Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №239. «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, с дополнительными статьями

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Кон. XV – нач. XVI вв.
  • Кол-во листов: 297 л.
  • Примечания: Датировка. Кон. XV – нач. XVI вв. Вод. зн.: 1) Меч, увенчанный тиарой (см. парн. зн. на л. 4, 295 – близкий: Вriquet, № 5143 – 1493, 1497 гг., подобный: РГБ. Ф. 304/I. № 422 кон. XV–нач. XVI вв. и на л. 2 – подобный им же); 2) Голова быка с крестом, обвитым змеей, четыре вида (первый вид: см. парн. зн. на л. 7, 293 – подобный: Piccard, т. 2, XVI, № 210 – 1490 г. и на л. 11, 288 сходного типа; второй вид: см. парн. зн. на л. 114, 132 – идентичный: РГБ. Ф. 256. № 31. Л. 365, 366 посл. четв. XV в. и на л. 111, 124 сходного типа; третий вид: см. парные зн. на л. 131 – идентичный: РГБ. Ф. 98. № 56 – кон. XV в. и на л. 145, 149 – идентичный: РГБ. Ф. 256. № 31 – посл. четв. XV в.; четвертый вид: см. парные зн. на л. 133 – идентичный: РГБ. Ф. 256. № 31 – посл. четв. XV в. и на л. 137, 143 – близкий: Piccard, т. 2, XVI, № 231 – 1487, 1489 гг.).
    Блок. 297 л. (I+296 л.); л. I, 296 – защитные, перв. четв. XVIII в. (вод. зн.: Герб Амстердама на постаменте (подобный: Дианова, Гамстердам, № 318 – после 1719 г.). 1º (30,0 х 20,2).
    Письмо. Полуустав.
    Переплет: перв. пол. XVIII в.: доски в коже, тисненой золотом, с двумя застежками. Обрез тонирован голубой краской.
    Художественные особенности. На л. 1 узкая заставка в желтой рамочке; первоначально имела красочный растительный орнамент, но краски осыпались; на серебре (потемнело). На л. 9 заставка в красках «неовизантийского» орнамента, сохранившегося фрагментарно, с кринами на рамке, на золоте и инициал в красках старо-русского орнамента. Остальные инициалы киноварные, некоторые украшены стилизованной растительностью. Вязь в заголовках. На л. 259 об. окончание текста воронкой.
    Содержание. Лествица прп. Иоанна Лествичника, предваряется статьями: «Послание отца Иоанна, игумена Раифьскаго, къ Иоанну, досточюдному игумены горы Синаискыя», нач.: «Вышеестественому и равноапостольному отцу отцем и учителю преизящному грешныи Иоанн Раифьскыи игумен о Господи радоватися...» (л. 1– 2); ответное послание Иоанна Синайского: «Скрижали духовныа, и Иоанн Иоаннови радоватися» (л. 2–3 об.), «Предисловие слова, ему же и именование крижали духовныа» (л. 3 об.), «Житие вкратце отца Иоанна, игумена горы Синаискыа, нареченнаго Схоластика. Во святых поистине списажеся житие сие от Даниила инока смереннаго Раифьскаго» (л. 3 об.–7 об.); оглавление в виде рисунка Лествицы с 30 сл. (л. 8), Лествица, 30 слов, загл. к 1-му слову: «Слово постническое отца Иоанна, игумена, иже в Синаи горе мнихом о отвержении суетнаго житиа, еже и посла к отцу Иоанну игумену Раифьскому, понужден быв от него писати» (л. 9–181 об.); после 30-го слова добавлено еще одно слово (без номера): «Отца Иоанна игумена, иже в Синаистеи горе иноком. Слово к пастырю», без окончания (л. 181 об.–196 об.).
    Дополнительные статьи: «Преподобнаго отца нашего Филимона отшельника. Слово зело полезно», нач.: «Глаголаху о отци Филимоне ошелнице, яко вселися в некую пещеру ...» – ср.: РГБ. Ф. 304/I. № 753. Л. 156–171об. (л. 197–213); «Преподобнаго отца Зосимы Беседы душеполезны, списано учеником его Калистом. О ярости. Глава 1», нач.: «Поведа нам ученик отца Зосимы ...» – ср.: РГБ. Ф. 304/I. № 37. Л. 316–345; № 753. Л. 180–204 об. (л. 213–236); «Рече некто отец, яко трудолюбец некто инок внимаше себе ...», без загл. (л. 236–236 об.); «Главы четыреста преподобнаго отца нашего Фаласиа к Паулу презвитеру, имат же кааждо сътница краеграние ...»; третья сотница (проследняя по порядку) не полная – только 25 слов – ср.: РГБ. Ф. 304/I. № 753. Л. 230–251об. (л. 236 об.–256);
    Слова старца Варсануфия: «Отец общежитиа заповеда вещь быти, и неции от братеи дръжаще и свою волю тяжце приашя и поропташя. и се уведев великыи старец Варсануфие, яви им ответ сеи», нач.: «Братие, рече Господь моа овца ...» – ср.: РГБ. Ф. 304/I. № 763. Л. 199–200 об. (л. 256–257); «Аще в добрыих или в средниих подобаеть отсецати хотение к отцу, и в них же мнится преступлением доспети заповеди Божиа», нач.: «Брате, хотяи быти мних, длъжен есть отнюдь воля не имети в какове любо вещи ...» (л. 257–257 об.); «Тогожде к томужде, понеже владыко скорблю на отца своего имат различие множаеме не к некыим братиам, и скръблю на нь о сем, якоже и борим есмь ненавидети его. Моли о мне и скажи ми, что сътворя», нач.: «Брате, себе искушаеши, не веси ли ...» (л. 257 об. – 258); «Святаго преподобнаго отца нашего Стефана о бдени(и)х всенощных, еже въ Святую неделю, и в праздникы Господскиа учиненных, повести чюдны зело», нач.: «Сътвореныа песнем часовы никако же не небрези ...» (л. 258 об. – 259 об.); «Исихия прозвитера к Феодулу. Словеса душеполезна о трезвении добродетели. Главизны начало просвещениа души и истинно изложение, глаголемаа отвещателнаа и молитвеныа главы», нач.: «Трезвение есть художство духовно от страстных помысл и словес ...», 200 слов – ср.: РГБ. Ф. 304/I. № 37. Л. 276 об. – 315; № 753. Л. 64–102 об. (л. 261 – 295 об.).
    Записи и владельческие пометы. На л. 1–14 запись: «Сия книга божественнаго писания, именуемая Лествица [дважды, разными чернилами], подписана на имя Венедихта Иванова сына Костина». На л. 270, 260 об. владельческая запись: «Книга, глаголемая Лествеченек (!) села Мячкова крестьянина Ивана Ветчинжина» и тем же почерком и чернилами: «Сия Ивана Голахова». На л. I запись: «Сию книгу читал Николай Кузмин» (гражданское письмо XIX в.) и начало Пс. 1 (карандаш). На обороте нижней крышки переплета старый номер рукописи по каталогу Е.Е. Егорова: «№ 287».
    Сохранность. На листах следы воздействия влаги. Л. 1–29 подклеены на фальцы. Нижняя половина л. 196 (с текстом) доставлена вержированной бумагой на утрате. Л. 61 разорван вдоль нижнего поля. Л. 296 отделился от блока