Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Посл. четв. XV в.
Кол-во листов: 467 л.
Примечания:Датировка. Посл. четв. XV в. Вод. зн.: 1) Корона (см. парные зн. на л. 9, 192, 205 – близкий: Шварц, № 435 – ок. 1475 г. и на л. 22, 50, 149 – близкий: Шварц, № 437 – ок. 1475 г.; зн. взяты из рукописи: РНБ. Софийское собр., № 115); 2) Голова быка малая, между рогами стержень двумя линиями, оканчивающийся семилепестковой розеткой, под мордой маленький крестик (см. парные зн. на л. 208, 215 и на л. 242, 247 – подобные зн. в справочниках не выявлены); 3) Голова быка большая, между рогов стержень с пятилепестковой розеткой, под мордой подвеска с треугольником и двумя перекладинами (см. парные зн. на л. 227, 240 – близкий: Piccard watermark collection (далее – PWC) [http://www.piccard-], № 66254 – 1487 г. и на л. 235, 238 – близкий: PWC, № 66255 – 1488г.). Блок. 467 л. (I–II+ 465 л.); л. I–II, 462–465 защитные, XIX в. 4º (19,7 х 13,5). Письмо. Мелкий полуустав нескольких почерков. Переплет XIX в.: доски в светлой тисненой коже; верхняя застежка утрачена, у нижней оторван замок и часть кожаного ремешка. На боковом обрезе черными чернилами написано название книги: «Златоструй».
Художественные особенности. Киноварные инициалы, украшенные стилизованной растительностью, на л. 301 об., 314 об., 388 об., 396 об, 429 об., 439 об. – византийского типа. Вязь в заголовках. Содержание. Сборник «Златоструй» особого состава [По замечанию Н.Б. Тихомирова, сборник содержит лишь часть слов Златоструя (полной или краткой редакции), причем первая часть (по слово 39, оканчивающееся на л. 351, где имеется писцовая приписка: «зде скончася») копирует рукопись собрания Троице-Сергиевой лавры: РГБ. Ф. 304/I. № 145]: Оглавление, 54 гл. (л. 1 – 2 об.); Свт.Иоанна Златоуста: «Слово о первем на десять псалме, и о словеси, писанем в Деаниих: Бысть же наутрия собратися стареишинам, и о хромци, седящим у красных врат, 1-е», нач.: «Егда из чисту устну исъходит молба …» (л. 3–13); «Слово о муках, 2-е», нач.: «Потщимся възлюблении убежати вечныя муки …» (л. 13 – 24 об.); «Слово, яко вечна есть мука, 3-е», нач.: «Не мало нам стязание о предлежащем …» (л. 24 об. – 33 об.); «Слово обычно казати, 4-е», нач.: «Възлюблении, всех испытание будеть …» (л. 33 об. – 38); «Слово о кресте и о отвержении Петрове, 5-е», нач.: «Потребно есть все время и долг Иовов воздати …» (л. 38–45); «Слово, якоже и сам себе не обидит, никто же не может обидети, и о святых трех отроцех повесть, 6-е», нач.: «Веде, яко дебелеишим и о земьских точью зияющим …» (л. 46 – 70 об.); «Слово о въчеловеченьи Господа нашего Исуса Христа, и указанье, яко над коеюждо страною приставлени суть аггели, 7-е», нач.: «Поистине явися нам …» (л. 70 об. – 97 об.); «Слово о словеси реченнем: довлееть ти благодать моа, сила бо моя в немощи свершаеться, 8-е», нач.: «Егда всесъстроенаго сего мира исперва Бог творяше …» (л. 97 об. – 115); «Слово, егда исцели Христос слепца, и о суде, и о милости, 9-е», нач.: «Многа и различна суть святых книг ученья ….» (л. 115–133); «Слово о горлици и о церкви, 10-е», нач.: «Горлица пустынелюбная, егда в чащах живущи …» (л. 133–140); «Слово о самаряныни, 11-е», нач.: «Телесныи долг весело възвращаем …» (л. 140–150); «В суботу пентикостьную слово утешно о умерших.., [12-е]», нач.: «Перваго человека Бог створи …» (л. 150–166); «Слово о том, яко изиде сеяи, и прочее, 13-е», нач.: «Девственая нива, егда от хитра делателя воловнаго сделанья …» (л. 166–171); «Слово о рыбах и о езере Генисаретьстем, и о ловитве рыбнеи, и о Петре…, 14-е», нач.: «Тогда учитель хвален, егда ученик покорив…» (л. 171–180); «Слово исправително о помнящаго злая, и како зло помнящаго ничто же пуще…, 15-е», нач.: «Услышим лихоимци к нам бо слово…» (л. 180–183); «Слово, яко подобаеть нынешних небрещи, и любити будущая, и сказание житиискых и иноческааго жития, 16-е», нач.: «Да аще убо и се не прилежало, ни таковых желати подоба …» (л. 183 об. – 191 об.); «Слово о том, еже мнози хулят, их же многажды глаголах вам, ныне же и плача глаголю, врагы креста Христова…, 17-е», нач.: «Ничто же тако не ключимо …» (л. 191 об. – 196 об.); «[Слово о молитве, 18-е]», нач.: «Вси убо ведять, яко начаток всему добру молитва есть…» (л. 196 об. – 204 об.); «Слово о лжих пророцех и о лжих учителех, и о безбожных еретицех, и о знаменьи скончания сего, 19-е», нач.: «Болезньно слово, яко же и последнеее мне явися …» (л. 204 об. – 243 об.); «Слово о молитве, 20-е», нач.: «Вси убо ведять, яко начаток всему добру молитва есть…» – повтор, см. слово 18 (л. 243 об. – 252 об.); «Слово о крещении неверующим от евангельских святых указании, 21-е», нач.: «Яко же бо и со Христом ядуще и пиюще …» (л. 252 об. – 258); «Слово о блажене мужи, 22-е», нач.: «Блажен муж, иже не идет в совет нечестивых…» (л. 258 об. – 265); «Слово о кроткых и тихых, и о гневливых, 23-е», нач.: «Не тольма человеци на благодеяния урищются …» (л. 265 – 269 об.); «Слово, да не забываем грех(ов), створеных присно…, 24-е», нач.: «Се же глаголю, да не послушаем точью, но да и разумеем …» (л. 269 об. – 273); «Слово, в нем же кажет, яко подобает нощию въстати на молитву всякому христианину, 25-е», нач.: «Где суть убожены, яже всю нощь спять …» (л. 273–279); «Слово о церкви, и о церковницех, еже есть лепо преже всего в дому строити, 26-е», нач.: «Пакы убо отходы нам бы творити …» (л. 279 – 283 об.); «Слово, како достоит в церкви стояти на молитве, 27-е», нач.: «Кто убо будет страшнее сих вещии …» (л. 283 об. – 285 об.); «Слово, еже в печали не стужатиси, и печаль аки добру жену имети, 28-е», нач.: «Да не тужим убо о бедах нападающих на ны…» (л. 285 об. – 288 об.); «Слово, како достоит родителя чтити, 29-е», нач.: «Всяка убо заповедь господня чиста ….» (л. 288 об. – 292); «Слово о блуднем сыну, 30-е», нач.: «Присно убо Божие человеколюбие …» (л. 292–301); «Слово о посте, и о среде, и о пятце, 31-е», нач.: «Братие, ныне приспе время добраго исповедания …» (л. 301–305); «Слово о ведре и о казнех Божиах, 32-е», нач.: «Братие, тяготу греховную отрясуще от себе …» (л. 305–310); «Слово к людем о вере и о благоверии, 33-е», нач.: «Да не мозете мнети, к нам се точию беседуем…» (л. 310–314); «Слово поучение еже о ястребех, и о псех, и о коних, 34-е», нач.: «Се ведущи не просто се избираем …» (л. 314–318 об.); «Слово о терпении и о благопохвалении, и да не такл зело плачемся о умерших, 35-е», нач.: «Принеси день сии о умерщих …» (л. 318 об.–333); «Слово, яко лепо есть всякого человека миловати, 36-е», нач.: «Се слышасте, молю вы, послушаим святых …» (л. 333–336); «Слово, еже кажет не алкати, но даяти нищим, 37-е», нач.: «Годее (так!) либо немощная есть нам повелел …» (л. 336–340); «Слово о вдовах и о нищих, и како в монастырих живут, 38-е», нач.: «Иже бо створить рече единому от хужьших сих …» (л. 340–348); «Поучение о Филиписискыя епистолиа, в неи же кажет умершим пользу сущи, 39-е», нач.: «Яко же бо и грешнии аще умирают …» (л. 348–351); «Слово, зане без ума мятется всяк человек живыи, 40-е», нач.: «Судить ядро глубокое рыбитва, егда сеть вверг …» (л. 351–356); «Слово о скороминующим жити(и) сем и о гордем суде, 41-е», нач.: «Друзи и братиа, иже хощет в царство Божие влести …» (л. 356 – 363 об.); «Слово о суетнем сем житии, и о пользе душевнеи, и о умилении, 42-е», нач.: «Възлюблени, оставльше суетьная дела …» (л. 364 – 369 об.); «Слово о Вторем пришествии, 43-е», нач.: «По възнесении Господни еже на небеса …» (л. 369 об. – 382); «Слово еже не отчаятся о гресех, и еже не величатися о стоянии, о подании нищим и о сребролюбии, 44-е», нач.: «Да не величаешися о стоянии, но блюдеши(ся) от падениа …» (л. 382 – 388 об.); «Слово о покаании, и о Каине, и о Авели, и о Даниле, и о (А)хаве цари, и о Павле, 45-е», нач.: «Видесте, въ ону неделю борение и победу …» (л. 388 об. – 396); «Слово о твари божии, и о кончине смертнеи, и о покаянии, 46-е», нач.: «Бог премудростью всю тварь створи …» (л. 396 об. – 403 об.) [св.Климента Словенского,В ркп. ошибочно приписано свт. Иоанну Златоусту]; «Слово о Святеи Троици, и о твари, и о суде, 47-е», нач.: «Подобно есть нам, братиа, присно сбирающися в церковь …» (л. 403 об. – 413 об.); «Поучение о суде и о любодеицех, [48-е]», нач.: «Услышим Павла, глаголюща и учаша …» (л. 413 об. – 416 об.); «Слово о алкании, [49-е]», нач.: «Днесь, възлюблении, врачеви душевному поклонимся …» (л. 416 об. – 419 об.); безымянное «Слово от евангельскых святых указании, [50-е]», нач.: «Убоимся убо могущаго душю и тело погубити …» (л. 419 об. – 429 об.); «Слово, указая поучаеть от евангельскых и святыих указании, 53-е», нач.: «Блаженный Павел, язык всех апостол, учитель церковный» (л. 429 об. – 439); «Слово поучение к людем, 54», нач.: «Възлюблении, всех испытание будете исъстязанием …» (л. 439 об. – 443 об.); [«Избор, избранный Иоанном Златоустом и сказан вкратце», слова 13–40 (Изд.: ВМЧ, ноябрь, 13–15. Спб., 1899. С. 1569–1579. См.: Творогов О.В. Древнерусские четьи сборники XII–XIV вв., ТОДРЛ, т. С.Петербург, 1999. С. 20–23. Заглавия последних трех статей в ркп. смещены из-за замены заглавия «О сласти» заглавием «О теле человечи»)]: «О гневе», «О чистоте душевнои», «О исповедании грехов»,«О гордости», «О диаволе», «О праведници и о нечестиве», «О грешных», «О смертном гресе», «О Адаме и о Еве», «О срамлении», «О матери и о отци», «О творящих грехи», «О неверуюших Воскресению», «О Христове вшествии на гору», «О святости отчи», «О том же огнем муку нарече», «О воли и о нужи», [«О сластех земных»], «О алкании», «О сквернене(и) души», «О самовластии», «О древе разумнем», «О прельстити змиеми», [«О метяжи сея жизни»], «О страсти праведныих», [«О сластех»], «О теле человечи», «О свете праведных» (л. 443 об.–451); без названия, нач.: «И в Картагениискы же град Африкиискыи бяше воиник блудник; зело от чермныя нежитовица людем гиблющим, тои воиник пришед на покаяние, град оставив …» – «Слово о Таксаоте, воскресшем из мертвых и спасшемся», ВМЧ, 28 марта [Успенский список, л. 808 d – 809 d, 810 c – 811 c] (л. 451 – 461 об.). Записи и владельческие пометы. На нижнем поле л. 204 об. писцовая помета: «дозде» (далее в тексте – смена почерка); тем же почерком и чернилами помета на нижнем поле л. 351: «зде скончася». На обороте нижней крышки переплета запись: «Читалъ Федоръ» (архаизирующий полуустав XVIII-XIX вв.) и номер книги по Каталогу Е.Е. Егорова: «№=239». Сохранность. Первые тетради блока пострадали от влаги; л. 1-8 обрезаны по краям и доставлены со всех сторон вержированной бумагой XIX в. Л. 352 разорван посередине от внешнего края до корешка