Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №268. Псалтирь с восследованием

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Перв. четв. XVI в.
  • Кол-во листов: 662 л.
  • Примечания: Датировка. Перв. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Тиара, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 3, 23 – подобный: Piccard, т. 1, XII, № 37 – 1500–1506 гг. и на л. 22, 26 – подобный: РГБ. Ф. 98. № 82 – нач. XVI в.; второй вид: см. парные зн. на л. 174, 213 и на л. 178, 211 – подобные зн. в справочниках не выявлены); 2) Перчатка под звездой, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 228, 230 – близкие: Piccard, т. 17, IV, № 1271 – 1518 г.; второй вид: см. парные зн. на л. 217, 253 и на л. 219, 262 – подобные: Piccard, т. 17, IV, № 1299 – 1494 г.); 3) Голова быка со стержнем между рогами, обвитым маленькой змеей, и подвеской под мордой (см. л. 434 – типа: Piccard, т. 2, XVI, №№ 44, 45 – 1520-е гг., но у знака в справочнике иное расположение линий пантюзо); 4) Маленькая розетка под короной (см. парные зн. на л. 517, 653 – близкий: Piccard, т. 12, II, № 1204 – 1520 г. и на л. 518, 659 – подобный: Piccard, т. 12, II, № 1206 – 1522, 1523 гг.). Посл. четв. XVIII в. (л. 264, 298–310, 336–392); вод. зн.: 1) Олень в гербовом щите под короной и контрамаркой «РФСЯ» (герб г. Ростова) (Участкина, № 783 – 1784 г.); 2) Герб Ярославской губернии с контрамаркой «ЯМСЯ» (Клепиков, I, тип 5 – 1779 – 1784 гг.).
    Блок. 662 л. (I + 660 л. + л. 94 а); л. 264, 298–310, 336–392 – XVIII в., с восполнением текста; л. I, 660 – защитные, рубежа XIX – XX в.
    Письмо. Полуустав XVI в. (двух почерков, со сменой на л. 119 об.) и XVIII в. 1º (26,2 х 19,2).
    Переплет XVII в., правлен: доски (ранние) в тисненой коже, на верхней крышке средник тиснения МПД: «Лев с единорогом»; с двумя застежками.
    Художественные особенности
    . На л. 1, 21, 95 заставки в красках плетеного «южнославянского» орнамента (XVI в.). На л. 375 об. ксилография с изображением царя Давида Псалмопевца, наклеенная на лист рукописи и украшенная орнаментированной рамкой ручной работы (перо, чернила); на л. 361, 369 заставки «старопечатного» орнамента (перо, чернила); на л. 376 заставка и буквица в красках широколиственного растительно-цветочного орнамента. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью, и вязь в заголовках в обеих частях.
    Содержание. Псалтырь с восследованием: тропари и икосы на Великий пост, от Недели мытаря и фарисея (л. 1–6 об.); служба на Пасху, начиная с дневных стихир Страстной субботы (л. 6 об. – 17 об.); «Песнь полунощнаа к Господу нашему Исусу Христу по буквам», нач.: «Безгрешне Едине Тебе молю, моя грехи оцисти, Царю Небесныи …», с кириллическими буквами на полях, обозначающими цифры единиц, десятков и сотен, до 800 включительно (л. 17 об. – 19 об.); «Песнь полунощнаа к Пресвятеи Богородици по буквам», нач.: «Воспеваа благодать Твою, Владычице, молю Тя …», с аналогичным рядом кириллических букв на полях (л. 19 об. – 20 об.); «Часословец, имеяи службу нощную и дневную по Уставу иже во Иерусалиме лавры святаго и богоноснаго отца нашего Савы» (л. 21 – 93 об.); службы на дни седмицы 6-го гласа, начиная с воскресной, и гласа 7 – только воскресная (л. 95 – 214 об.); стихиры общие всем святым «по вся дни» «господина Христофора Патрекиа» (л. 215–223); служба Илье пророку, 20 июля (л. 223–236); Служба Николе Чудотворцу, 9 мая (л. 226 – 245 об.); служба свт. Николаю Чудотворцу, 6 декабря (л. 245 об. – 252 об.); календарные статьи: Лунное течение (л. 252 об. – 264), Великий миротворный круг и «в руце лето» (л. 265–267); службы: Покрову Пресвятой Богородицы, 1 октября (л. 268 – 284 об.), Благовещению, 25 марта (л. 284 об. – 297 об.), «В пяток 5 недели поста творим службу неседалному Акафисто Пресвятыя Богородице Приснодевы Марии» – Акафисту Пресвятой Богородице (л. 297 об. – 310 об.) с молитвой Пресвятой Богородице после Акафиста патр. Филофея [Коккина] (л. 311 – 314), чин Параклита Пресвятой Богородице (л. 314–320); каноны: Ангелу Хранителю (л. 320 – 327), св. Иоанну Предтече (л. 327–336); Воскресению Христову (л. 336 об. – 341 об.), свв. апостолам 12-ти (л. 342–360); чин Полунощницы воскресной (л. 361 – 368 об.); «Указ о поклонех, когда бывают в церкви, и в келиях, и домех; приходныя, исходъныя поклоны, и когда не бывают», нач.: «Егда будет веремя иноку или мирянину …» (л. 369–374); «Разумно да будет, како начати иноку особь пети Псалтырь», нач.: «Аще поп речет: “Благословен Бог наш …”» (л. 374 – 374 об.); молитва Святей Живоначалней Троице, начиная Псалтырь, нач.: «Всесвятая Троице Боже …» (л. 374 об. – 375); Псалтырь, без надписаний псалмов (л. 376 – 501 об.); Месяцеслов с тропарями и уставными указаниями (л. 502 – 652 об.); слово учительное свт. Иоанна Златоуста на Пасху, нач.: «Аще кто благоверен и боголюбив …» (л. 652 об. – 654); Тропари и икосы на все воскресные дни Пятидесятницы (л. 654 – 656 об.); Молитивы прп. Иоанна Дамаскина: «О возлегании еже на одр» (л. 657 – 657 об.), «Егда стужает блудный помысл» (л. 657 об. – 658); слово прп. Иоанна Дамаскина «О умилении души», нач.: «Аще бы ведала душа моя суетие мира сего…» (л. 658 – 658 об.); «Исповедание иноку на всяк день вкратце» (л. 658 об. – 659).
    Записи и владельческие пометы. На л. 56–60 вкладная запись: «Лета (?) 1702-го села Фоми… [продолжение на л. 58 стерто] в Пречистин Прес(вя)той Богородице Казанской» (скоропись).
    Сохранность. Л. 9, 17–23, 126, 398 и др. отделились от блока. Л. 416 имеет большой разрыв вдоль зеркала текста