Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №256. «Беседы» святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, в переводе 1523/24 г. преподобного Максима Грека и инока Селивана. Том 1: гл. 1–44

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 50–60-е гг. XVI в.
  • Кол-во листов: 509 л.
  • Примечания: Датировка. 50–60-е гг. XVI в. Вод. зн.: 1) Сфера под звездочкой (см. парные зн. на л. I – подобный зн. в справочниках не выявлен и на л. 6 – подобный: Лихачев, №№ 1845, 1855 – 1562 г.); 2) Перчатка под короной, с квадратным манжетом, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 5,12 – типа: Briquet, № 10985 – 1564, 1565 гг.; Piccard, т. 17, VI, № 1818 – 1557 г., № 1849 – 1563 гг.; второй вид: см. парные зн. на л. 495, 503 – подобный зн. в справочниках не выявлен; идентичные пары зн. обоих видов – в Октоихе 1–4 гл. 1550-х гг. Вознесенского Княгинина монастыря, принадлежавшем до 2007 г. колл. И. М. Севастьянова, ныне – в частной колл. В. С. Якунина); 3) Кораблик (см. парные зн. на л. 47, 49 – подобные: Лихачев, №№ 3455, 3456 – 1564 г.); 4) Сердце под короной (см. парные зн. на л. 147, 166 – подобные: Briquet, № 4319 – 1561 г.); 5) Кувшинчик двуручный с цветком над крышкой (см. парные зн. на л. 299 – подобный: Briquet, № 12897 – 1552 г.; Лихачев, № 1765 – 1555 г. и на л. 293 – подобный: Лихачев, № 2901 – ок. 1555–1559 гг.); 6) Перчатка под звездой, с литерой «В» на ладони (см. л. 388 – близкий: Лихачев, № 3446 – 1564 г.); 7) Перчатка под короной, с фестонами на манжете, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 438 – подобный: Piccard, т. 17, VI, № 1704 – 1561 г. и на л. 444 – подобный: Piccard, т. 17, VI, № 1707 – 1560 г.; второй вид: с литерой «D»(?) на ладони, см. парные зн. на л. 458 – подобный: Лихачев, № 3449 – 1564 г., Тромонин, № 350 – 1564 г. и на л. 461 – подобный: Piccard, т. 17, VI, № 1899 – 1559 г.); 8) Сфера под лилией, по сторонам – литеры «B» и «I» под лилиями (см. парные зн. на л. 474 – близкий: Лихачев, № 1288 – втор. пол. XVI в. и на л. 474 – подобный предыдущему зн.).
    Блок. 509 л. (I+508 л.); л. I, 508 – защитные, бумаги текста. 1º (29,5 х 20,0).
    Письмо. Полуустав.
    Переплет вторичен (кон. XVI – перв. четв. XVII вв.?): доски в коже со следами тиснения, оболоченной поверх старой кожи; застежки утрачены. Средник тиснения (дерево в прямоугольной рамке?) не характерен для переплетов Московского Печатного Двора. Концы бинтов (в виде веревочных косичек) и фрашкетов, вырезанных из пергаменной рукописи, выведены на внутреннюю сторону крышек. На сгибах корешка бинты протерли кожу и вышли на поверхность крышек. Кожа на крышках потерта.
    Художественные особенности. На л. 6 заставка «неовизантийского» орнамента с «процветшими» по углам рамки кринами (темпера, золото) и киноварная вязь в заголовке; на л. 1 киноварный инициал, украшенный стилизованной растительностью. Окончание главы 44 выполнено «воронкой».
    Содержание. Беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, главы 1–44 (л. 6–507); в начале – Предисловие 1524 г. ученика прп. Максима Грека и основного переводчика книги «многогрешнаго инока Селивана» (л. 1–5 об.).
    Записи и владельческие пометы. На нижних полях л. 1–53 запись о принадлежности книги Костромской Спасо-Геннадиевской пустыни: «Сия книга, глаголемая Беседы евангельския, толъкование Иоанна Златоустаго на святаго апостола и еванъгилиста Матфея, Костромскаго уезду Всемилостиваго Спаса Генадиева монастыря церковъная». На защитном л. I крупной скорописью запись: «Преподобнаго отца нашего Генадия книга глаголемая Беседы апостолскиии». Ниже пометы: «Отдать Василию Ивановичу» (мелкой раздельной скорописью XVIII–XIX вв.), «№ 28» (карандаш); в верхней части листа скорописью XVIII в.: «За молитв святых отец и ваших…» (зачеркнуто). На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=41» (карандаш).
    Сохранность. Красочный слой на миниатюре, наложенный по золоту, существенно пострадал и осыпался. На листах редкие пятна от капель воска; л. 1–2, 7–8 отделились от блока.
    Дополнительные сведения. Спасо-Геннадиевская пустынь была основана прп. Корнилием Комельским и его учеником прп. Геннадием Любимоградским ок. 1528 г. при устье р. Обноры. Рукопись, следовательно, сохранила предание о своей принадлежности самому Костромскому и Любимоградскому чудотворцу Геннадию (ум. 23.01.1565 г.). В связи с этим следует отметить наличие на полях книги отдельных исправлений текста (помимо писцовых – см., например, л. 505 об.), а также многочисленных помет: «Зри»