Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №24. «Беседы» Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна, в переводе преп. Максима Грека и инока Селивана. Т. 2 (беседы 48–88), с канонами толковыми и словом преп. Анастасия Синайского о Псалме 6.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 1591/92 гг.
  • Кол-во листов: 308 л.
  • Примечания: Датировка. 1591/92 гг. Вод. зн.: 1) Герб, в перечеркнутом по диагонали четырехчастном поле – львы, под гербом – литеры «LB» (см. л. II – подобный: Briquet, № 1075 – 1587, варианты 1589–1597 гг.); 2) «Орел» в круглом гербовом щите (см. л. 200 – близкий: Лауцявичюс, № 143 – 1595, 1596 гг.); 3) Кувшин одноручный, с розеткой над крышкой, на тулове литеры «PD/B» (см. парные зн. на л. 192, 193 – подобный: Лихачев, № 3349 – 1588 г.; Гераклитов, № 409 – 1594 г. и на л. 289–301 (с розеткой над литерами) – в справочниках не выявлен); 4) Кувшин одноручный, над крышкой розетка, на тулове литеры «DO» (см. парные зн. на л. 3, 5б – в справочниках не выявлены; подобные зн. на бумаге Псалтыри с восследованием Гаврилы (Ивашки) Басова: ГИМ. Щук. № 30 – 1585/86 гг.; идентичная пара зн. в Сборнике певческом кон. XVI – нач. XVII в.: ОР РГБ. Ф. 304/I. № 427. Л. 6–9); 5) Кувшин одноручный с розеткой над крышкой, на тулове литеры «SB» (см. л. 1 – подобный: Дианова, «Кувшин», № 65 – 1600 г.); 6) Кувшин одноручный, с розеткой над крышкой, на тулове литеры «NР» (см. парные зн. на л. 6, 26 и на л. 39 – подобные: Briquet, № 12757 – 1583 г.); 7) Кувшин одноручный, над крышкой розетка, на тулове литеры «RF» (см. л. 102 – типа: Хивуд, № 3554 – 1596 г.). Втор. четв. XIX в. (л. I–III, 302–303). Вод. зн.: Литеры «УФЛП» (подобный: Участкина, № 449 – 1827 г.).
    Блок. 308 л. (I–III + 303 л. + л. 5а–б); л. I–III – защитные, л. 5а–б, 302–303 – без текста. 1º (29,8 × 20,5; л. 1: 28,7 × 18,7).
    Письмо. Полуустав нескольких почерков.
    Переплет. Перв. пол. XIX в. Доски в тисненой коже, застежки утрачены. Кожа на корешке с утратами по нижнему сгибу и на бинтах; на крышках – потерта, с утратами (на нижней крышке – значительными).
    Художественные особенности. Инициалы киноварные, некоторые украшены стилизованной растительностью.
    Содержание. Иоанна Златоуста «Беседы» на Евангелие от Иоанна, гл. 48–88, с Оглавлением (л. 2–203). Первая книга, содержащая гл. 1–47, хранится в собр. М.Н. Тихомирова: ГПНТБ Сибирского отд. АН СССР, № 4. Дополнительные статьи: Каноны толковые: Кресту (л. 205– 218); Рождеству Христову – два канона (л. 218–233 об.); Крещению (л. 233 об. – 242); в неделю Цветную (л. 242–250 об.); в Великий четверг (л. 250 об. – 261); на Пасху (л. 261–271 об.); Сошествию Святого Духа (л. 271 об. – 279 об.); Сретению (л. 279 об. – 289); «Слово святаго Анастасия горы Синаиския («в четверток сырныя недели» – вставка на поле) о шестом Псалме» (л. 289–301 об.).
    Записи и владельческие пометы. На верхнем поле л. 6 приписка (мелким полууставом, киноварью): «И хожаше Исус по сих в Галилеи». Выше и ниже этой приписки книгохранительская (?) запись (скорописью кон. XVI в., чернилами): «Беседы евангельские Иоана Богослова, другая половина. Списана с Чюдовския пес(ь)ма Сергеева, писал на Москве, перевод Чюдовскои, правлено с одное Чюдовския». На л. 1 об. запись с именем заказчика книги Ионы Думина, архиепископа Вологодского и Великопермского: «Отци святии и братия, прочитающи книгу сию и послушающеи вси и ползующеися, не забудите помолитися за многогрешнаго инока Иону, повелевшаго книгу сию написати Беседы евангелскиа Иоанна Богослова от многаго желаниа и усердия, яко до ваших ради святых молитв даст ми человеколюбец Бог покаание, в разум истинныи възникнути от диавольския сети. Егда же скончается живот мои, Господа ради и любовныя его заповеди помяните душу мою за упокои и в сенаник напишите, понеже и аз вашего стада заблуждьшее овча, и пострижение приах от руки отца архимарита Захарии (на внешнем поле почерком, сходным с почерком вкладной записи, добавлено: «потом бысть епископ во Тфери, также и архиепископ»), аще и недостоин есмь, обаче и в сем безутешном месте, и седох плакатися грех своих. В лета 7000. Написана же ся книга сиа в лета 7100-го [1591/92 г.] году, как яз был на Вологде в архиепископех, а писана не сь единого списка, но с различных добрых переводов… (далее обычная просьба не осуждать за ошибки и снова указание на то, что книга списана «с различных добрых переводов»). Лист с этой записью отделен от блока, склеен из двух листов, один из которых следовал ранее за л. 202 (на просвет читается окончание текста, выполненное воронкой и зачеркнутое киноварью, восстановленное на л. 203 иным почерком – красивым полууставом кон. XVI в.). На л. 6 об. вкладная запись: «Лета 7102-го [1593 г.] году декабря в 15 день положил сию святую книгу Беседы евангелскыя в десть на бумазе в дом Рождества Пречистыя Богородица и преподобнаго и богоноснаго отца нашего благовернаго великаго князя Александра Ярославича, во иноцех Алексиа, Невскаго чудотворца, Иона, архиепископ Вологодцкии и Великопермскыи на свое обещание по своеи души и по своих родителех за 5 рублев, а писана сиа святая книга Беседы евангелскыя Иоана Богослова и евангелиста, другая половина, з добрых переводов, а трудов и потов много положено, как правили сию святую книгу Беседы евангелскыя. И за тот вклад архимариту и святеи братии, как по душу мою Бог пошлет, написати в сенаникы мою душю грешную и моих родителеи, и устроити два кормы по вся годы поминати мою душу грешную и моих родителеи, как прочих православных христиан поминают, докуды мир вселенныя стоит. А кто похощет сию святую книгу какою хитростию освоити или из монастыря изнести, надеяся саном величества и гордяся властию от священных или от мирскых, похощет за собою задержати, а в Володимир в Рождественои монастырь не отдаст по моеи души, тому судит Бог». По нижнему полю л. 7–32 следует аналогичная вкладная запись с некоторыми дополнениями, в том числе: «…а писана сия святая книга Беседы евангелскыя з добрых переводов честныя обители Чюдова монастыря, иже на Москве…» (л. 16–17). На л. I помета: «№ 30» (карандаш, зачеркнуто); на обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=40» и старый шифр: «241» (оба – карандаш).
    Сохранность. На листах следы воздействия влаги. Л. I выпадает, в разрывах по краю внутреннего поля; л. III отделяется от переплета.
    Дополнительные сведения. Иона Думин, архиепископ Вологодский и Великопермский (1588–1603) – известный книжник, постриженик Владимирского Рождественского монастыря; в 1603–1604 гг. митрополит Ростовский и Ярославский, между 29 июня 1604 г. и 18 марта 1605 г. ушел на покой во Владимирский Рождественский м-рь [Буланин, c. 430–432]. Упомянутый Захарий был архимандритом Владимирского Рождественского монастыря в 1576–1579 гг. [Строев, стб. 662].
    Библиография. Тихомиров М.Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. Москва, 1968. С. 12–14; Сметанина, с. 366–367 (№ 36); Флоря Б.Н. Рукописные собрания древнерусских библиотек // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Москва, 1972. С. 58; Усачев А.С. О географии написания русских рукописных книг в XVI в. (материалы к истории книги в России) // Петербургские славянские и балканские исследования = Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2015. № 1. С. 147.