Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Втор. четв. XVI в.
Кол-во листов: 380 л.
Примечания:Датировка. Втор. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Перчатка с литерами «RC» на ладони (см. парные зн. на л. 9, 10, 46, 53 – близкий: Piccard, т. 17, VI, № 1940 – 1532 г. и на л. 6, 13 – близкий: Piccard, т. 17, VI, № 1939 – 1533 г.); 2) Розетка под короной (см. парные зн. на л. 42, 44 и на л. 296 – подобные: Piccard, т. 12, II, № 1214 – 1542 г.). Блок. 380 л. 4º (19,8 х 14,5). Письмо. Полуустав. Переплет поздний: доски в тисненой коже, застежки утрачены. Кожа на верхней крышке и корешке повреждена жучками: в разрывах и с утратами, отходит от доски. Художественные особенности. Киноварные инициалы с незначительными элементами украшений. Вязь в заголовках. Содержание. Требник, без начала, текст читается с гл. 4 с тропарями гласа 1–4 (л. 1–5); «Глава 5. Чин на пострижение черницы» (л. 5 об. – 32 об.); «Глава 6. Покаание священноиноческое» (л. 33 – 37 об.); «Глава 7. Поновление священноиноком» (л. 37 об. – 39 об.); «Глава 8. Поновление иноком, глаголет иереи» (л. 39 об. – 44); «Глава 9. Исповедание чрьнцем и чрьницам» (л. 44–52); «Глава 10. Воследование, бываемыи о усопших инокох…» (л. 52 об. – 82 об.); «Глава 11. Потружение смиренаго митрополита Киприана всеа Русии. Молитва храму, в нем же родися отрочя» и другие молитвы рожающим женам и бабам-повитухам (л. 82 об. – 88 об.); «Глава 12. Хотящаго креститися съвлекуть и изуют, и поставят лицем на въсток. И дунет на лице его иереи крестаобразно, и знаменает рукою иереи, и глаголет велегласно сию молитву оглашению» (л. 88 об. – 104 об.); «Глава 13. Последование о еже отмыти крестившагося во осьмыи день» (л. 104 об. – 110); «Глава 14. Молитва инаа святых крещении, имеа начало въкратце, аще когда случится младенцу болну сущу быти, и спешити крестити того страха ради смрътнаго» (л. 109–110); «Глава 15. Аще случится вборзе причастие дати, наченше иерею» (л. 110–119); «Глава 16. Чин, изложение известнеишее о сем, яко подобает приимати приходящих от иноверных, от жидов или от срачин, или от армен, или от еретик, и хотящим приступити к святеи съборнеи и апостольстеи церкви и къ истиннеи вере и креститися въ Имя Христово въ Святую Троицу» (л. 119–123); «Глава 17. Сии чин, аше убо христиан быв, и пакы обратится к Богу Исусу Христу любо хвалисин, любо жидовин, и любо от непркосновенных ересеи, еже суть началници мелхиане и феодотиане, и яковитяне. И поставить его священник среди церкви, таже священник начинет въпрашати его» (л. 123 – 126 об.); «Глава 18. Молитва, егда знаменати человека, от поганых пришедша и хотящих креститися и нарещи ему имя» (л. 126–127); «Глава 19. Молитва над сквръноядшим» (л. 127 – 127 об.); «Глава 20. Устав обручению и венчанию царемь и княземь, и всем православным христианом», с Чином венчания (л. 127 об. – 145 об.); «Глава 21. Последование ино, како подобает благословити и съвокупити» (л. 145 об. – 148); «Глава 22. Последование святаго масла, освещаемо седмию попы. Вечер или заутра събравшимся седми попом к церкви или в храме» (л. 148–187); «Глава 23. Чин исповеданию всем православным христианом. Хотяи каятися, входить в церковь съ страхом и смирением, съгбеныма рукама» (л. 187 об. – 194 об.); «Глава 24. Чин исповеданию въ црькви или въ храме, честне наедине иереи поставль на (ана)лои и положи святое евангелие» (л. 195–202); «Глава 25. А се иное исповедание женам» (л. 202 – 208 об.); «Глава 26. Послушаи, чадо, да известно скажю ти, каково нам подобает имети попечение о порученных нам от Бога словесных овец …» – без заглавия, наставление к исповедующим (л. 208 об. – 213); «Глава 27. Покаяние священником» (л. 213–218); «Глава 28. Поучение, поновив священник» (л. 218–221); «Глава 29. Сие же поновление всем православным христианом» (л. 221–227); «Глава 30. Поучение, поновив сына духовнаго, иереи глаголет» (л. 227 – 229 об.); «Глава 31. Правило святых отец Вселенскаго собора. Поучение священником» (л. 229 об. – 233 об.); «Глава 32. Чин, бываемыи на погребение умершим» (л. 233 об. – 276); «Глава 33. Сицевыи устав, егда преставится иереи» (л. 276 об. – 310); «Глава 34. Месяца августа в 1 (день) егда въсхощеть по требе призывающи, поставляет четвероножныи столпець, на се уряженыи, пред церковию или инде, иде же уставно есть место, и настолныи покровець, и навръху на се уготовлено блюдо, и на нем же честныи крест с василками …» – Чин на Происхождение (изнесение) Честных древ (л. 310 об. – 319); «Глава 35. Последование Просвещению Святых Богоявлении» (л. 319–330); «Глава 36. Последование о причащении святыа воды, иже великаго освящениа» (л. 330 об. – 332); «Глава [б. н.]. В неделю Крестопоклонениа» (л. 332 об. – 335); «Глава 37. Месяца семтявриа в 14 (день) Въздвижение Честнаго и Животворящаго Креста. Успение святаго Иоанна Златоустаго» (л. 335 об. – 341); «Глава 38. Чин, како омыти мощи святых или с креста вода пити потребы ради, яко же есть лепо, яко уствлению великаго правила, яко же дръжит святаа апостольскаа церковь» (л. 341 – 349 об.); «Глава 39. Последование Святыа Пятидесятници, свершаем в неделю Святаго Духа» (л. 350 – 367 об.); «Глава 40. Молитва в пост идущим дете(м) духовным» (л. 367 об. – 371 об.); «Глава 41. Молитва на Въскресение Христово детем духовным» (л. 371 об. – 376 об.); «Глава 42. Молитва на Петров день детем духовным» (л. 376 об. – 378); «Глава 43. Молитва на Рождество Христово детем духовным» (л. 378 – 379 об.); «Глава 44. Молитва, глаголемая над вином служебным» [последнее слово вычеркнуто чернилами] (л. 379 об.); «Глава 45. Молитва, начати вино кипель» (л. 379 об. – 380); «Глава 46. Молитва над новым кладязем» (л. 380–380 об.); «Глава [47]. Молитва над оскврънившимся кладязем», без окончания (л. 380 об.). Записи и владельческие пометы. На листах многочисленные молитвенные приписки гражданским почерком перв. пол. XIX в. На обороте нижней крышки переплета номер рукописи по Каталогу Е. Е. Егорова: «№=1444». Сохранность. Л. 1–6 отделились от блока, загрязнены и попорчены жучком. Края л. 1–5 подклеены полосками вержированной бумаги. На листах следы воздействия влажной среды; во второй половине рукописи внутренние и в особенности нижние поля листов ветхие, с л. 301 – в многочисленных разрывах и с нарушением блока, на л. 380 – с утратой текста