Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №284. Требник (без окончания)

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Втор. четв. XVII в. (ок. 1633 г.?)
  • Кол-во листов: 338 л.
  • Примечания: Датировка. Втор. четв. XVII в. (ок. 1633 г.?). Рукопись состоит из двух частей, различающихся бумагой и почерками: л. 1–277, вод. зн.: Кувшинчик одноручный, с полумесяцем над крышкой и литерами «D/IV» на тулове (см. парные зн. на л. 9, 14 – близкий: Дианова, Кувшинчик, № 131 – 1619 г. и на л. 3, 4 – подобный: Гераклитов, № 590 – 1629 г., № 598 – 1631 г.) и л. 278–335, вод. зн.: 1) Рог изобилия в гербовом щите под короной и подвеской (см. парные зн. на л. 283, 286 и на л. 284, 285 – подобные: Дианова, Костюхина, №№ 1132, 1133 – 1638 г.); 2) Кувшинчик одноручный, с полумесяцем над крышкой и на горлышке и литерами «РО» на тулове (см. л. 289, 296 – близкий: Тромонин, № 1212 – 1636 г.); 3) Кувшинчик двуручный с цветком над крышкой, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 292, 293 и на л. 297, 304 – подобные: Дианова, Кувшинчик, № 523 – 1636, 1637–1638 гг., Гераклитов, № 921 – 1636–1637 гг., но у зн. в альбоме на тулове литеры «ID» и «IL»; второй вид: со стрелой и сердцем на тулове и литерами «ID» и «PI» по бокам ножки, см. парные зн. на л. 323, 326 и на л. 329, 332 – близкие: Дианова, Кувшинчик, № 1630, 1635, 1636–1637 гг.).
    Блок. 338 л. (I+337 л.); л. I, 336–337 – защитные, XIX в. 4º (18,5 х 13,7).
    Письмо. Полуустав двух почерков.
    Переплет: XIX в.: доски в тисненой коже, застежки оборваны. Доска нижней крышки надломлена. На корешке и обеих крышках остатки бумажной наклейки, имевшей синюю печать Ярославского окружного судебного пристава и номером: «1187»; ниже нее на корешке другая наклейка со старым номером и названием книги: «№ 74. Требник в 4 долю XVII в. на 337 л.» (По мнению Ю.Д. Рыкова, эти наклейки характерны для рукописей из библиотеки Амфилохия, архимандрита Угличского).
    Художественные особенности. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. На л. 17, 109, 125, 162, 199 вязь в заголовках.
    Содержание. Требник иноческий: Выписки из книги «Тактион» Никона Черногорца о правилах приуготовления к исповеди священников и исповедующихся (л. 1 –16 об.); «Чин исповедания православным царем, и князем, и велможам, и всем христианом мужеска полу и женьска, и иноком, и священником, и дияконом на отгнание грехов, на очищение души, богоносных отец, како подобает кающаго(ся) приимати, сице предаша» (л. 17–92); «Поучение священником, и священноиноком, и дияконом», нач.: «Отче, сыну, братие и господине, помыслим, на какову высоту жития позвани быхом …» (л. 92 об. – 95 об.); «Устав, како подобает причастие болному вборзе дати страха ради смертнаго. Прием иереи часть от святых таин, влагает в потир и вливает мало воды, яко же мощно болному прияти его. И начинает, глаголя» (л. 96 – 100 об.); «Чин, бываемыи на одеяние рясы. Входит хотяи прияти рясу, и творит метание игумену, и возпросится от него» (л. 101 – 105); «Имена калугером» – монастырский частный помянник (л. 105 об. – 108 об.); «Последование малаго образа, еже есть мантия. По ударении древа службы ради, и починающим братиам часы» (л. 109 – 124 об.); «Чин, бываемыи великаго аггельскаго образа. От свечера приношаются ризы и прочая хотящаго пострищися …» (л. 125–157); «Святаго Василия о постничестве, како подобает украшену быти иноку», нач.: «Достоит иноку прежде всех нестяжателна житие …» (л. 157 об. – 161); «Чин пострижению инокиням великого образа аггельскаго. По отпущении утрени грядут черницы к келии, хотящия прияти святыи образ, поюще седален, глас 1» (л. 162–198); «Последование бываемо о усопших инокох, егда кто от братия инок изыдет к Богу, не подобает омывати тела его» (л. 199 – 331 об.); «Чин, бываемыи на разлучение души от тела, внегда брату изнемогающу» (л. 232 –247 об.); «Последование погребению мирским человеком. Повнегда скончатися кому от православных христиан, приходит священник в дом, идеже умерыи лежит, и приим кадило, и начинает» (л. 248 – 248 об.); «Чин бываемыи на погребение мирским человеком. Священник облечется в ризы, и покадит умершаго крестообразно, и рече» (л. 249 – 272 об.); «Служба и устав, како подобает пети над умершим младенцем» (л. 272 об. – 277 об.); «Молитва на Рожество Христово детем духовным», нач.: «Владыко, Господи Исусе Христе, Боже Вседержителю, рождеися от Девица Мария …» (л. 278 – 279 об.); «Молитва в пост покаялна», нач.: «Боже, на деяние всем концем земли и сущим в мори далече …» (л. 279 об. – 280); «Молитва вторая», нач.: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших, Вседержителю, Авраамов, Исааков, Ияковль …» (л. 280 – 281 об.); «Молитва над вербою, в неделю цветную», нач.: «Господи, Боже наш, Вседержителю, Ты сказал еси ковчегом образ церковныи …» (л. 281 об. – 282); «Молитва на Воскресение Христово», нач.: «Владыко Господи Боже наш, сподобивыи нас преити время честнаго и божественаго поста …» (л. 282 – 283 об.); «Достоит о сем ведати, яко во святую Великую неделю Пасхи не подобает приносити в церкви мясных частеи, или ино что от животных, о сем глаголет шестаго вселенскаго собора правило 99», нач.: «И се же во Арменьстеи стране уведехом …» (л. 283 об. – 284 об.); «О том же святых апостол правило 3», нач.: «Аще которыи презвитер млеко и мед …» (л. 284 об. – 285); «И по правилу святаго вселенскаго шестаго собора», нач.: «Не достоит мяс в церковь вносити …» (л. 285); «Молитва над пасхою во святую и Великую неделю», нач.: «Единородныи Сыне Божии, показавыи учеником своим …» (л. 285 – 285 об.); «Во святую и Великую неделю Пасхи приносима бывает во святыи олтарь просфора к божественеи литургии», нач.: «И поставляема на святем жертвенице на блюде ….» (л. 285 об. – 286 об.); «В суботу светлыя недели на божественеи литургии по достоине, еже есть светися, возлагает иереи на себе патрахиль и глаголет молитву над артусом, и по молитве раздробляет артус. Молитва на преломление артуса», нач.: «Господи, Боже наш, иже по плотьскому смотрению Твоему …» (л. 286 об. – 288); «Молитва вторая тому же», нач.: «Владыко Господи Человеколюбче, молим Тя о сих всех …» (л. 288 – 289); «О приношении ко олтарю», нач.: «Яко не достоить приносити ко олтарю кроме гроздия ничтоже …» (л. 289); «Святых апостол правило 4(-е)», нач.: «Всяко овощие в домы да всылается начаток …» (л. 289 – 289 об.); «Молитва на Преображение Христово над приносимым гроздием, иже от яблок» (л. 289 об. – 290 об.); «Молитва над кутьею в память умерших» (л. 290 об. – 291); «Молитва над кутьею и каноном в приношение святым» (л. 291 – 291 об.); «Молитва, внегда начати храмину здати» (л. 291 об. – 292); «Молитва на благословение храмины новои» (л. 292 – 292 об.); «Молитва храмине, в неи же сука ощенится» (л. 292 об. – 283); «Молитва на копание кладязя и обретение воды» (л. 293 – 293 об.); «Молитва над новым кладезем» (л. 293 об. – 294); «Молитва, егда что скверно впадет в кладезь» (л. 294 – 295); «О сосудех оскверньшихся ведомо буди», с молитвой (л. 295–296); «Молитва над ситом, преже достоит сито измыти, таже глаголет иереи молитву сию», с молитвой «егда что скверно впадет в сосуд» (л. 296–298); «Молитва о еже в брашнех соблазнившихся» (л. 298 – 298 об.); «Молитва о еже скверно ядших» (л. 298 об. – 299 об.); «Молитва на учение грамоте детем» (л. 299 об. – 300); «Молитва над обуреваемыми от духов нечистых», две (л. 300 – 301); «Молитва дому, в нем же дух лукавыи начнет жити» (л. 301 – 302); «Молитва в путь идущим» (л. 302 – 302 об.); «Молитва на рать идущим» (л. 302 об. – 303); «Молитва бываемая от святителя или от иерея, внегда отпущати к плаванию корабли. Речену бывшу псалму сему 120» (л. 303–304); «Молитва судном ратным, отпущаемым на противныя» (л. 304 – 304 об.); Месяцеслов (л. 305 – 322 об.); «Зрячая пасхалия», нач. с 7141 (1633 г.) (л. 323 – 324 об.); «Лунный круг» (л. 325 – 335 об.).
    Записи и владельческие пометы. По л. 21–37 следует владельческая запись: «Потребник чернова попа Зилантова монастыря» (скоропись XVII в.) [Зилантов Успенский монастырь в Казани, см.: П. Строев, Списки иерархов, стб. 296]. На л. 11–56 вкладная запись: «Мученице Екатерине на убогои дом бывшеи Суздалскои архиепископ Иосиф по своих родителех в вечнои поминок да при черном […] при Галасее, да при строителе старце Маркеле и архимандрите з братьею пожаловат(ь) за тое книгу Иосифа в подстенныи и в литеиныи сенодики, написат(ь) родители и из монастыря, из убогова дому сиа книги на сторону не продат(ь) и никому не вынести дондеже и сия обитель стоит. Подписал сию книгу Потребник по приказу великаго господина преосвященнаго Иосифа, архиепископа бывшаго Суздалскаго и Торужскаго по ево велен(ь)ю Преображенскаго монастыря чернои дьякон Иона Андреев» (скоропись XVII в.). На л. 1–10 следы еще одной стертой записи. На л. 337 запись о покупке: «В лето 7340 [1832 г.] месяца ноемврия в 8 день во граде Казани куплена» (гражданское письмо). На л. 337 номер книги по Каталогу Е.Е. Егорова: «№=573», в котором им сделана следующая запись: «Куплена у [Н.П.] Вострякова 2 сент. 1894 г. из числа книг после архиепископа Амфилохия».
    Сохранность. На листах следы воздействия влаги. Большая часть л. 10 оторвана по вертикали, с утратой части текста, л. 320, 321 надорваны от корешка, задет текст. Л. I, 1 отделяются от переплета вместе с верхней крышкой