Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Кон. XVI в.
Кол-во листов: 401 л.
Примечания:Датировка. Кон. XVI в. (см. парные зн. на л. 8, 11, 152, 155 – близкий: Мареш, № 382 – 1594 г. и на л. 31, 34, 145, 148 – близкий: Мареш, № 383 – 1594 г.). Блок. 401 л. (I–VII+393 л.+л. 150 а); л. I-VII, 150 а, 389–393 – кон. XIX –нач. XX вв., без текста. 4º (21,8 х 17,2). Письмо. Полуустав нескольких почерков; текст с характерными для белорусско-украинской контактной зоны особенностями речи. В начале книги утрачены 11 л. Переплет: доски, обтянутые мешковиной, без застежек. Ткань на краях крышек вытерлась, с утратами. Художественные особенности. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. На л. 21, 58, 124, 270 об. в заголовках вязь или ее элементы. На внешнем поле л. 363 об. рис. указующего перста («зри»); перо, чернила. Содержание. Сборник избранных слов и житий из Торжественников минейного и триодного типов; начало отсутствует, сборник читается с вводных статей: Устав иноческого жития (гл. 87–100) (л. 1–3) и Слово «о девьстве и чистоте юным», нач.: «Тайну цареву добро есть хранити …» (л. 3 – 4 об.). Основной состав: Свт. Иоанна Златоуста Слово на Воздвижение Креста Господня, нач.: «Что реку и что възглаголю…» (л. 5 – 12 об.); «От слова» свт. Григория Богослова «о нищелюбии», нач.: «Добространно приимьство сведительствуеть …» (13 – 19 об.); «Мед духовный», нач.: «Христе, убо възлюби нас паче иже нами любим есть …» (л. 19 об. – 20 об.); свт. Иоанна Златоуста «Слово от послания святого апостола Павла», нач.: «О нем же аще кто дръзаеть …» (л. 21 – 34 об.); свт. Иоанна Златоуста «Слово на Рождество Господне о въчеловечении Господни, и яко Богородица Святаа Мариая рождьшия Господа нашего Исуса Христа, и на июдея, неверующия Господню безсеменному рожению иже от Девы», нач.: «Тайно дивство и чюдесно вижу …» (л. 34 об. – 40); свт. Григория Нисского Слово на Рождество Господне и об «отрочатех , иже в Вифлееме избиеных от Ирода», нач.: «Въструбете на нов месяц трубою …» (л. 41–58); свт. Иоанна Златоуста Слово на Предпразднество Крещения Господня, нач.: «Источник евангельских учений отверстыи …» (л. 56 – 62 об.); свт. Иоанна Златоуста Слово на Крещение («Просвещение») Господне, нач.: «Христос, свет велеликий (так !), в сий светлый день пришел есть к Иордану …» (л. 62 об – 70 об.); свт. Иоанна Златоуста Слово на Крещение Господне, нач.: «Мужи христолюбци и братолюбьц, ныне приимете мой глагол …», 6 января (л. 70 об. – 76 об.); Афанасия Александрийского Слово на Сретение Господне, нач.: «Иже настоящаго священнаго тръжества …», 2 февраля [поздняя приписка на поле, скорописью] (л. 76 об. – 94 об.); Слово о Прекрасном Иосифе, нач.: «Боже Авраамов, Боже Исааков …» – в 1-е воскресение Великого поста (л. 94 об. – 100); свт. Иоанна Златоуста Слово «о нищих и о богатых», нач.: «Яко тревници имят (так!) пестрыи различны цветы …» – во 2-е воскресение Великого поста (л. 100 – 106 об.); «Житие и жизнь Алексея, человека Божия», нач.: «Бе человек благоверен … » – 17 марта (л. 106 об. – 114); Григория Нисского Слово на Благовещение «и на арыяны», нач.: «В пръвую неделю православную сию церковь небесный лик нарече…» (114 об. – 124); Житие прп. Марии Египетской, «списано Съфронием, патриархом Иерусалимъскым», нач.: «Тайну царъскую добро есть хранити …» – 1 апр. (л. 124–134); «Во той же день слово о житии Марии Египтяныни», нач.: «Но обаче слышах, яко сего ради Бог Человек бысть …» – 1 апр. (л. 134 – 143 об.); свт. Епифания Кипрского Слово, нач.: «Радуйся зело, дщи Сионова …» – «в неделю цветную», без окончания (л. 144 – 150 об.); прп. Ефрема Сирина Слово «о иссохшей смоковнице» [заголовок в колонтитулах], без начала, со слов «поведати вещи абие со повестию…» – в понедельник Страстной седмицы (л. 151 – 157 об.); свт. Иоанна Златоуста Слово «о велицей недели, в нем и учительство, чесо ради наречется великая неделя, и о еже: хвали душе моя Господа, и яко велико и благо», нач.: «Съвръшихом постное преплутие, и къ пристанищу …» – в Великий понедельник Страстной седмицы (л. 158–171); свт. Иоанна Златоуста Слово «о десятих девах», нач.: «Весте ли убо откуду нам рече …» – в Великий вторник Страстной седмицы (л. 171–184); свт. Иоанна Златоуста Слово «о покаании и о целомудрии», нач.: «Того ради часто о покаании движу слово …» – в Великий вторник Страстной седмицы (л. 184 – 190); свт. Иоанна Златоуста Слово «яко вся нас ради сътвори Бог, и Единороднаго Сына своего отдаст нас ради, и посади ны одесъную», нач.: «Что бо не сътвори Бог нас деля …» (л. 190 об. – 196 об.); свт. Василия Великого Слово «в среду сырную о святом посте», нач.: «Молитеся, молитеся, люди моя …» (196 об. – 206); свт. Иоанна Златоуста Слово «егда Христос учеником ноги умы на вечери», нач.: «Милость Божиа и человеколюбие проповедуеть убо тваръ …» – в Великий четверг Страстной седмицы (л. 206 об. – 211 об.); свт. Иоанна Златоуста Слово «о Распятии Христове», нач.: «Прииде днесь блаженныи Павел …» – в Великий пяток Страстной седмицы (л. 211 об. – 221 об.); «Напоминание до люду Посполитого на день въскресениа Господа нашего Исуса Христа», нач.: «Дня нынешнего христиане православныи …» (л. 222 – 227 об.); свт. Иоанна Златоуста «Слово на Святую Пасху», нач.: «Въскресе в третии день …» (л. 217 об. – 234 об.); свт. Иоанна Златоуста «Слово на упивающихся на воскресение», нач.: «Отложихом бремя поста …» (л. 241 – 254); свт. Кирилла [Туровского] «Слово о поновлении Въскресения Христова и о артусе, (и) о Фомине испытании ребр Господних», нач.: «Велика учителя и мудра сказателя требует церкве …» (л. 254 – 262); свт. Кирилла Туровского «Слово о раслабленом, от Бытия сказание», нач.: «Не измерена небесная высота …» – в четвертое воскресение по Пасхе (л. 262 об. – 270 об.); свт. Иоанна Златоуста «Слово о самарянине», нач.: «Днесь Владыка Христос, податель благодати …» (л. 270 об. – 275 об.); свт. Иоанна Златоуста «Слово о слепорожденном» [Название слова – в колонтитуле], нач.: «Евангелие. Мимо идый Исус от святилища, виде человека слепа …» – в 7-е воскресение по Пасхе (л. 275 об. – 291); свт. Иоанна Златоуста Слово «в четверг, на Вознесение Господне», нач.: «Благ Господь (?) днесь всем нам възопи пророческое оное слово …» (л. 291 об. – 296); свт. Афанасия Александрийского Слово на Вознесение Господне, нач.: «Не доведе, кий прииму язык настоящаго праздника …» (л. 296–300); свт. Иоанна Златоуста Слово на Вознесение Господне, нач.: «По Вознесении Господни еже на небеса и учеником зрящим на небо …» (л. 300–310); Григория монаха, пресвитора монастыря Пантократора, Слово «о усопших, яко суетно и труда полно житие человеческое, и яко съмерть сон и от трудов покои есть», нач.: «О усопших в вере память благодарениа и молитвы …» (л. 310–325); свт. Иоанна Златоуста Слово на Пятидесятницу о Святом Духе, нач.: «Всяк убо день светел …» (л. 325 об. – 334); свт. Григория Богослова Слово на Пятидесятницу о Святом Духе, нач.: «Рецем убо о Святем Дусе дышущем …» (л. 334 – 338); свт. Иоанна Златоуста Слово на Пятидесятницу о Святом Духе, нач.: «Духовнеи благодати с небеси нам днесь просветившеся …» (л. 338 – 343 об.); «Житие преподобнаго отца нашего Онуфриа Пустынника, написано от Пафнутия мниха и отшелника», нач.: «Во един от днии потщание сътворихом ити во нутренюю пустыню …» – ВМЧ (л. 344 – 364 об.); «Исихиа, презвитера Иерусалимскаго, Слово похвальное святым апостолам Петру и Павлу, нач.: «Добро убо цветов пролетных часов к себе приносящим объюховати …» (л. 364 об. – 369 об.); свт. Иоанна Златоуста Слово «о посте святых апостолов и о милостыни», нач.: «Днесь възлюбленнии врачу поклонимся …» (л. 370 – 373); свт. Иоанна Златоуста Похвала пророку Илье, нач.: «Пророци убо въплощение Единороднаго послани быша жестосердому проповедати Израилю …» (л. 373 – 388 об.). Записи и владельческие пометы. На л. 6–12 владельческая запись: «Сия книга, глаголемая Соборник, иеромонаха Ионы, строителя монастыря Каменя, ныне же игумена того же монастыра» [Запись принадлежит Ионе Толковскому, основателю, строителю и с 1700 г. игумену Каменского Успенского монастыря Черниговской епархии; см.: П. Строев, Списки иерархов, Стб. 532]. На нижнем поле л. 292 перевернутая писцовая запись мелким полууставом: «Господи, помилуи мя, грешнаго раба своего, помилуи мя, Господи, помил…». На внешнем поле л. 271 неразборчивая угасающая запись (полуустав с элементами скорописи). Того же времени комментарии на полях л. 5 об., 18 об., 76 об., 79, 80 об., 221 об. и др. (скоропись). На внешнем боковом поле л. 102 об. запись: «Цветник. Книга глаголемая Соборник» (гражданское письмо, светлые угасающие чернила). На полях л. 124, 134, 144, 191 и др. пометы чернилами основного текста о количестве листов в главе: «десеть листов», «седмь листов» … (западнорусская скоропись). На внешнем поле л. 348 об. приписка скорописью рубежа XVI–XVII вв.: «Сия книга глаголемая «Святых отец» иеромонаха Ионы игумена Ионы (так!) монастыря Каменского». На внешнем поле л. 384 неразборчивый оттиск печати (экслибриса?) восьмигранной формы (1,5 х 1,5). На нижнем поле л. 388 об. поздняя приписка: «Не внииде пост и моление в душу осквернившуюся от пианства …» (гражданское письмо, черные чернила). На внешнем боковом поле приписка на латыни: «Todum lege e magnai die». На л. 393 и на обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=577». Сохранность. На листах следы воздействия влаги. Сшивка блока нарушена; большинство тетрадей отделились от переплета. Защитные листы попорчены жучком. У л. 66 утрачена нижняя часть с текстом, подклеена современной бумагой