Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №262. Сборник житий и слов, с «Правилом митрополита Кирилла на поставление Серапиона, епископа Владимирского», толковыми канонами и другими дополнительными статьями

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 1604/1605 гг.
  • Кол-во листов: 275 л.
  • Примечания: Датировка. 1604/1605 гг. Вод. зн.: Рука с деформированной контрамаркой в виде цветка (или сердца под короной?) (см. парные зн. на л. 29, 41, 46, 245 б, 258 а и на л. 39, 228, 245 а, 258 б, 263 – типа: Piccard, т. 17, I, № 374 – 1604 г., но у зн. в альбоме отсутствует контрамарка).
    Блок. 275 л. (I–III+265 л.+л. 228 а, 243 а-в, 245 а-б, 258 а-б); л. 228 а, 243 а-в, 245 а-б, 258 а-б – бумаги рукописи, без основного текста; л. I–III, 264, 265 – защитные, XIX в.). 1°
    Письмо. Полуустав и скоропись нескольких почерков.
    Переплет: посл. четв. XVIII в. Доски в тисненой коже, с двумя застежками. Обрез тонирован темно-зеленой краской.
    Художественные особенности
    . Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью.
    Содержание. Свт. Епифания Кипрского Слово в Великую субботу о погребении Тела Господня, свв. прав. Иосифе Аримафейском и Никодиме, нач.: «Что се днесь безмолвие много …» (л. 1–13); свт. Германа, архиепископа Константинопольского, о кресте и святых иконах против еретиков в первое воскресение Великого поста (неделю православия), нас.: «Понеже убо мнози от иже безумне и безсловесне еретичествующих …» (л. 13 об. – 20 об.); прп. Иоанна Дамаскина в ту же неделю православия Слово «о святых и честных иконах ко всякому христианину, и ко царю Константину Кавалину, и на вся еретики», нач.: «Понеже убо мнози нача с(о)чиневати повесть…» (л. 20 об. – 36); Мучение сщмч. Григория Армянского и святых мучениц Римпсимии и Гаиании и с дружиною, нач.: «Царствующу Диоклитиану Римом, Тиридату же во арменех …» – ВМЧ, 30 сент. (л. 36 об. – 46); прп. Анастасия Синайского в неделю сыропустную «похвала об отшедших отцех» – из Торжественника триодного (л. 47 – 52 об.); Житие прп. Антония Великого, написанное свт. Афанасием Александрийским, нач.: «Благу реть (Древне-русск. «рвение, усердие»). составити ко египетскым черньцем …» – 17 января (52 об. – 102); Житие свт. Стефана Исповедника, нач.: «Божествена некая вещь добродетель …» – ВМЧ, 28 ноября (л. 102 – 156 об.); Житие свв. апп. Петра и Павла, нач.: «Бысть по отшествии святаго апостола Павла …» – ВМЧ, 29 июня (д. 157 – 172 об.); свт. Иоанна Златоуста Слово похвальное свв. апостолам Петру и Павлу, нач.: «Небо и земля торжествуя велелится в настоящий праздник …» – из Торжественника минейного (но в иной редакции), в тот же день (л. 176 – 176); ст. Иоанна Златоуста Слово на Пятидесятницу («Пентикостию»), нач.: «Въспомянися, человече, кто еси …» 176 – 179); свт. Василия Великого, без заглавия, нач.: «Тем же убо помилуи себе и приими во уме …» (179 – 181 об.); сщмч. Ипполита, папы Римского, Слово «к Феофилу, толкование пророчества святаго пророка Даниила», нач.: «Помыслившу ти по истовому научитися предложеныя нам от тебе …» – «Сказание о Христе и антихристе» Ипполита Римского (л. 182 – 228); Толковые каноны: «Канон Честнаго Креста, истолкован» (л. 229 – 240 об.); «Месяца декабря 25, на Рождество Господа Исус, канон второй», без окончания (по 5-ю песнь) (л. 241 – 243 об.); «Канон на внесение в церковь Господа нашего Исуса Христа», без окончания (1-я и 2-я песни) (л. 244 – 245); «Святаго Василлия толк(ование на) священнический чин, что есть ереи, и почему глаголется священник, и что острижение главы его», нач.: «Чтец есть столп мученическый, и послух бо церковный есть. Столп есть аггельский диакон, стихарь есть блещащагося аггела одежа …» (л. 246 – 253); «Правило Кирила, митрополита Русскаго, сшедшихся епископ Далмата, Новоградскаго, Игнатия Ростовскаго, Фегнаста Переяславскаго, Симеона Пототскаго, на поставление [Серапиона] епископа Володимерьскаго», нач.: «Преблагий Бог наш, иже все промышление творит …» (253 об. – 258); «Месяца того же (сверху приписано: июня) в 11 (день) память святых апостол Варфоломея и Варнавы. В той же день поучение святых апостол»), нач.: «Аще быхом соблюли первую заповедь, ни супружницы быхом знали ...» (л. 259 – 260); «Сие взято от растоятельныа Азбуки», нач.: «Сие роздвижка, или розстав, или пробел (далее – рис. знака). А ставится в Божественых писаниях в строках между речей, чтобы речь с речию не сплелася …» – статья об экфонетических знаках в литургическом речитативе (л. 260 об. – 263).
    Записи и владельческие пометы. На нижних полях л. 1–30 полустертая запись: «Сия книга, глаголемая Жития святых и Апоколепсис в толку …» (далее вытерто). На нижних полях л. 21–25, 31–32, 34–35, 37–39 писцовая запись 1605 г.: «7113 году написана сия святая книга. А писал сию града Казани Иван сын Диев. Подписал лета 7113 в маия в 3 день» (скоропись). На л. 258 а помета: «Сия книга церковная» (скоропись XVII в.). На л. 265 номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1518» (карандаш)