Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Сер. XVI в.
Кол-во листов: 560 л.
Примечания:Датировка. Сер. XVI в. Вод. зн.: 1) Кувшинчик одноручный под розеткой, на тулове литеры «ID» (см. парные зн. на л. 5, 9 и дефектный зн. (без розетки над крышкой) на л. 6, 8 – типа: Briquet, № 12747 – 1563 г.; подобный: РГБ. Ф. 98. № 248 – 40-х гг. XVI в., но с иной ориентацией пантюзо) – основная бум.; 2) Тиара, с перекрестием над крестом на верщине и подвеской в виде литеры «А», два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 271, 272 – подобные: Лихачев, № 418 – 1545 г., типа: Piccard, т. 1, IХ, № 85 – 1547 г.); 3) Голова быка с крестом, обвитым змеей, и кольцом в губе, три близких вида (см. л. 224, 228, 245 – подобные: Piccard, т. 2, ХVI, № 378 – 1538 г.). Л. 1–2 – вставные, трет. четв. XVII в., с восполнением текста. Вод. зн.: Шут семизубцовый, два вида (первый вид: см. л. 2 – близкий: Дианова, Голова шута, № 591 – 1665 г., второй вид: см. л. 3 – подобный: Дианова, Голова шута, № 592 – 1665 г.). Блок. 560 л. (I–V+554 л.+ л. 494а); л. I–V, 550–553 – XIX в. (маш. пр-ва), без основного текста; той же бум. л. 1 с восполнением текста и реставр. подклейки. 1º (28,5 х 19,0). Между л. 323 и 324 вырвана одна тетрадь, от которой сохранились фрагменты; между л. 438 и 439 утрачены, судя по тетрадной нумерации, около 30 л. Письмо. Полуустав в 2 столбца нескольких почерков. Переплет: XIX в.: доски в тисненой коже, верхняя застежка утрачена. Корешок дублирован, в многочисленных утратах и разрывах, проеден жучками. На нижней крышке две кожаные заплаты.
Художественные особенности. Инициалы простые киноварные, некоторые украшены элементами стилизованной растительности. В тексте Толковой палеи писцами оставлены многочисленные пустые места, иногда – листового размера, предназначавшиеся, видимо, для миниатюр. Содержание. Толковая палея (л. 1–326 об.); «Поучение в неделю пред Рождеством Христовым. Евангелие от Матфеа», нач.: «Божественныи апостол и евангелист Матфеи прьвыи преже иных ...» (л. 327–333); «Месяца сентября 8 день слово на Рождество Пресвятыа Богородица», нач.: «В лето написаниа обою на 10 колену Израилеву ...» (333–336); Иоанна Дамаскина Слово на Благовещение, нач.: «Нынешнему честному и цесарьскому собранию ...» (л. 336–343); «Дозде скончаша вещаниа их, аггельства и благочинна алфавиту. Начинает же Иосиф, Мариам, паче же Богородица», нач.: «Услышим прочее что ко Деве праведныи Иосиф [рече]. Нескверну Тя приях от Дому Господня ...» – Беседа Иосифа и Марии, апокриф (л. 343–347 об.); «Месяца декабря 25 день. Поучение на Рождество Христово. Евангелие от Матфеа», нач.: «Исусу рождьшуся в Вифлеоме иудеистемь во дни Ирода царя ...» (л. 347 об.–350 об.); «Евангелие от Марка. Поучение в неделю по Рождестве Христове», нач.: «Отшедшим воълхвом убо се аггел является во сне ...» – фрагмент Толкового евангелия от Марка (л. 350 об.–355); «Поучение в неделю пред Крещением Господним. Евангелие от Марка», нач.: «Зачало Евангелиа Исуса Христова ...» – фрагмент Толкового евангелия от Марка (л. 355–359); «Месяца генваря в 6 день поучение на Крещение Господа нашего Исуса Христа. Евангелие от Матфеа», нач.: «Благаго и человеколюбиваго ...» (л. 359–365); «Поучение в неделю по Крещении. Евангелие от Матфеа», нач.: «Въ время оно услышав Исус ...» (л. 365–368 об.); «Поучение в неделю расслабленаго. Евангелие от Матфеа», нач.: «Многым и великым злом ходатаи бывает ...» (л. 368 об.–375 об.); «Поучение в неделю самаряныни. Евангелие от Иоанна», нач.: «Днесь убо нам евангельскых источник истекает ...» (л. 375 об.–384 об.); «Поучение в неделю слепаго. Евангелие от Иоанна», нач.: «Господу и Богу Спасу нашему Исусу Христу глаголющю июдеом ...» (л. 384 об. – 389 об.); «Поучение в суботу святаго праведнаго Лазаря. Евангелие от Иоанна», нач.: «Господу нашему Исусу Христу по земли шествиа творящу ...» (л. 389 об. – 394); «Поучение в неделю цветную. Евангелие от Иоанна», нач.: «Днесь убо нам в евангельскых источник истачается ...» (л. 394–397 об.); «Месяца августа в 6 день поучение на Преображение Господне. Евангелие.», нач.: «Вси убо владычни праздницы ...» (л. 397 об. – 400 об.); «Слово святаго отца нашего Евсевиа, епископа Александреискаго, о шествии Иоанна Предтечи во ад, почитаемо во святыи великыи четверток», нач.: «Возлюблени, добро есть рещи ...» – апокриф, изд.: Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. Спб., 1890. С. 204–214 (л. 400 об. – 407 об.); «Писание Господа нашего Исуса Христа, иже воспомяну писание евреискым языком, и философом снемше, погребоша тело Исусово. В лета же великаго Феодосиа царя 17 приложи из евреискых во греческая вся елико содеяшеся при Пилате Понтеистем», нач.: «В лето пятнадесятое царства Тевериа кесаря ...» – апокриф (л. 407 об. – 427); «Во святую и великую суботу слово святаго Епифания о боготелесном погребении Господа нашего исуса Христа , и Иосифе, и Никодиме, и о снятии со Креста и положениа въ гробе», нач.: «Что се днесь безмолвие много ...», без окончания – апокриф, изд.: Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. Спб., 1890. С. 214–228 (л. 427–438); «...мяновения приник, зело дивихся благоразумию твоему ... » – Послание Климента Смолятича Фоме (л. 439–452 об.); «Слово Поладиа мниха о Втором пришествии и о Страшном Суде и о будущеи муце и о умилении души», нач.: «Ныне исповедждься душа ...» (л. 452 об.–469); «Месяца сентября в 26 день сказание Прохора, иже бе преставлен на потребу апостоломь, свене брату чадо Стефана прьвомученика и о Иоане Богословци евангелисте», нач.: «Бысть по вознесении Господа нашего Исуса Христа иже на небеса, собрашася вси апостоли въ Егьсимании ...» – апокрифическое Житие Иоанна Богослова, известное также под названием: «Слово о исхождении св. апостола и евангелиста Иоанна Теолога, написано Прохором» (ср.: РГБ. Ф. 304/I. № 800. Л. 2–63) (л. 469 об.–518); Апокалипсис толковый с Предисловием Андрея Кесарийского, без окончания, текст обрывается на гл. 27 «И 6-й ангел воструби ...» (л. 518–549 об.). На л. 554 (с вод. зн. «Тиара») скорописью XVI в. дописано толкование на фразу из 2-й библейской Песни Моисея о Второзаконии: «И очисти Господь землю людии своих»: «Толк. Им же населитися бе христианом на земли избраннои тои ...» Записи и владельческие пометы. На верхних полях л. 254 об. – 255 выполнена запродажная запись: «Василеи Григорьев продал собственую свою лошадь мерина Терент(и)ю рыжаго». Записи с его же именем имеются также на л. 191: «Василей Григорьев ... регистратор Кунин» и др. На л. 238 об. поздняя молитвенная запись. На листах читательские пометы, датированные 1846 и 1849 гг., в т.ч. на л. 327 об.: «Конец Палеи Златоустовы». Там же, скорописным вариантом почерка, писцовая запись: «Благо(да)ре(ние) Богу в конец ...». На обороте нижней крышки переплета старый номер рукописи по каталогу Е.Е. Егорова: «№=387». Сохранность. Блок распадается. На листах следы воздействия влаги; внутренняя сторона листов ветхая, в разрывах. На л. 110, 111 чернила прожгли бумагу. На л. 256 об. текст на втором столбце и на нижних 4-х строках первого столбца закрашен синими чернилами. Л. 494а обрезан по краям, с утратой текста в верхнем внешнем углу