Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №26. Хронограф Русский редакции 1617 г., с продолжением до 1630 г. и кратким Русским летописцем.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Посл. четв. XVII в.
  • Кол-во листов: 1126 л.
  • Примечания: Датировка. Посл. четв. XVII в. Вод. зн.: 1) Герб Амстердама, с литерами «AJ» под щитом и контрамаркой «PR» (подобный: Хивуд, № 348 – 1684 г.); 2) Шут семизубцовый с литерами «ВС» под подвеской (на л. 559–560 и с л. 889 до конца рукописи – подобный: Дианова, «Голова шута», № 526 – 1684 г., но у знака в альбоме – литеры «АМ»).
    Блок. 1126 л. (I–II + 1124 л. + л. 39а); л. I–II, 1124 – защитные, л. I – XIX в. 1˚ (31,2 × 20,1).
    Письмо. Полуустав нескольких почерков и скоропись (на л. 1121 об. – 1123).
    Переплет. Современен рукописи, правлен. Доски в тисненой коже; из двух застежек сохранилась только нижняя: кованная, украшенная геометрическим орнаментом. На нижней крышке – четыре жуковины (три – из желтого металла, одна – из белого). Сгибы дублированы полосами новой красной кожи. На корешке остатки бумажных наклеек с надписями: «Хронограф», «90».
    Художественные особенности. Инициалы большие, киноварные, украшенные стилизованной растительностью. Киноварные заголовки вязью и крупным и средним полууставом. Перед заглавиями оставлены чистые строки для заставок. На л. 1 об. молитвенное обращение: «Велии еси, Господи, и чюдна дела твоя...», украшенное орнаментированным в эклектичном стиле чернильным инициалом высотой во всю страницу.
    Содержание. Хронограф Русский основной редакции 1617 г.; классификацию см. у О.В. Творогова [Творогов, 1970, с. 164–167]. Предисловие (написано особым скорописным почерком), нач.: «Донележе нача Бог творити мира сего видимаго и невидимаго...» (л. II об.); Оглавление, 169 гл., для заглавия оставлены 10 строк (л. 1–11).
    Вводные статьи: без заглавия (по всей видимости, здесь должен был читаться следующий заголовок: «Начинаему словеси, ищи от Бога начати и о Бозе кончати, добро бо от Бога к божию слузе начати и о утвержении православныя веры, и поучение князю Василию, и прочим древняго гранографу»; ср. Ф. 98. № 28. Л. 6), нач.: «Бог есть надо всеми веки и преже бытия всеа твари...» (л. 12–17); «Слово от Премудрости Соломона, в наказание», нач.: «Сыне, ты премудрость проповеждь, да не мудрость...» (л. 17–18 об.); «Слово от Приточник», нач.: «Сыну, отверзайуста своя словесем Божиим...» (л. 18 об. – 19 об.); «Сказание от Псаломника о еже судити [в рукоп.: сутити] божии сан есть и Бога единаго достойно, сведено вкратце», нач.: «Бог ста в сонме богов...» (л. 19 об. – 20); «Того же, кому поручи Бог сан и суд свои на земли – царем и князем: разумейте, яко сей талант прияли есте, да нелестным платом обвив, небрежением погребет в мысленей земли сердца своего; во своем утешении помните, яко должни есте, и весте, что подъя скрывыи талант...», нач.: «Боже, суд Твои цареви даждь, и правду Твою сынови цареву...» (л. 20–20 об.); «Того же Давида царя о божиих судех и о себе, по вся дни и нощи дивяся, радовашеся з боязнию», нач.: «Аз же поставлен есть царь от него над Сионом...» (л. 20 об. – 21 об.); «Той же Давид и пророк молит о себе и просит у Бога суда его праведнаго, мсти от враг своих, и о правде своей помянул, и сам испытания трепещет», нач.: «Боже, во Имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди мя...» (л. 21 об. – 22); «Той же Давид царь и пророк учит и претит не на лица судити, ни по мзде, ни по клевете», нач.: «Право судите, сынове человечестии, судите сироте и нищу смиренна...» (л. 22–22 об.); «От пророчеста Исайина», нач.: «Тако глаголеть Господь: Аз воздвигох с правдою царя велия...» (л. 22 об. – 23 об.); «Слово из Летописца руского, сие глаголет», нач.: «Яко Бог дает власть, емуже хощет, и поставляет царя и князя Вышнии, и емуже хощет дает...» (л. 23 об. – 24); «Слово от Исхода о пророчествии 70 муж», нач.: «Рече Господь к Моисею: собери Ми 70 муж от старец иизраилевых и книгчия...» (л. 24–24 об.); «Слово от Втораго закона», нач.: «Рече Моисей к сыном иизраилевым: Господь Бог ваш умножил вы есть...» (л. 24 об. – 25); «Слово Исаия пророка к немилостивым князем и злым судиям», нач.: «Сице глаголет Господь Вседержитель: судите суд праведен...» (л. 25); «Слово о судиях, емлющих мзду и судящих неправду», нач.: «Сице глаголет Господь: слышите, судия земныя, да не оправдаеши нечестиваго мзды ради...» (л. 25); «Слово Сирахово на немилостивыя унязи, иже неправду судят», нач.: «Слишите, князи, и разумейте, внушите, держащеи власть и величающеся о народех людей, яко от Бога дана бысть держава вам...» (л. 25 об. – 26); «Слово о вдовицах и сиротах, не обидети их», нач.: «Всякия вдовы и сироты не обидите, братие, да не разгневается Господь...» (л. 26–26 об.); «Слово 9 от Пандекта Черноризца, ко(е) Еустафию патриарху о мздоим(ц)а(х)»; нач.: «Закон рече: нечестиваго не оправди мзды ради, ни возми мзды...» (л. 26 об. – 27); «Святаго Феодорита, како подобает креститися рукою», нач.: «Сице благословите рукою и креститися, три персты равно имети вкупе: болший да два последних по образу троичному...» – Слово Феодорита Кирского (л. 27–27 об.); «Афанасиево», нач.: «Боящеися Господа и вероваша во нь знамение прияша...» (л. 27 об.); «Святаго Петра Дамаскина», нач.: «Яко начертание(м) святаго и животворящаго Креста отгоними бывают беси...» (л. 27 об. – 28); «От слова еже о крестящихся», нач.: «Мнози неразумнии, иже не крестообразно крестящеся, но точию махающе по лицу своему творят...» (л. 28–28 об.); «Сказание, чего ради поклоняемся на восток», нач.: «К востоку же стояще молимся сего ради, яко рече Великии Василие, яко древнее отечество взыскуем рай...» (л. 28 об. – 29); завершение вступительных слов: «Конец всем сим поучениям к царем и великим князем, и к судиям и всем православным християном, из древняго Летописца избрание от книг некоего премудраго философа, сотворшаго книгу Гранограф, прежде поучение к царем, яко царская беседа к царицем и судиям напреди предложи» (л. 29); «Предисловие к книге Гранограф, нарицается Летописец, изложение о православной вере християнстей», нач.: «Первие убо подобает истинному християнину, не токмо иноком, но и сущим в мире, испытати Писание... во второе обновление» – предисловие Русского Хронографа т. н. редакции 1512 г. [ПСРЛ, т. 22, с. 14–18], над заглавием писцовая приписка: «того же древняго гранографа 9» (л. 29 об. – 35); в конце писцом добавлено: «Сице ветхаго гранографа премудраго онаго философа конец дозде» (л. 35–35 об.); «Настоит же отселе сице предисловие же, слог новаго гранографа осмыя тысящи», нач.: «Чювственным убо непостижима суть умная и плотским духовная...» – предисловие к основному тексту Русского Хронографа редакции 1617 г. (л. 35 об. – 39); «[Книга, глаголемая Гранограф, яже се суть в книзе сей, рекше] начало писменом царьских родов от многих летописец, прежде бытия о сотворении мира от книг Моисеовых и от Исуса Наввина, и от Судей июде(и)скых, и от Четырех царств, таже и о ассирииских царех и Макидонии, и римских царех еллин же и благочестивых, и от русских летописец, сербьских и болгарских. Первие з Богом починаем глаголати безначалнаго и безконечнаго Бога о ш(ес)ти днех, в нихже сотвори Бог всю тварь, якоже рече Давыд: словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их», нач.: «Первие потреба рещи вкратце о превечном и безначалном Божии бытии...» (л. 40–41 об.); «Шестодневец вкратце о сотворении небеси и земли и всея твари. Начало перваго дни», нач.: «В первыи день повеле Бог в неделю свету быти...» – Шестоднев (л. 41 об. – 55 об.); «Сказание о животех избрано от Шестодневца», нач.: «Бог, прехитрый Творец всея твари, великии промысленник человеческому животу и спасению во всеи своеи твари и в скотех и во зверех и во птицах и в рыбах и в гадех...» (л. 55 об. – 59 об.); «То же о шести днех, в нихже сотвори Бог всю тварь, иным сказанием, написася от премудраго Манасия и от Сивирия, епископа Гевальскаго. Зачало перваго дни», нач.: «В начале сотвори Бог мирозиждителным своим словом небо безвездное, безчисленною добротою сияюще лучами божествеными...» [ПСРЛ, т. 22, c. 21 и сл.] (л. 59 об. – 1089). Здесь (на л. 1089) на словах: «и радости расти и мужествовати» заканчивается текст Хронографа Русского редакции 1617 г. Далее следуют две летописные статьи: «В лето 7121 послал государь болярина своего князя Дмитрея Мастрюковича Черкаского, онже вшед, взял три городы... В лето 7124 сходилися под Смоленском послы государевы...» (л. 1089) и киноварные рубрики: «О свобожении Великаго Нова града от немец», нач.: «В лето 7125 государь царь и великии князь Михайло Федорович всеа Русии свобождает свою отчину...» (л. 1089 об. – 1090 об.); «О свобожении государева отца преосвященнаго митрополита Филарета Никитича Ростовского и Ярославского», нач.: «Того же году государь царь и великии князь Михаил Феодорович всеа Русии прислал послов своих...» (л. 1090 об.); «О пришествии Иерусалимского патриарха Феофана», нач.: «Того же году преже пришествия Филарета митрополита в Москву...» (л. 1090 об. – 1091); «О прислании к Москве государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и ко отцу его великому государю и святеишему патриарху Филарету Никитичю Московскому и всеа Русии ис Кизылбаш от царя Аббаса шаха срачицы Христовы, и где он ея взял», нач.: «В лето 7132 июня в 27 день писал(и) ко государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии ис Кизылбаш государевы посланники Василеи Коробьин да дияк Остафей...» (л. 1091–1106); «От папы и патриарха вселенского Герасима о прилоге молитвы глаголаше сам: «и ныне, владыко, освяти воду сию Духом Святым и огнем», и тому прилогу огня отвержену быти», нач.: «Герасим, милостию Божиею папа и патриарх великого града Александрии и судия вселенскии...» (л. 1106–1113); «О приходе под царьствующии град Москву королева Жикгимонтова сына Владислава со множеством вои...», нач.: «Искони ненавидя христианьскому роду добра враг и супостат наш диавол...» (л. 1113–1115 об.); «О чюдеси преподобнаго отца Сергия о и(с)целевшем немом и глухом человеке», нач.: «В том же 7127 году во обстоянии ратном королевича Владислава...» (л. 1115 об. – 1117); «О приходе в монастырь послом Московского государьства, и о миру с королевъскими послы», нач.: «Ноября в 19 день приидоша Троицкои Сергиевь монастырь государевы царевы и великого князя Михаила Феодоровича всеы Русии великии послы болярин князь Данило...» (л. 1117–1120); «О пожаре московских людей», нач.: «Премилостивыи же и прещедрыи человеколюбивыи Господь Бог наш, не хотя создания своего до конца потребити...» (л. 1120 об. – 1121). Последним читается летописное сообщение: «В лето 7138 месяца июля в 14 день родися у государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии дщи царевна и великая княжна Анна Михайловна от царицы и великия княгини Евдокеи Лукияновны» (л. 1121). В конце – краткий Русский летописец: «Великое княжение руское же, 24 (гл.)», нач.: «При великом княжении Александра Ярославича Невскаго в лето 6649 немцы Псков взяли...» – с хронологическими рамками 1141–1601 гг. (л. 1121 об. – 1123).
    Записи и владельческие пометы. На л. II владельческие записи: «№ 90. Из книг князя Вадбальскаго» (писарским почерком XIX в.); ниже (скорописью XVIII в.): «Сия книга, глаголемая Гранограф, капитана Андрея Ивановича Толстова» (вся запись зачеркнута); ниже, двумя почерками и разными чернилами, полууставом с элементами скорописи: «Сия книга Гранограв князь Сергия Ивановича Вадболскаго» и штамп: «Книжная торговля А. Т. Большакова. Москва. Старая площадь». На л. 1121 запись: «В 1712 году маия в 13 (день) был пожар, загорелось за Чертолскими воротам(и) и выгорела в Белом городе даже до Месницких ворот, а позад(и) города даже до Мар(ь)иной рощи» (скоропись). На л. 1123 другая запись: «1709-го году июня въ [дата не проставлена] д(ень) была баталия под Болтавою с королем Швецким». На л. 11 об. приписка почерком XVIII в. (начинающаяся чернильным инициалом во весь лист): «Вели(ки) еси Господи и дела Твоя ини, едино же слово доволно есть к похвалению чюдес Твоих. Аминь». На обороте верхней крышки переплета помета: «28 октября 1887 г. О.» (карандаш). На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1539».
    Сохранность. На л. I–II, 1–30 следы воздействия влаги. Л. I–II, 1–8 отделяются от переплета.
    Дополнительные сведения. Князь Сергей Иванович Вадбальский имел чин генерал-майора, с 1756 г. служил начальником полков Оренбургской губ., а в 1759 г. формировал батальоны для действующей российской армии.