Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №254. Кормчая сводной редакции

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Трет. четв. XVI в.
  • Кол-во листов: 563 л.
  • Примечания: Датировка. Трет. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Крепостные ворота (см. парные зн. на л. 2, 16 и на л. 4, 17 – подобные: Вriquet, № 15965 – 1559–1561, 1561, 1565, 1580 гг.); 2) Лев в гербовом щите (см. парные зн. на л. 81, 114, 220 и на л. 69, 116, 224 – подобные: Вriquet, № 1915 – 1531, 1532–1563, 1555, 1558, 1562, 1566 гг.; Piccard, т. 15.2, III, № 1834 – 1568 г.); 3) Лев в гербовом щите, в двойном круге с литерами «Т», «Н», «V», «М» по периметру (см. парные зн. на л. 89, 112, 429 и на л. 121, 129, 525 – подобные: Вriquet, № 1907 – 1570 г.).
    Блок. 563 л. (I–III+562 л); л. I–III, 559–562 – защитные, XIX в. 1º (30,7 х 19,4).
    Письмо. Полуустав нескольких почерков.
    Переплет: посл. четв. XIX в.: доски в тисненой коже, с двумя застежками. Обрез тонирован красной краской. На корешке бумажная наклейка с надписью: «Кормчая Макария митрополита».
    Художественные особенности. На л. 1 заставка широколиственного чернофонного орнамента (т. н. «старопечатного») – более поздняя, чем рукопись. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках.
    Содержание. Кормчая сводной редакции (т.н. «Сводная Кормчая»), возникшей, как доказал Б.М. Клосс, в окружении митрполита Даниила (ранее считалась, что инициатором ее создания был митрополит Макарий). Рукопись кратко описана в изд.: Правда Русская. М., 1969. Т. I. С. 144. Сходна по составу с Соловецкой Кормчей 1519 г. (РНБ. Соловецкое собр., № 476/415) и Кормчей Царского втор. четв. XVI в. (ГИМ. Уваров. собр., № 125 (558)) (Правда Русская. Т. I. С. 141–143), отличаясь от них начальными статьями: Сказание о восстановлении сербской и болгарской патриархий (самозаглавие отсутствует), нач.: «Всеблагыи Бог и многомилостивыи, и сперва от небытиа сътвореи род человечь …» (л. 1–4); «Слово о святых и вселенских седмь събор, где и когда и на кияждо их собрася. Подобает ведати всякому христианину, яко седмь есть святых вселенских великих собор(ов)», нач.: «От Възнесениа Христова до 1-го събора лет 318 …» (л. 4 об.–11 об.); «И еще о всех святых соборех и о времени чину их, которыи по которем бысть», нач.: «Ведомо буди и се, яко изложение събором не бысть по чину их, ни по временемь, в няже снидошася…» (л. 11 об.–15) и добавлением двух посланий митрополита Макария новгородскому архиепископу Пимену, приписанных другим почерком (мелким полууставом с элементами скорописи посл. четв. XVI – нач. XVII вв.) на оставшихся чистыми листах той же бумаги, что и вся рукопись: о священнике, не окончившем литургию из-за припадка [от 6 февраля 1558 г.] (л. 476–476 об.), и об иноке Авраамии Юрьева монастыря, служившем Литургию без епитрахили [от 18 декабря 1555 г.] (л. 556 об. – 558). Второе послание ошибочно датировано в рукописи временем первого послания; ср. с теми же посланиями в Уставе церковном (РГБ. Ф. 98. № 209. Л. 805 об. – 809 об.). Среди русских статей: «Иоанна, митрополита Русскаго, нареченнаго пророком от Христа, написавшаго правило церковное от святых книг въкратце Иакову черноризцу», нач.: «Въпросил еси якоже новородившуся детищу …» (л. 310–316); «Се есть въпрашание Кириково, иже въпраша епископа ноугородскаго Нифонта и инех», нач.: «Въпрашах владыки, аще человек …» (л. 316–331); «Правило Кирила митрополита и сшедшихся епископ Далмата Новгородскаго, Игнатиа Ростовьскаго, Феогноста Переаславьскаго, Симеона Полотьскаго на поставление епископа Серапиона Володимерьскаго», нач.: «Преблагии Бог наш, иже все промышление нашему творить спасению …» (дважды: на л. 331–337 и на л. 485–492); «Правило Максима, митрополита рускаго», нач.: «Благословение Максима, митрополита всея Русии, всем христианом правоверным …» (л. 337–339); Закон судный людем – сводной редакции (изд.: Закон судный людем пространной и сводной редакций. М., 1961. С. 163–170) (л. 448–454); та же статья в иной редакции (л. 466–472); Сказание о черноризчестем чину Кирилла Туровского (л. 520–522); Устав вел. кн. Владимира – Варсанофьевской редакции (л. 531 – 531 об.); Правда русская – пространная, Новгородско-Софийского вида (л. 535 – 542 об.); Летописец вкратце патриарха Никифора, с русским продолжением (л. 542–548); «Речь жидовскаго языка» (л. 551–554).
    Записи и владельческие пометы. На л. 562 и на обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1153» (карандаш)