Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №30. Апостол толковый, с переводом-восполнением преп. Максима Грека и Власия.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Сер. XVI в.
  • Кол-во листов: 638 л.
  • Примечания: Датировка. Сер. XVI в. Водяные знаки отсутствуют. Аналогичная вержированная бумага в рукописях собр. Е.Е. Егорова: РГБ. Ф. 98. № 10, 30, 36, 83, 1844. Две последние датируются 40–50-ми гг. XVI в. Палеографические особенности письма соответствуют сер. XVI в. Л. I–II – XIX в. (машинного пр-ва, без вод. зн. и штемпелей). Л. III, 626, 627 – 20–30-е гг. XIX в. Вод. зн.: литеры «ПУФ» – подобный: Клепиков, II, № 578–588 – 1820– 1837 гг.
    Блок. 638 л. (I–IV + 626 л. + л. 122а, 141а, 144а, 208а, 274а, 344а, 603а–б); л. I–II, IV, 122а, 141а, 144а, 208а, 274а, 344а, 603а–б, 624–626 – без текста. 1° (34,2 × 23).
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. Сер. XIX в. Доски в коже, тиснение золотом (в среднике тиснения – грифон); с двумя застежками. Обрез тонирован голубой краской. Кожа на крышках и корешке потерта, верхний край корешка утрачен, нижний надорван.
    Художественные особенности. На л. 12 заставка и инициал чернофонного «старопечатного» орнамента, в красках. Вязь в заголовках. На л. 125, 142, 158, 168, 183, 184 об. и др. оставлены места для заставок и инициалов.
    Содержание. Апостол толковый с переводом-восполнением преп. Максима Грека и Власия лакуны в Деяниях апостольских среднеболгарского извода Толкового Апостола (л. 1–603 об.).
    Вводные статьи: «От Деянии апостольских тлъкованиа, како бьемь Павел, проповедаше себе римленина быти», нач.: «Ведомо же есть, яко римлене того ради называхуся от града Рима...» (л. 1), «От тогожде, еже приведше Павла, поставиша на Ариеве леде», нач.: «Ариев лед судище бе въне града Афинеиска...» (л. 1–1 об.); «О обхождении Павла апостола по странам», нач.: «От Дамаска начен, изыде в Иерусалим и оттуду в Тарс...» (л. 1 об. – 2 об.); «Написание глав Деаниа апостольскаго» – Оглавление, 40 гл. (л. 2 об. – 5); «Предисловие Иффалиа диакона Деанием святых апостол», нач.: «Елико въистину зело како хитрости и боголюбнаго бесмертиа суть похитителе...» (л. 5–7 об.); «Евсевия, архыепископа Памфилиискаго, предисловие о пръвом слове, и что есть субота имущи путь», нач.: «Феофил, сигклитик и князь, по сем епископ Антиохиискыи, сеи повеле писати Луце Деаниа апостолскаа...» (л. 7 об. – 9 об.); «Сказание Деании апостольских, списанных Лукою еуангелистом по летех мнозех Страсти Господня», нач.: «Сиа книги Деаниа апостольскаа наричются, елма же вся деаниа апостолскаа съдръжуть...» (л. 10); «О чюдесех святых апостол, еже есть в Деаниих», нач.: «Петр и Иоанн исцелиста Именем Господним...» (л. 10–11); «В лето 6201 оглавлен бысть Апостол от Исаиа мниха и открыты быша соуботы и недели и понеделник и вторник и среду и четверг и пяток, дабы разумно было на скоро изобретение...» (л. 11). Перед Соборными посланиями помещено Предисловие, нач.: «Малым малая смеющем небоязнено, малыи же аз, труды начинающа...» (л. 123–123 об.). Каждое из Соборных посланий предваряют «Написание» и «Главизны» (л. 123 об. – 124, 141–141 об., 156 об. – 157, 166–167, 182, 184, 185 об. – 186). В толкование на Послание ап. Иакова вставлено толкование «Максимово о молитве праведна», нач.: «По двема образома веде бывающу молитву праведнаго...» (л. 140–140 об.). Перед толкованием Посланий ап. Павла находится «Слово пръвое Павла апостола предчиняемо книгам сим», нач.: «Любовному учению и тщанию дивлюся твоеи любви, отче честныи...» – предисловие диакона Евфалия к Посланиям ап. Павла (л. 194–207). Перед Посланиями помещены Предисловия («Сказания») и «Главизны».
    Дополнительные статьи: «Сказание известно, иже по вся дни главам Деяний Апостол» – роспись воскресных и дневных апостольских чтений с показанием антифонов, тропарей, прокимнов и стихов, от Пасхи на весь год (л. 604–613); «Съборник 12-м месяцом, сказуя главы Апостолу» – роспись тех же чтений на праздники по Месяцеслову; памяти русских святых и праздников: Сергия Радонежского (25 сентября), Варлаама Хутынского (6 ноября), Петра митрополита (21 декабря и 24 августа – перенесение мощей), Алексея митрополита (12 февраля и 20 мая – обретение мощей), Леонтия Ростовского (23 мая, обретение мощей), Кирила Белозерского (9 июня), св. кн. Владимира (15 июля), Бориса и Глеба (24 июля), Сретение Владимирской иконы Божией Матери (26 августа) (л. 613–622); «Ини апостоли различнии» – апостольские чтения на обновление храма, на нашествие иноплеменных (л. 622); Прокимны и аллилуиаре воскресные и дневные, «в службу всем святым», «умершим», на освящение церкви, в службы общие Бесплотным Силам, апостолам, пророкам, мученикам, святителям и преподобным (л. 622–623 об.).
    Записи и владельческие пометы. На л. I–I об. карандашные заметки ХIX в. с указанием времени кончины св. ап. Павла, времени написания и времени перевода Апостола толкового. На л. III надпись: «Толковый апостол» (карандаш, гражданское письмо ХIX в.). На внутренней стороне нижней крышки переплета пометы: «Андрей Де(н)исов» (карандаш, архаизирующий полуустав); «ЛАА.-» и номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1542».
    Сохранность. На листах следы воздействия влаги. Л. 6 выпадает, л. I, II отделяются от переплета.