Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Место: 1599/1600 гг.
Кол-во листов: 622 л.
Примечания:Датировка. 1599/1600 гг. Вод. зн.: 1) Кувшин одноручный, с розеткой над крышкой и литерами «AЕ» на тулове (см. парные зн. на л. 509а и на л. 509б, 521 – подобные: Гераклитов, № 404 – 1594 г.); 2) Кувшин одноручный, с розеткой над крышкой и литерами «PD/В(?)» на тулове (см. парные зн. на л. 168, 317 – подобные: Гераклитов, № 408 – 1594 г.); 3) Кувшин двуручный, с розеткой над крышкой и литерами «IG» (?) на тулове (см. парные зн. на л. 204 и на л. 364, 366 – подобные: Лихачев, № 4247 – 1599 г.; типа: Гераклитов, № 753 – 1594 г.); 4) Голова королевы в гербовом щите, по сторонам герба – литеры «S» (см. л. 267, 269 – типа: Briquet, № 2254 – 1593 г.); 5) Кувшин двуручный с розеткой над крышкой и литерами «ММ» на тулове (см. л. 410); 6) Маленькая перчатка под четырехконечной (на л. II) и пятиконечной (на л. 608) звездой (знаки в справочниках не выявлены). Блок. 622 л. (I–III + 609 л. + л. 241а–г, 487а–г, 509а–б ); л. I–III, 608, 609 – защитные; л. 241а–г, 487а–г, 509а–б – без текста. 1° (29,6–30 × 19– 19,6). Письмо. Полуустав нескольких почерков. Переплет. Современен рукописи. Доски в тисненой коже; застежки утрачены. На верхней крышке – две литые накладные петли. Корешок ветхий, с утратами на нижнем и боковом краях; верхний край дополнен той же тисненой кожей (прибитой гвоздиками), что и на всем переплете. Кожа на крышках потерта, на углах утрачена, немного попорчена жучками. Художественные особенности. Инициалы простые, киноварные, на л. 1 украшен стилизованной растительностью. В заголовках украшенная вязь. Содержание. Книги 16 пророков толковые, с той же последовательностью пророчеств, что и в Геннадиевской Библии, т. е. сначала великие пророки: Исайя (л. 1 об. – 167), Иеремия с извлечениями из Книги пророка Варуха (л. 169–240), Иезекииль (л. 244–448 об.) и Даниил (л. 451– 485 об.), затем малые пророки: Осия (л. 488–509 об.), Иоиль (л. 510– 518 об.), Амос (л. 519 об. – 535), Авдий (л. 536 об. – 538 об.), Иона (л. 541–545 об.), Михей (л. 547 об. – 559 об.), Наум (л. 560 об. – 566), Аввакум (л. 567–576 об.), Софония (л. 578 об. – 583), Аггей (л. 584–586 об.), Захария (л. 587–601 об.), Малахия (л. 602 об. – 607). Послесловие Упыря Лихого отсутствует. Пророчество Иеремии начинается с середины главы 25 (без вставки глав 1–2) и имеет загл.: «Елико прорече Иеремия до всех стран. Зде в начале пророчества Иеремиина несть 20 глав, да полу 5-(и) главы. Ино по-руски где глава 1, а по-латынски ту глава 25, от полу главы» (л. 169).
Перед Книгами пророков, имеющих толкования, помещены предисловия: «Сказание Исаина пророчества, сказано Феодоритом», нач.: «Вси убо сказающеи пророцы не точию събышащиася Израилеви проповедаша, но и странескь спас сказаша...» (л. 1–1 об.); «Феодорита, епископа Кирьскаго, Сказание о пророчестве Езекиилеве», нач.: «Божии пророк пророчества до глаголаниа имуть до жидовска безакониа...» (л. 242–244); «Сказание пророчества Иоилева», нач.: «Иоиль, божии пророк времене, в нем есть прорицал си словеса, не яве сказано нам...» (л. 510); «Сказание пророчества Амоса», нач.: «Многы пророкы богы к жидом глаголет, от сих же есть и сеи Амос божескыи...» (л. 519–519 об.); «Сказание пророчества Авдиина», нач.: «Идумеем дед есть Исав, Исаков сын, ему имя прозваша Едом...» (л. 536); «Сказание пророчества Ионы пророка», нач.: «Блаженыи Иона и ина пророчьства прорекл есть, нъ не вписаются...» (л. 540–541); «Сказание пророчества Михеева», нач.: «Многыи тацеми мужи Господь Бог, дав сим пророчества дар, бедным болезнем...» (л. 547); «Сказание пророчьства Наумля», нач.: «Ниневгити, убоявшеся Божиа пресещениа, еже им пророведа божии Иона...» (л. 560–560 об.); «Сказание пророчества Аввакумля», нач.: «Блаженаго пророка Авакума пророчьство сеа деля вины проречеся...» (л. 567); «Сказание пророчьство Софониина», нач.: «По Езекии благочестивем и боголюбцы цари сын его Манасис царьствова...» (л. 578).
После каждого пророчества традиционно для данной книги следуют исторические комментарии о жизни пророков: «Святаго Епифаниа, епископа Кирьскаго, о именех [в рукоп.: иоменех] пророчьстех, и откуду беша сами, и како умроша, и где лежат мощи их», нач.: «Исаиа бе от Иерусалима, умреть же Манасием, претренъ пилою на полы...» (л. 167–168); «Иеремиа бе от Танатота, и погребень бысть Египте, камением побиен бывъ жидовы...» (л. 240–241 об.); «Пророчество Иезекииля пророка», нач.: «Иезекииль сеи бе от Сарира от жерец, и умре в земли Халдеистеи...» (л. 448 об. – 450); «Даниил пророк, се преложение от жидовска Феодоритино есть», нач.: «Даниил се убо бе от колена Июдова от предрьжащих царскую власть...» (л. 485 об. – 487 об.); «Осие бе от Аслемотскыя земля колена Исахаря...» (л. 509 об.); «Иоиль от колена Рувимля села Виторованя и пророчествова о гладе...» (л. 518 об.); «Амос бе от Текуе. Амесиа же царь часто биаше и...» (л. 535); «Бе же Авдие от Сихема, села Витахарамля...» (л. 538 об.); «Бе же Иона от земля Кариадаискыа, близ Азота, града еллинска при мори...» (л. 545 об. – 546); «Бе же Михеас от Морасти от колена Ефремова...» (л. 559 об.); «Бе Наум от Елкесиа обон пол земля Витаварскы колена Симионя...» (л. 566–566 об.); «Амбакумова», нач.: «Бе же Амбакум от Витьсусахаря, сеи виде преже пленениа о приатии Иерусалимове ... » (л. 577–577 об.); «Софониа бе от колена Симеоня села Сараватамова...» (л. 583); «Аггеи, иже и Аигил, юн прииде от Вавилона в Иеросалим...» (л. 586 об.); «Захариа», нач.: «Захариа стар прииде от халдеи, и ту много пророчьствова людем...» (л. 601 об. – 602); «Малахиа ангел», нач.: «Малахиа се родися по возращении плена в Сефоте...» (л. 607). Записи и владельческие пометы. На обороте нижней крышки владельческая запись: «Книга Ермогена, митрополита Казаньсково, писана лета 7108-го [1599/1600] во 11 лето святительства его»; ниже тем же почерком и чернилами, но более мелко: «пророчества Исаина 21 тетрать | пророчества Иеремеина». На л. 609 об. другая владельческая запись (архаизирующим полууставом XIX в.): «Сия книга пренадлежит Дем. Пискаре(ву) рукописная старопи(сменная)». На внутренней стороне нижней крышки переплета старый шифр: «№ 978. 1893» (карандаш) и номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=347». Сохранность. В начале книги листы со следами воздействия влаги на боковом поле. В середине л. 8, 9 прожжено большое отверстие (с утратой текста). Дополнительные сведения. Патриарх Гермоген (1606–1611), ранее – митрополит Казанский (1589–1606). В 1611 г. заточен поляками в Чудов монастырь; ум. 17 февраля 1612 г. (Строев, стб. 5, 288). Библиография. Сметанина, с. 368 (№ 41); Рыков Ю.Д. Малоизвестная рукописная книга святителя Гермогена из собрания Е.Е. Егорова // Румянцевские чтения – 2013: материалы Междунар. науч. конф. (16–17 апреля 2013 г.). Москва: Пашков дом, 2013. Ч. 2. С. 128–139.