Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №29. Измарагд.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Кон. XVI – нач. XVII вв.
  • Кол-во листов: 359 л.
  • Примечания: Датировка. Кон. XVI – нач. XVII в. Вод. зн.: 1) Кувшин одноручный с розеткой над крышкой, на тулове литеры «РМ/В» (см. л. 6, 13 – близкий: Дианова, «Кувшин», № 88 – 1610 г.); 2) Кувшин одноручный с полумесяцем над крышкой, на тулове литеры «DМ» (см. л. 228 – подобный: Дианова, «Кувшин», № 140 – 1610 г.); 3) Буква «W» в гербовом щите (см. парные зн. на л. 320, 322, 354 – близкий: Каманин, № 171 – 1585 г. и на л. 321, 430 – близкий: Чаплицка, № 240 – 1595 г.; подобный: Каманин, № 174, 177 – 1590–1592 гг.). Перв. четв. XIX в. (л. I, 357, 358). Вод. зн.: «Герб Симбирской губернии», с литерами «ION» и контрамаркой «ТМЕП» и б. д.: «1815» (подобный: Клепиков, I, № 388 – 1809–1822 гг.). XX в. (л. 355, 356). Бумага машинного пр-ва, без вод. зн. и штемпелей.
    Блок. 359 л. (I + 358 л.), л. I, 355–358 – защитные. 1°(28,6 × 18,7).
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. Кон. XVI – нач. XVII в., правлен. Доски в тисненой коже; нижняя застежка утрачена. На обеих крышках медные жуковины (шляпки от гвоздей: 6 – на верхней и 5 – на нижней крышке). Корешок дополнен новой тисненой кожей; верхний край утрачен.
    Художественные особенности. На л. 8 большая заставка чернофонного «старопечатного» орнамента (перо, чернила). Инициалы киноварные или киноварью и чернилами, некоторые украшены стилизованной растительностью. Вязь в заголовках.
    Содержание. Сборник «Измарагд» второй (т. н. «основной») редакции. Содержит 164 главы. Текст предваряет Оглавление: «Главизна настоящая в книзе сеи, глаголемая Изморагд, иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепискупа Констянтина града» (л. 1–6 об.). На л. 7 помещено молитвенное предисловие: «Матерь моя чадо молит: простираю руце матерни к Тебе, Сыну, Боже мои, за малое Твое стадо о человецех, притекающих под кров мои… Ох, братия, времени бесчетна во веки веком аминь».
    Дополнительные статьи: «гл. 165. Сказание Сидора, епископа Володимерскаго, о печерских черньцех, о Тите попе и о Евагрии дьяконе», нач.: «Се дивно и страшно чюдо, еже сам видех…» – слово из Киево-Печерского патерика, входящее в традиционный конвой «Измарагда» (л. 338 об. – 340); «гл. 166. Слово о Исусе, како глагола со ученики своими, отходя на небо, и беседования Иоанна Богослова со Авраамом о праведных душах и о грешных, и о кончине века, и о пришествии Господни на землю», нач.: «Взыде Исус на гору Елеонскую со ученикы своими и рече им: Се Аз отхожю на небо... И вознесен бысть Иоанн Богослов на небо ко Аврааму, и вопрошаше Авраама, глаголя: Отче Аврааме, имети ли милость жидом [в рукоп. – живым] или пищу раискую?..» – апокриф об Иоанне Богослове [Тихонравов, c. 204–210] (л. 340–346); «гл. 167. Пришествие Мариино в Рим ко царю Августу кесарю, и как поведа о Исусе», нач.: «По Вознесении Господа Бога нашего Исуса Христа воставши Мариа иде в Рим ко царю Августу кесарю и припаде с плачем: Помилуи мя...» – апокриф о Марие Магдалине и пасхальном яйце, основанный, видимо, на рассказе о приходе к Тиберию жен-мироносиц в книге «Страсти Христовы» [Иосиф, стб. 324] (л. 349–352); «гл. 168. Слово Иоанна Богослова, как изучи Гусаря иконному писму», нач.: «Есть градец мал стоящь близ Царя града, в том бе детище мало сиротою именем Гусарь...» – Чудо о Гусаре и иконе, фрагмент «Жития Иоанна Богослова» (л. 352–354).
    Записи и владельческие пометы. На л. 358 владельческая запись: «Сия книга принадлежит удельному крестиани(н)у Степану Павловичу господину По(лыгаси)ну 1850 года августа 28». Ниже этой записи помещена другая: «1867-го года месеца ноября 19-го дня принято отп (или «отк» ?) денег 200 рублеи серебром от прикащика Ивана Иванова Климова (или«Климкова» ?). На л. 357 надписи: «1867-го года июня 1-го дня мур(ом) ской Каратыгин Максим Афа(на)сьевич»; ниже: «Месеца генваря 1-го дня 1868-го года». На л. 358 об. владельческая запись: «Сия богодухновеная книга Изъмарагд принадлежит крестьянину деревни селца Дубр(овы) свободному хлебопашцу Мячковской в(олости) Максиму Семенову Орлову» (скоропись). На л. 355 еще одна запись (также XIX в.): «Сия книга деревни Золотова крестьянина Федора Васильевича. Спасиба Вам, дядинька Федор, на сей книге, Вы мне дали почести сию книгу Измарагд и всему вашему семейству (съпасибо) сия господ сие благодарение от Серьгея Иванова Михеева». На обороте верхней крышки помета: «62» (карандаш), там же и на л. I: «Сия книга» (скоропись); на л. 354 об.: «Сия книга Измарагд» (скоропись). На л. 358 номер: «4447» (карандаш). На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=656» (также на л. 358) и старый шифр: «№ 977. 1893» (карандаш).
    Сохранность. На листах следы воздействия влаги. Чернила на л. 12, 59, 62, 85, 92, 102, 187, 189, 204, 207, 338 разрушают бумагу. Л. 322–323, 328–331, 333, 337–340, 346–347 начинают отделяться от блока.
    Библиография. Пудалов Б.М. Сборник «Измарагд» в русской письменности XIV–XVIII вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. Москва, 1990. Вып. 3. Ч. 2. С. 391–399 (роспись состава), 404.