Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №257. Торжественник триодный на первую половину года

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Кон. XV в.
  • Кол-во листов: 394 л.
  • Примечания: Датировка. Кон. XV в. Вод. зн.: 1) Готическая литера «Р», три вида (первый вид: под розеткой, см. парные зн. на л. 2, 10 – близкий: Piccard, т. 4, VII, № 1496 – 1491 г. и на л. 14, 20 – близкий: Piccard, т. 4, VII, № 1499 – 1491 г.; второй вид: без украшений, с «крючком» на конце перекладины, см. парные зн. на л. 95, 96 – подобный зн. в справочниках не выявлен; третий вид: под розеткой и с «крючком» на конце перекладины, см. парные зн. на л. 228 – подобный: Piccard, т. 4, VIII, № 232 – 1491 г., близкий: Piccard, т. 4, VII, № 234 – 1490 г., 238 – 1498 г. и на л. 229 – подобный: Piccard, т. 4, VIII, №№ 265, 266 – 1486 г.); 2) Квадриоль на постаменте с тремя ступенями (см. л. 19 – подобный: Briquet, № 6324 – 1490–1491 гг.); 3) Перчатка с крестом над пальцами (см. парные зн. на л. 175 – близкий: Piccard, т. 17, II, № 418 – 1491 г. и на л. 377 – подобный тому же зн.); 4) Три лилии под щитом в гербовом щите под короной и розеткой, с подвеской в виде готической литеры «I» (см. парные зн. на л. 186 – подобный: Piccard, т. 13, III, № 1732 – 1496 г. и на л. 188 – подобный: Piccard, т. 13, III, № 1728 – 1494 г.); 4) Маленькая лилия под короной (см. парные зн. на л. 194, 206 – типа: Briquet, № 7230 – 1484 г., но в альбоме зн. меньше); 5) Колонна с короной в навершии (см. парные зн. на л. 375, 381 – типа: Briquet, № 4403 – 1494 г., но в альбоме зн. меньше).
    Блок. 394 л. (I+393 л.); л. I – защитный, нач. XIХ в. (вод. зн.: литеры «МОФЕ» – типа: Клепиков, I, № 359 – 1804–1810 гг.). 1º (27,5 х 19,6).
    Письмо. Полуустав, в 2 столбца.
    Переплет: нач. XIХ в.: доски в тисненой коже, застежки утрачены. Верхняя крышка отделяется от блока. Обрез тонирован зеленой краской.
    Художественные особенности. На л. 1, 185 заставки в красках плетеного южнославянского орнамента. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках.
    Содержание. Торжественник триодный на первую половину года, от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых, с чтениями всех дней недели Великого поста (преимущественно – по два на каждый день). Текст сборника разделен заставкой на две части. Первая часть содержит чтения по 3-ю неделю Великого поста и местами отличается архаичными написаниями слов (с нередуцированными гласными), восходящими, очевидно, к раннему древнерусскому протографу. Вторая часть содержит чтения с 4-й недели поста и выполнена с более позднего протографа со следами южнославянского влияния в графике и орфографии. Состав обеих частей сборника не традиционен: с изданным у Т.В. Черторицкой совпадают только первые три чтения в первой части, а также отдельные слова во второй части. В составе – Слова свт. Иоанна Златоуста: «о мытари и фарисеи», нач.: «Видящеи травник издалеча …» – [в Неделю «о мытаре и фарисее»] (л. 1 – 4); «о мытари и фарисеи», нач.: «Приидете убо днесь братие, послушавше гласа Христова …» – [в тот же день] (л. 4 об. – 5); свт. Григория, папы Римского «притча от еуангелиа, толкование, чтется в неделю на утрени», нач.: «Възлюблении послушаите самого Христа о покаянии …» – в Неделю «о блудном сыне» (л. 5 об. – 6 об.); свт. Иоанна Златоуста «сыну», нач.: «Присно убо Юожие человеколюбие …» – в тот же день (л. 6 об. – 10 об.); «о терпении и о благопохвалении, и да не тако зело плачемся», нач. «Принеси день сии преже древних днии въ спешнее слово оучения …» – в субботу «мясопустную (л. 10 об.–18); прп. Ефрема Сирина «о любви и о Въторем прешьствеи Господа нашего Исус(а)», нач.: «Възлюбленеи, ничьсоже честнее имеим паче нелицимерьныя любове …» – в Неделю «мясопустную» (л. 18 – 22); свт. Иоанна Златоуста: «На цельбу днесь Бог род чьловечьскыи зовьть …» – в понедельник сыропустный (л. 26 – 28); «Пакы святая алчьба на слажение благыих зоветь …» – во вторник сыропустный (л. 28 – 29 об.); «Благословен Бог, давыи трудником алкание …» – в среду сыропустную (л. 29 об. – 31); «Възлюблении, всех исъпытание будеть съ истязаниемь …» – в четверг сыропустный (л. 31 – 33 об.); «о посте и срьде и пятьнице», нач.: «Братие, ныне преспе время добрааго исповедания …» – в пятницу сыропустную (л. 33 об. – 35 об.); Феогноста чьрньца «похвала в последьниих чтенааго к святым преподобьныим въздьржьником и отцьмь», нач.: «Ельма же оубо любьленици по перьвеи хвалеи мученик беседе …» – в субботу сыропустную (л. 35 об. – 37); свт. Иоанна Златоуста: «о словеси евангильстемь, аще оставите человеком грехы их, оставить и вам Отець Небесныи», нач.: «Древле Спас наш въ святемь еуангилии по преданию научить ны …» – в Неделю сыропустную (л. 37 – 39 об.); «о алкании», нач.: «Дньсь, възлюблении, врачеви душ(ев)ьнууму поклонимся …» – в понедельник 1-й (Феодоровой) недели Великого поста (русское сочинение – слово из «Измарагда» древнейшей редакции, см. Каталог гомилий, № 112) (л. 39 об. – 41 об.); свт. Иоанна Златоуста: «о Адаме», нач.: «Добри тьрпения плоди, и добреи плъдъ иже трудомь последуеть … » – в тот же день (л. 41 об. – 46); «О Давыде царе и о апостоле Павле, и о покаании, яко не достоить нам не начаяти своего спасения», нач.: «Ныня слышасте песнописьца Давыда въпиюша …» – во вторник 1-й недели (л. 46 об. – 49); «о блудьнем сыну, и о покаянии, и о древе разумьнем добра и зла, и о разъбоинице», нач.: «Первее, братие, великое и боголепьное явьление Спаса …» – в тот же день (л. 49 – 58); «о покаянии събеседовано въ суботу по конце 50-го Псалма», нач.: «Видесте ли въ ону неделю борение и победу …» – в среду 1-й недели (л. 58 – 63); «сто наричиться древо разамъно добра и зла, и что разумееться: днесь съ мною будеши в раи», нач.: «Много молех вчера, вашю любовь поминати …» – в тот же день (л. 63 – 69); «о муках», нач.: «Потощимъся възлюблении убежати вечныя мукы …» – в четверг 1-й недели (л. 69 – 75 об.); «о Адаме, яко пьрвее даже не въкуси от древа разумьнааго, ведяше бо чьто добро и чьто зло Господеви», нач.: «Люблю убо поста, яко отець целомъдрея есть …» – в тот же день (л. 75 об. – 78); «яко и вечна есть мука», нач.: «Не мало нам сътязание о предълежащиим …» – в пятницу 1-й недели (л. 78 – 83); «что есть по подобию, и чьсо дельма Богу реъшю: власти нам зверьми, и не владем», нач.: «Яко же польза никако, яже сеющю им семена …» – в тот же день (л. 83 – 86); Нектария, патриарха Царя града «съповедание, чьсо ради въ перьвую суботу память творим святааго великааго мученика Феодора», нач.: «Яко много множество юлагостыня Твоея, Господи …» – в субботу 1-й недели (л. 86 – ); свт. Григория Двоесловца, папы Римского «о святых иконах ко Леонту цесарю», нач.: «Грамоты вашего царства и о христови братеи прияхом …» – в Неделю 1-ю поста, дважды переписано одно слово (л. 89 об. – 94 об., 94 об. – 99 об.); свт. Иоанна Златоуста: «о Иове», нач.: «Великыя вещи великыих требують съповедании …» – в понедельник 2-й недели (л. 99 об. – 102 об.); «и насади Бог раи прямо въстока, и въведе ту человека, его же сътвори», нач.: «Зьрю вашея любъве ненасыщены желания многа …» – в тот же день (л. 103 – 107 об.); «о убогых и богатых, и о милостыни», нач.: «Травьници имуть многы различны цветы …» – во вторник 2-й недели (л. 107 об. – 109 об.); «о посте и о милостыни», нач.: «Добръ есть пост, добро и чтение книжьное ...» – в тот же день (л. 109 об. – 110 об.); «о пророце Ионе, и о Даниле, и о трьхъ отроцех, и о покаянии, и о посте», нач.: «Веселъ есть нам търг сьи, веселе и обьчьнааго събора …» – в среду 2-й недели (л. 110 об. – 115); «о дьржащиих гнев на всякого человека», нач.: «Нъ понеже по сеи благодати, ею же оправьдихомься …» – в тот же день (л. 115 – 118 об.); «о евангельскыих указании», нач.: «Убоимъся убо могущааго и душу и тело погубити …» – в четверг 2-й недели (л. 118 об. – 124); «о ведре и о казньх божиях», нач.: «Братия, тяготу греховьную оттрясуще от себе …» – в тот же день (л. 124 – 126 об.); «еже учитель не ругатися, ни рещи, яко он есть чист, а он нечист», нач.: «Сицему подобаеть быти лепо учителю …» – в пятницу 2-й недели (л. 126 об. – 129 об.); «о лъжих и о пророцех, и о лъжиих учителих, и о еретецех, и о зънамениих, оходящиих от тел», нач.: «Болезньно слово яко же мне явися …» – в тот же день («Златоструй», сл. 24) (л. 129 об. – 131); «о хананеи», нач.: «Велика зима, нъ подвизания пришедъшиих не може уставити …» – в субботу 2-й недели («Златоструй», сл. 2) (л. 131 – 136); «о Иове», нач.: «Се да и мы и имемъся обещания, и вы послушания …» – в воскресение 2-й недели («Златоструй», сл. 4) (л. 136 – 141); «яко от лености злобьныя, и от поспешения благонравие», нач.: «Предъвъчерашьниимь дньмьмы о дияволе словеса …» – в понедельник 3-й недели («Златоструй», сл. 3) (л. 141–143); «о Святей Троице, и о твари, и о Суде», нач.: «Подобьно есть нам, братие, присно събирающеся в церковь …» – в тот же день (л. 143 – 148 об.); «о 50-м Псалме и о остатъце того же Псалма», нач.: «Остатъкы въчерашьняя трапезы …» – во вторник 3-й недели («Златоструй», сл. 9) (л. 148 об. – 158); «ово о днех и о нощих, и како в монастыри живуть», нач.: «Иже бо сътворить, рече, единому от хужьшиих сих …» – в среду 3-й недели (л. 158 – 161 об.); «поучение да любовно», нач.: «Темь же тех оставльше патриярха …» – в тот же день (л. 161 об. – 164); «яко недостоить събьлажняти брата, ни осужати, и о богатыих», нач.: «Послушаим, братия, колику муку имам …» – в четверг 3-й недели (л. 164–166); «о покоренье и о благодати, и о смиренномудрости», нач.: «Учить ны великыи Павьл …» – в тот же день (л. 166–168); «о твари божии и о коньчине смьртьнеи, и о покаянии», нач.: «Бог премудростью своею всю тварь сътвори …» – в пятницу 3-й недели (л. 168–172); Евсевия епископа «како достоить чтити недилю», нач.: «По утрении въ святую неделю седящю блаженому епископу Еусевию, пришьд Александр царь …» – в субботу 3-й недели (л. 173 – 175 об.); свт. Иоанна Златоуста «о обретенье Честнаго Креста, слово 1», нач.: «Понеже уже благодатью божиею доидохом …» – в воскресенье 3-й недели (л. 175 об. – 177 об.); «на поклонение Честнаго Креста, речено есть в святыи пяток», нач.: «Прииди днесь блаженыи Павел историческая оставив словеса лестная …» – в тот же день (л. 177 об. – 182); «о Кресте и о разбоинице, речено есть в сеи день, слово 3», нач.: «Начьне(м) мы день крестьныи слово(м) о Крьсте и веньчяимся …» – в тот же день (л. 182–184); т «О еже не отчяятися о стояньи и о поданьи нищим, и о сребролюбьи», нач.: «Да не величатися о стоянии, аще бо ся и Павел боить падения …» – в воскресенье 4-й недели (л. 185 – 188 об.); «поучение, да никто же за брата своего не молит зле, ни за врага, ни за неверныя», нач.: «Вся убо молитва наша благодарьствие да имать …» – в понедельник 5-й недели (л. 189 – 191); «еже в печали не въстужитиси, и печали акы добру жену имети», нач.: «Де не тужим убо о бедах …» – в тот же день (л. 191–192); «еже христианину чисту сущу подобает все чисто имети, еже Бог створил, и о мьзде», нач.: «Съмотри же и вина от гноища имуща състав …» – во вторник 5-й недели (л. 192 – 193 об.); «о поучении, яко лепо есть всякого человека миловати», нач.: «Се слышаще молю вы послушаем святых …» – в тот же день (л. 193 об. – 195); «о неподающих имениа нищим», нач.: «Хвалу воздаим убо ныне яко спасаемых быхом …» – в среду 5-й недели (л. 195–197 об.); «еже укаже не алкати, нъ даяти нищим», нач.: «Тоди ли Бог немощная есть нам повеле творити …» – в тот же день (л. 197 об. – 200); «о страсе Божии и о пакаянии, и о посте, и о среде, и о пятце», нач.: «Братиа, Павлова учениа сладкаго послущающе …» – в четверг 5-й недели (л. 200–203); «о причащении и крови Господня», нач.: «Се убо и мы ведуще, възлюблении …» – в тот же день (л. 203–205); «о комькании и о нищих, и о милостыни», нач.: «Понеже Сын Божии убо в крове место …» – в пятницу 5-й недели (л. 205 об. – 206); «о питающихся лихыим имением, и о милостыне, и о Суде Господне», нач.: «Не мозем убо съпати …» – в тот же день (л. 206–208); «како съ верою подобаеть приходи(ти) в церковь и молитися Господу о гресех», нач.: «Блюдете обидливии, иже о въскресении …» – в субботу 5-й недели (л. 208 – 210 об.); «о трясе земнем и о богатемь», нач.: «Видесте ли Божью помощь …» – в воскресение 5-й недели (л. 210 об. – 222 об.); «о еуангельских стих указаниа», нач.: «Блаженыи Павел язык всех апостол ...» – в понедельник 6-й недели (л. 222 об. – 227 об.); «о блажени мужи», нач.: «Блажен мужь, иже не идеть въ совет …» – в тот же день (л. 227 об. – 231); «яко вьсе насъ деля сътвори Бог единочадаго отда и посади одесную, и о сопелех и о гуслех», нач.: «Что бо не створи Бог нас деля …» – во вторник 6-й недели (л. 231 – 235 об.); «пъучение духовно от римскиа епистолиа», нач.: «Многажьды же нечистаго деля житиа …» – в тот же день (л. 235 об. – 237 об.); «еже не обидити друга, ни отимати чюжего, и о въдовах, яже посягають прочее, и о несытых», нач.: «Иже бо яриться на человекы, то и на Бога …» – в среду 6-й недели (л. 237 об. – 241); прп. Исихия, просвитера Иерусалимского «о четверодневнем Лазори», нач.: «Вечерю нам множьску Лазарь се абие …» – в тот же день (л. 241 – 244 об.); свт. Иоанна Златоуста «о вере и тъщии славе», нач.: «Но о любосластии и тъщии славе …» – в четверг 6-й недели (л. 244 об. – 245 об.); свт. Андрея Критского «похвала о Лазори», нач.: «Лазорь пришед и съвокупи съборъ …» – в тот же день (л. 245 об. – 254 об.); прп. Анастасия Синаита «о 6-м Псалме имы учение святаго поста», нач.: «Подобно постьныи начаток целомудренаго покаяниа …» – в пятницу 6-й недели (л. 255 – 263); свт. Иоанна Златоуста «о жидех и о просвещении Лазоря», нач.: «Се властьльска збора преже приничють даров …» – в тот же день (л. 263 – 266 об.); еп. Тита Вострского «о просвещении Лазоря и о вьрбници», нач.: «Яко же не измеримая глубина …» – в субботу 6-й недели (л. 266 об. – 271 об.); архиеп. Леонтия Аравийского «о Лазори на верьбницю», нач.: «Ничто же поистине любве есть крепле …» – в воскресенье 6-й недели (л. 271 об. – 275 об.); свт. Иоанна Златоуста «о смокви», нач.: «Яко убо видя или дуб цветчан …» – в Страстной понедельник (л. 275 об. – 279 об.); прп. Иоанна Дамаскина «о исъсохшии смоковъници и о притчи винограда Христова», нач.: «Подвижеть мя на пенье беседа …» – в тот же день (л. 279 об. – 284 об.); свт. Иоанна Златоуста: «о реченем: Отче, аще мощьно чашя си да приидеть от Мене», нач.: «При всем уподобишася церьковьнии учители …» – в Страстной вторник (л. 284 об. – 289 об.); «о десяти девицахь и о милостыни и каязни», нач.: «Весте ли убо от откуду нам речь начася на прьвое …» – в тот же день (л. 289 об. – 296); прп. Ефрема Сирина «о блудници», нач.: «Многом сущем преподобном и достоином …» – в Страстную среду (л. 296 – 302); свт. Иоанна Златоуста «о блудници», нач.: «Довольне нас преже увещах у Закхея обедая …» – в тот же день (л. 302 – 309 об.); свт. Афанасия Александрийского «о преданьи Июдине», нач.: «Спасова страсть плачь убо есть жидом …» – в Страстной четверг (л. 309 об. – 312); свт. Иоанна Златоуста «о предании Июды, и о Пасхе, и о сказаньи Святых Таин, и еже не поминати зла», нач.: «Мала нужа днесь к вашеи любви …» – в тот же день (л. 312 – 319 об.); свт. Епифания Кипрского «о погребении телесе Господа нашего Исуса Христа, и о Иосифе, иже от Аримофея, и о Никодиме, и о сънитьи Господа нашего гробьнем», нач.: «Что се днесь безмолъвие много на земли …» – в Страстную субботу (л. 319 об. – 329); свт. Иоанна Златоуста «от казаниа еуангельскаго, еже от Матфея: На утрия по пятце събрашася архиереи и фарисеи ко Пилату, глаголюще …», нач.: «Повели убо утвердити гроб …» – в тот же день (л. 329 – 332 об.); свт. Григория Богослова «Смотри и разумеи, почто святыи се отець словом пророчьскым …» – в Пасхальное воскресение (л. 332 об. – 345 об.); свт. Иоанна Златоуста «на Въскресение Христово», нач.: «Днесь, въздюблении, адьская места обьходить Владыка нашь …» – в тот же день (л. 345 об. – 346 об.); свт. Григория Богослова «въ новую неделю и во поновлениа», нач.: «Поновлениа чтете прьвыи закон …» – в 1-ю «Светлую» неделю по Пасхе (л. 346 об. – 351); свт. Иоанна Златоуста: «къ отроду хрому, въ озрочьных вратех седяща», нач.: «Никако же отпадает владычьска обещаниа …» – Златоструй, – [во 2-е воскресение по Пасхе] (л. 351 – 353 об.); «о ослабленем въмесо Пентикостию, и о еже не судити на лица», нач.: «Яко же светълъ месяц, нощьное обеляя » – [в 3-е воскресение по Пасхе, на преполовение] (л. 353 об. – 357 об.); «въмесо Пентикостью и въ препловление празднеству, «възиде Исус в церковъ, и о Мельхиседеце», нач.: «Шипъкои яблоко и финикс прок овощьныи …» – [в 4-е воскресение по Пасхе] (л. 357 об. – 360 об.); «о самаряныни», нач.: «Днесь Христос всем нам страсть самаряныни проповеда …» – в 5-е воскресение по Пасхе (л. 360 об. – 366); «Леонтия, прозвитера Константинаграда» «в Пеньтикостию, яко отрода слепу и еже не судити на лица», нач.: «Любящиим Бога празднованию год не убываеть …» – в 6-е воскресение по Пасхе (л. 366 – 372 об.); свт. Иоанна Златоуста «на Вознесение Господа нашего Исуса Христа», нач.: «Благ год днесь всимь нам възпити пророчьское оно слово …» – [в тот же день?] (л. 372 об. – 375 об.); свт. Кирилла Александрийского «беседа о Богородици и об отцих, иже в [Эфе]сьцем съборе 3[00] на Нестория нечестиваго», нач.: «Светло нам слово и благодати наполнено ельма …» – в 7-е воскресение по Пасхе «пред пентикостию» (л. 375 об. – 380); его же «яко иже над мертвыми ся плачь, неблаговерни к Богу обретается от Селуньскыя пущенья», нач.: «Не хощем же убо не видети вам братие …» – в субботу перед Пятидесятницей (л. 380 – 383); свт. Иоанна Златоуста: «на Пеньтикостию», нач.: «Небо нам днесь бысть земля., не звездам с небесе падшим …» – в Пятидесятницу (л. 383 – 387 об.); «на Пеньтикостию», нач.: «Чиста убо нам, нъ успешна церкви …» – в Пятидесятницу (л. 387 об. – 389); «о всех святых», нач.: «Отнели же святых праздник пятьдесятныи прихода Духа Святаго …» – в неделю всех святых (л. 389 – 392 об.).
    Записи и владельческие пометы. На нижних полях л. 26, 63, 86, 131, 166, 189, 200, 231, 255, 280, 296, 310, 319 об., 320, 354, 359, 367, 376 выполнена рассредоточенная скорописная вкладная запись: «… При государе царе и великом || князе Феодоре Ивановиче || всеа Русiи || и при преосвященном митрополите Иеве [патриарх Иов имел сан митрополита в 1586–1589 гг.] || всеа Русiи || Михаилов сын || Ретивцев || в вотчине Андрея Яковлича Щелкалова || в селе в Сурвацком || в церковь божью || и святы великомученик Флора и Лавра || и ко святому чюдотворцу Никите || при священнике Иване при Никиф(о)рове сыне. || и тому священнику и иным, которые по нем, || при животе || о Иванове здравье Бога молити и о жене его и о детех. || а Бог по душу их пошлет, и по их души поминати || и их родители преставльшияся || и тои книги о(т) тое церкви ни продати ни отдати никому и || которо(и) священник и кто-нибуди ту книгу от тое церкви …»; окончание записи, видимо, читалось на подклеенных поздней бумагой полях последних л. 386–392. На л. 172 об. вкладная запись (очевидно, того же лица): «Се аз, раб божии Иван положил есми сю книгу. Сия книга бисеру наполнена, кто Господне станетъ прочитат(и), сахару насладитца в сеи книге» (скоропись). На л. 7 – 12 запись XVII в.: «Книга Златоуст Володимерскаго уезду Боголюбова монастыря» (скоропись). На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1474» (карандаш).
    Сохранность. На листах следы воздействия влаги. Нижние поля л. 1 – 6, 390 об. – 392 подклеены вержированной бумагой (с утратой текста)