Ростовъскаго, в новую церковь, и о мужи, исцелившем у целъбоноснаго гроба его», нач.: «Егда създаша церковь камену в Ростове на месте погоревшиа церкви повелением благочестиваго господина царя и князя нашего Андрея...» (л. 314 об. – 316 об.); «Чюдо святых Козмы и Дамияна», нач.: «Поведают неции, яко бысть во граде в Корсуне опьчина гостинная...», в конце – тропарь грому: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и землю славы...» (л. 316 об. – 317); «Глава 68. Месяца ноевриа в 24 день. Беседа и страдание святыя великомученицы Екатерины. Творение кир Афанасия мниха», нач.: «Лета третьяго десять и пятаго царствующаго нечьстиваго Максентиа царя бе много вълхввани с кумиром...» (л. 317– 326 об.); «Глава 69. Месяца сентября в 20. Страдание святаго великомученика князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора», нач.: «Сеи блаженныи князь Михаило от уны версты Христа возлюбив и Пречистую Его Матерь...» (л. 326 об. – 327 об.); «Глава 70. Месяца марта 19. Слово святаго Григория Чюдотворца», нач.: «Люто же лихоимьство, и не сь единою епистолиею приложити божественная писания...» (л. 327 об. – 328); «Глава 71. Месяца того же. Слово о девици Мононии, како спасе ю святыи Макареи, немилостиве бывшу», нач.: «Девица некая в Александреи именемь Мононии, образом яки смирена, изволениемь кумиролюбица...» (л. 328–329 об.); «Глава 72. Месяца июня в 12 день. Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Ануфрея пустыннаго, писано от Пахнутия мниха и анахорис(а)», нач.: «В единех от днии потщание съ страхом во внютренюю ити пустыню...» (л. 330–342 об.); «Глава 73. Месяца декабря в 8 день. Повесть отнюдь потребно о житии и пребывании блаженнаго преподобнаго Филарета Милостиваго», нач.: «Житие богоугодно и пребывание непорочно мужа праведнаго хощу исповедати...» (л. 342 об. – 361 об.); «Глава 74. Месяца декабря в 9 день. Слово на зачатие святыа Анны, егда зачать святую Богородицу», нач.: «Егда приближися время, пророческых проповеднии [так!] скончати хотя, о таине утаени от века...» (л. 361 об. – 364 об.); «Глава 75. Месяца того же в 17 день. Мучение святых 3 отрок Ананиа, Азариа, Мисаила и Даниила пророка», нач.: «Хощу ныне повесть благу повестьствовати Христовам церквам...» (л. 364 об. – 368 об.); «Глава 76. Месяца того же в 21. Мучение святыя Ульянии», нач.: «Царствующу Максимьяну, и кумиробесовьство держащем...» (л. 368 об. – 373 об.).
    Записи и владельческие пометы. В книгу вложен фрагмент листа писчей бумаги (л. I), на котором почерком XIX в. (Н.П. Никифорова?) карандашом написано: «Список жития св. Леонтия, подобной редакции есть еще в рукописи XV в. в Новоезерском Кирилловском монастыре, но там день обретения мощей значится под 6642 годом. Житие самое краткое и неполное, и нет в нем ни похвалы на перенесение мощей, ни поучения самого Антония. Впрочем, поучения на перенесение мощей, кроме моего, нет ни в одном списке с житиями. О поучении же знал и Ключевский при исследовании житий русских святых. Смотри его книгу, стр. 7–23. Список с Новоезерской рукописи сделан Бодянским с находившегося в собрании Титова. Ключевский пишет, что редакцию жития св. Леонтия XV века ему встречать не приходилось». На обороте верхней крышки переплета экслибрис: «Библиотека архимандрита Амфилохия» (Углического) с вписанными рукою Амфилохия краткими сведениями о рукописи: «Сборник житий святых греческих и русских с свидетельствованием мощей св. Иакова Боровицкого, XVI в., в лист, на 373 листах. Замечательный». Его же рукой и чернилами выполнена помета: «XV в. [карандашом исправлено на: XVI]. Из новгородских пределов приобретено» (л. I), а также Оглавление первых 20 глав (л. 374). На внутренней стороне нижней крышки помета: «№ 567. 1-я половина книги». На л. 373 об. запродажная запись кон. (?) XVII в.: «[7200?] 6-го году марта в 23 день мещанин Терешка (Ник) ифоров продал зачисто гороженину Андр(ею) (Д)митреву, а подписал своею рукою». По верхнему обрезу л. 14 владельческая запись скорописью XVII в. (начало стерто): «...сия книга Минея четия старца Иоакима Васильевича». На л. 3 об. запись на листе-подклейке: «Иван Морозов».
    Сохранность. На л. 13, 19, 193 разрывы (задет текст). Сшивка блока нарушена, большинство листов начинают отделяться от переплета. С л. 226 на верхнем крае листов следы воздействия влаги. Многие листы подклеены на краях и у переплета бумагой XIX в.
    Дополнительные сведения. По мнению А.С. Усачева, рукопись происходит из Троице-Сергиева монастыря (см. ниже).
    Библиография. Сметанина, с. 391 (№ 177), 395 (№ 199); Усачев А.С. Сборник житий из собрания Е.Е. Егорова № 32: Время и место создания // Румянцевские чтения: материалы Междунар. науч. конференции (11–13 апреля 2006 г.). Москва, 2006. С. 276–281; Он же. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария. Москва; Санкт-Петербург, 2009. С. 143 (обе статьи – о происхождении данной рукописи из Троице-Сергиева монастыря); Калиганов И.И. Георгий Новый у восточных славян. Москва, 2008. С. 27, 102 (текст Жития Георгия Нового отнесен к редакции 40-х – начала 50-х гг. XVI в.), 145–149 (описание рукописи и ее состава), 796; Лённгрен Т.П. Переводные жития преподобных святых в древнерусской книжности до и после создания Соборника Нила Сорского // Palaeoslavica 2012. Vol. XX.(2). S. 287, 294 (учтены списки Житий Ануфрия на л. 330– 342 об. и Саввы на л. 68–74 об.).