Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №27. Апокалипсис лицевой с толкованием Андрея Кесарийского, со Словами o Втором пришествии, папы Римского Ипполита и Палладия мниха.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Посл. четв. XVI – нач. XVII вв.
  • Кол-во листов: 163 л.
  • Примечания: Блок. 163 л. (I–III + 157 л. + 118а–в); л. I–III, 118а–в, 154–157 – без текста. 1° (33,5 × 22). Между л. 10 и 11 не хватает двух листов с текстом, между л. 135 и 136 – предположительно трех листов.
    Письмо. Полуустав двух почерков (вторым – дополнения с л. 119).
    Переплет. XIX в. Доски в тисненой коже, одна из застежек утрачена. Верхняя крышка отделилась.
    Художественные особенности. На л. 7, 9 об., 11 об., 13, 15, 16 об., 18 об., 20 об., 23, 24 об., 26 об., 27 об., 28 об., 29 об., 30 об., 31 об., 33 об., 35 об. – 36, 38, 39 об., 40 об., 41 об., 42 об., 43 об., 45 об., 47 об., 49, 51, 53, 54, 55, 57, 58 об., 60, 62, 64, 65 об. – 66, 67, 68, 69 об., 70 об., 71 об. – 72, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80 об., 82, 83 об., 86 об., 90 об., 91 об., 93, 95, 97, 98, 99, 100, 102 об., 103, 104 об., 106, 110 об., 112 об., 114 об., 115 об. – 116, 118 – миниатюры: иллюстрации к тексту Апокалипсиса, на л. 35 об. – 36, 65 об. – 66, 71 об. – 72, 115 об. – 116 – в разворот. На л. 118 об. изображение «Древа родства Давида». Все миниатюры очеркового характера с «акварельной» раскраской. Надписания к миниатюрам заключены в рамки широколиственного орнамента. На л. 1, 3 об., 5 заставки чернофонного «старопечатного» орнамента (перо, чернила). На л. 9, 11, 16, 24, 27 об., 59 об., 66 об., 74 об., 75 об., 92 об., 94 об., 110, 114 концовки в виде «плетенок» и виньеток (перо, чернила). Инициалы простые киноварные. Вязь в заголовках. По мнению Ю.А. Грибова элементы декора рукописи скопированы с печатного Апостола 1574 г. Ивана Федорова, изданного во Львове [Грибов, с. 114].
    Содержание. Оглавление (л. 1–3); Предисловие Андрея Кессарийского (л. 3 об. – 4 об.); Апокалипсис (л. 5–118 об.); Слово Ипполита папы Римского («В неделю мясопустную… о скончании мира и о втором пришествии…»). (л. 119–135 об.); Слово Палладия мниха о Втором пришествии (л. 136–153).
    Записи и владельческие пометы. На обороте верхней крышки переплета помета гражданским почерком: «Поколепсисъ, глава 25-я, слово 9-е, сущее 112-е», левее еще одна неразборчивая поздняя запись. На л. 1–6 частично стертая вкладная запись: «Книга Апокалипсис (…) дачи Корнила Федорова, сына Опраксина». С л. 45 – повторяющаяся почти счищенная владельческая запись: «Книга Чюдова монастыря, казенная». На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=444», «И. Л. Силина. 1893 г.» и карандашом: «945. 1893», «153 листов еще недостает – 5 листов, 70 рисунков и еще один рисунок, кроме них 4 рисунка отдельно Богослова» (цифра 153 переправлена из 145). На оборотах обеих крышек указания на отдельные тексты из рукописи, чернилами и карандашом.
    Сохранность. Л. 10, 11, 28, 39, 43, 49–51, 113, 154–155 выпадают из блока; л. 2, 9 надорваны и подклеены.
    Дополнительные сведения. Известен еще один вклад в Чудов монастырь Корнила Федоровича Апраксина: список XVII в. «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова (ОР ГИМ. Чудовское собр. № 346), написанный, как установил Ю.А. Грибов, тем же почерком, что и дополнительные статьи данной рукописи [Тихомиров, c. 33; Грибов, с. 114]. Корнил Федорович был сыном дьяка Федора Никитича Апраксина; в Кормовой книге Троице-Сергиева монастыря 1674 г. Корнилий упомянут вместе с другими его детьми в связи с вкладом 1633 г. [Кириченко, Николаева, с. 190, 317; Грибов, с. 114].
    Библиография. Откровение св. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции: каталог выставки. Москва, 1995. Кат. № 28. С. 34, 60–61 (на с. 60 опубл. миниатюра на л. 100).