Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Кон. XVI – перв. четв. XVII вв.
Кол-во листов: 507 л.
Примечания:Датировка. Кон. XVI в. (л. 398–454), вод. зн.: Страссбургская лилия в гербовом щите (см. парные зн. на л. 400, 401, 407, 410 и на л. 448, 451 – близкие: Каманин, Витвицька, № 297 – 1595 г.);
нач. XVII в. (л. 455–472), вод. зн.: Маленькая лилия в гербовом щите под короной (см. л. 456, 462, 464 – близкий: Лихачев, № 1964 – 1607 г.);
перв. четв. XVII в. (л. 1–397, 473–496), вод. зн.: 1) Кувшин одноручный, двух видов (первый вид: с полумесяцем над крышкой и литерами «Р/АV» на тулове, см. парные зн. на л. 2, 5 и на л. 9, 14 – подобные: Дианова, Кувшинчик, № 247 – 1621 г.; второй вид: с розеткой над крышкой и литерами «СG» (?) на тулове, см. парные зн. на л. 340 б и на л. 344, 356, 357 – типа: Дианова, Кувшинчик, № 26 – ок. 1615, 1616, 1619 гг.); 3) Кувшинчик двуручный с виноградом над крышкой и литерами «ОМРО» на тулове, см. парные зн. на л. 340, 340 а и на л. 296, 299, 477, 478 – близкие: Гераклитов, № 867 – 1618 г.). Блок. 507 л. (I+497 л.+ 294 а-г+340 а-в+397 а-б); л. I, 496–497 – защитные, перв. пол. XIХ в. (кроме л. 496). 4º (19,0 х 14,0). Письмо. Полуустав нескольких почерков. Переплет: перв. пол. XIX в.: доски в тисненой коже, с двумя застежками. Обрез тотрован красной краской. Кожа слегка потерта, лопнула по верхнему сгибу корешка. Художественные особенности. Киноварные инициалы с незначительными элементами украшений. На л. 7 вязь в заголовке. Содержание. Сборник служб прпп. Зосиме и Савватию Соловецким, с их житием и с дополнительными статьями:
- Оглавление части сборника, посвященной Соловецким преподобным, 59 гл. (л. 1–6 об.); Заглавие (вязью): «Житие преподобных отець наших Соловецких … Зосимы и Савтия» (л. 7); ниже – Служба прп. Савватию Соловецкому, 27 янв. (л. 7–30 об.); Служба прп. Зосиме Соловецкому, 17 апр. (л. 31–53); Служба общая прпп. Зосиме и Савватию Соловецким, 8 авг. (л. 53 об.–75 об.);
- Житие прп. Зосимы и Савватия Соловецких в III Краткой редакции (ср.: Минеева С.В. Рукописная традиция преп. Зосимы и Савватия Соловецких (XVI–XVIII вв.). М., 2001. Т. 2. С. 341–372): «Предисловие Житию чюдотворцов Соловецких Зосимы и Саватия», нач.: «Обновление почитати древнии закон есть …» – предисловие прп. Максима Грека (л. 76–82 об.), «Месяца сентября в 27 день житие и подвизи преподобнаго отца нашего прп. Саватия Соловецкого, новаго чюдотворца», нач.: «Во дни благочестиваго великаго князя Василия Васильевича Владимерскаго и Московскаго …» (л. 83–100); «Месяца апреля в 17 день житие и подвизи преподобнаго отца нашего новаго чюдотворца, понеже бо зачатся житие т(о)во во острове морском зовомы Соловки, житием и началством блаженнаго Саватия и Германа, некоего боголюбиваго мниха, и по сем прииде на остров Зосима и обитель состави в лето 6944. Списано митрополитом Спиридоном всея Русии», нач.: «Сеи преподобныи отец наш Зосима влечет род свои …» (л. 100 об.–142 об.);
- Чудеса (51) прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (Минеева С.В. Указ. соч. С. 391–469): ранние (С. 391–466): 49 чудес, 49-е (нач.: «Сеи преподобныи отец наш Зосима отдая Господеви дух свои …», л. 285–287), читающееся на С. 392–393 указ. изд., видимо, было пропущено писцом; поздние: 50-е чудо, нач.: «В царствующем граде Москве…» (Указ. соч. С. 436; л. 288 об.–289 об.); 51-е чудо (Углическое), нач.: «Велико долготерпение святых …» (л. 289 об. – 294);
- «Месяца сентября в 27 день слово похвальное о преподобнем Саватии новом чюдотворце, иже во отоце Соловецком суще во окиянстем мори», нач.: «Воздвизает нас муж или в мужех изрядныи …» (л. 295 – 339 об.);
- Дополнительные статьи: «Месяца июня в 19 день память преподобнаго отца нашего Варлама, Пенежскаго чюдотворца, иже на Ваге пречестен монастырь составльшаго во имя святаго и славнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова, его же отчасти чюдес(а) и исповедания», нач.: «Бог прославляем в советех святых …» – Житие и чудеса прп. Варлаама Важского (л. 341–397 об.); Сщмч. Ипполита, папы Римского, слово в неделю мясопустную «о скончании мира и о антихристе» (л. 398–427); «Преподобнаго отца нашего Палладия мниха слово» в неделю мясопустную «о Втором пришествии» (л. 427–454); Каноны Благовещению Пресвятой Богородицы, свт. Николаю Мирликийскому Чудотворцу, свт. Иоанну Милостивому, свт. Афанасию Александрийскому (л. 455 – 472 об.); «Месяца ноября в 24 день мучение святыя мученицы Екатерины Философицы», нач.: «Лета тридесятаго и пятаго царствующи нечестиваго царя Максентия …» (л. 473–495). Записи и владельческие пометы. На л. 340 вкладная запись: «159-г(о) году [1651 г.] февраля в 27 день сию книгу Соборник положил в дом Покрову Святеи Богородицы на Пакъшенгу Никонко Артемьев дияконова по своих родителех и по своих душах подписал Никонко своею рукою, свелского» (скоропись). На л. 454 две владельческие записи XVII в. (полууставом с элементами скорописи): «Сии тетрати Петра Иванова сына дияконова, а подписал Васка Петров», ниже другим почерком (скорописью): «Сиа тетрати Петра Иванова сына диаконова, подписал лета 7115-го [1607 г.] марта в 13 день». На л. 496 молитвенные записи (скоропись). На чистых листах, оставленных между разделами книги, поздние читательские записи: «По сей книгу читал пономарь Федор Сидоровский, и подписуюсь своеручно Аминь …», ниже: «Смотрил 2 книгу сию пономарь Федор Сидоровской»», ниже: «Смотрил сию книгу Пакшенскои волости пономарь Козма Сибирцов 1780-го года маия 30 числа. Подписал», ниже: «Читал сию книгу Пакшинской волости дьячек Афанасий Измаилов 1780-го года маия 30 дня», ниже (полууставом): «Смотрил книгу сию Пакшенские волости церковной дьячек Афонка Прокопьев Бекъриев 195-го году [1687г.] февраля в 23 день» (л. 294 г об.); «Читал Варлава Важесскаго житие дьячек Варлаам Бурмакин, подписуюсь» (л. 340 а); «1770 года марта 31 дня читал сию книгу Житие преподобных отец Зосимы и Саватия Соловецких чудотворцов, и Житие преподобнаго Варлама Пенежскаго или великаго чудотворца, Житие святыя великомученицы Екатерины и канон святителю Афонасию, великому Александрийскому чудотворцу. Подписал дьячек Иван Макарьин своею рукой» (л. 340 б); «Смотрел сию книгу Пакшенской в(о)л(о)сти пономарь Козма Сибирцов отчасти, и читал т[ол]ко не все прочитал», ниже: «Смотрил сию книгу Житие Пакщенский десятник Павел Петров», ниже: «1735 году марта 15 дня смотрел сию книгу Пакшенской волости Покровской церкви дьячек Иван Макарьин своею рукою подписал 1776 года февраля дня» (л. 340 в); «Конец Житию Варлама Важескаго чудотворца. Смотрил сию книгу Пакшенской волости Покровской церкви дьячек Иван Макарьин своеручно и подписал 1776 года февраля 23 дня» (л. 397 об., повтор подписи и даты на л. 397 а); «Преподобнаго Варлама житие и чудеса прочитал поном(ар)ь Ко(зьма) Си(бирцов)» (л. 397 а); «Сие читано Пакшенской волости пономарем Козмой Сибирцовым», ниже киноварью заглавия скорописная помета: «Божие слово не вяжется …» (л. 397 б об.); «Смотрил книгу сию ноября 12 дня. Писал веление себя и подписался» (л. 496 об.); «Книга Якова (трижды, на обороте нижн. крышки переплета). Здесь же номер книги по Каталогу Е.Е. Егорова: «№=1248» (карндаш). Сохранность. На листах пятна от капель воска. Первая тетрадь отделяется от блока, л. 496 выпадает (края ветхие)