Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №228. Псалтирь с восследованием

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 1629 г.
  • Кол-во листов: 351 л.
  • Примечания: Датировка. 1629 г. Вод. зн.: 1) Якорь в круге, сверху – трилистник (см. парные зн. на л. I , III – близкие: «Рукописне книге музеjа Српске православне цркве у Београду. Водени знаци и датиранье», № 585 – 1630/1640 гг.); 2) Лев в гербовом щите, сверху сфера с крестом и маленький виноград (см. л. IV, 3 а-б, 179 –типа: Каманин, Витвицька, № 524 – 1623 г.); 3) Маленький гербовый щит (сюжет изображения в поле не ясен) (см. л. 104, 134, 137, 194 –подобный зн. в справочниках не выявлен). Л. 4 – пергаменный.
    Блок. 351 л. (I-V+335 л.+л. 3 а–в, 197 а, 274 а, 301 а-д, 324 а); л. I-V, 3 а–в, 197 а, 274 а, 301 а-д, 324 а, 330–334 – без основного текста. 1º (30,2 х 18,6).
    Письмо. Молдавский каллиграфический полуустав.
    Переплет: современен рукописи: доски в тисненой коже, застежки утрачены, заменены одной (в центре).
    Художественные особенности
    . На л. 1, 90, 180, 198, 229, 239 заставки плетеного орнамента (перо, киноварь, чернила), на л. 4 – большая красочная заставка и красочный инициал, все – плетеного орнамента с элементами стилизованной растительности. Киноварные инициалы плетеного орнамента (20): на л. 10, 17, 26 об., 34 об., 43, 54, 63 об., 80, 90, 101 об., 103, 110 об., 118 об., 127, 149, 154 об., 161 об., 171, 180, 199 об. и украшенные стилизованной растительностью. В заголовках украшенное письмо. На нижних полях – продолжения мачт букв, завершающиеся «кринами».
    Содержание. «Чин, егда хощеши пети Псалтырь» (л. 1–3 об.); Псалтырь (л. 4–197 об.); Акафист Пресвятой Богородице (л. 198–228 об.); Чин Параклиса Пресвятой Богородице (л. 229–246 об.); «Егда кто хощет спати, сиа глаголати длъжен есть на кыиждо вечерь по Трисвятемь молитву Исусу Христу», нач.: «Боже вечныи, Царю всекого схзданиа ...» – молитвы на сон грядущий с началом полунощницы (л. 247–254); «Служба святаго причащения» (л. 254 об.–274 об.); «В среду вечер Акафист святым и верховным апостолом Петру и Павлу» (л. 275–301 об.); «Чин како подобает пети Параклис святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову» (л. 302–309 об.); «Великаго святаго апостола Павла исповедание своих греховь повъсежневнное к самому Господу Богу и Спасу нашему Исусу Христу душеспасително, зело полезно въсекому человеку кающомуся о своих гресях волных и неволных» (л. 310–324 об.); «Канон, певаемы(и) мниху в вся дни к Богу нащему Исусу Христу» – Канон Иисусу Сладчайшему (л. 325–329); Пасхальная таблица (л. 335).
    Записи и владельческие пометы. На обороте верхней крышки переплета владельческая запись: «Иерея Авдея Кузьмина. Килия». На нижнем поле л. 4 молитвенная запись: «Помени Господи раба твоего ермонаха Парфение в царство небесное и в жизнь вечнуя аминь»; аналогичная запись на л. 1 об.–2: «Помени Господи раба твоего ермонаха Парфение в царство небесное». На л. 101 об.–111 запись: «В лето 7135 [1627 г.] месяца апреля 30 дни начехом създати зид (Румын.: «стены»). окрест святеи монастир в дни благочестиваго Иоанна Мирона Барновскы воеводы, и быв аз Партение игумен, и съвръшися в дни Александра воеводы в лето 7140 [1632 г.] месяца юлие 27 день, и быв тиж Партение игумен, иже и сътворих и сия Псалтирь, вечна емоу память. и тогда сътворил и поле на оустию Кожушною (М. б. – река близи села Кожушна Страшенского р-на Молдавии; в настоящее время – винодельческий центр) в память себе и родителем своим, и поле на оустию Хъмзопи, да будет ему память в жизнь вечнуя, в непреходимия векы аминь». На л. 89 об. и на нижних полях л. 90–101 общирная запись: «Благопроизволением Отца и съпоспешением Сына и съвръшеие(м) Святаго Духа се аз раб Владыкы и Созателю моему Исусу Христу и поклоник Святеи Троицы, и обещан въ храм Святое Благовещение Богородицы, идеже именуется Бесерекани, и скыт Иосифов, многогрешнии и недостоинии цеща моего невеждествиа ермонах Перфение ученик стараго Варнавы иже быв настоатель в многыя леты, усьрдствова и въжделех с чистою съвестия, и благым помыслом и теплим сердцем от въсею душею. и с помощию от Бога и от Пречистию Его Матерь сътворити мы сию книгу, глаголемаа Псалтирь, иже пророк Давид Святым Духом изложи. и приложих в неи и акафист и параклис Богородици и святому Иоанну Иисусе Сладкы и мало причащение и акафист святым апостолом и иния молитвы многы. и съписах и съвръших якоже мы быше желание сердца моего. еще же от детства моего, яко да будет мы от малыю и от похвалу к Богу прославлеющому в Святеи Троици и яко да улучя жизнь вечнуя и отпущение грехом с нею, и ижде ме постижи съмерть тамо да будет и ижде настаети мя Бог да подам ю ради спасение душе моеи, яко с многыми скръбми сътвори ю. и да не имает воли никтоже взяти ю от мене, а иже покусится възяти ю от мене без моеи воли, таковыи да есть непрощен от Господа Бога и от Пречистию Его Матерь и от святых апостол и от 318 святых отец и от въсех святых и от нас да не прощен и в ин век и в будущии. амин же. в лето 7137 [1629 г.] месяца юня 12 день в дни благочестиваго Иоанна Мирона Барноски и Могила воеводи. в тъжди лето преставися отцу нашему архиепископ Анастасие, митрополит Сучанскыи (В миру – Илия Кримка, выдающийся каллиграф), месяца генваря 19 день в дваи час дни, говорнидъ къгосподарь, паде из души, и присные (?) память его въскоре якоже шум. и в тоже лето преставися и митрополит Лука от земли Влашскои месяца декабря 24 день. Сия написах да ся знает и другии же» [Владычный монастырь Барноска находился в Молдавии, недалеко от ее столицы Яссы; основан молдавским господарем Мироном Бырновским (1626–1630)]. На л. 197 об.: «В лето 7140 [1632 г.] сътворихом зиди окрест святеи монастири». На л. 301 об.: «Преставися рабу божию отцу нашему архиепископ Анастасие и митрополит Сучавскыи во дни благочестиваго Иоанна Мирона Барноскы воеводы в лето 7137 [1629 г.] месяца генваря 19 день в дваи часа дни, говорнидъ съгосподарь, паде из дъше, в настолнии господарь яся, тако преставися смерении. аз Парфение написах да се знает ж иже сътвори сию Псалтир» (киноварью и чернилами). На обороте нижней крышки переплета запись: «В лето от създания мира 7167 [1658/59 гг.], а от Рождества Христова 1659 вруце лето 5, летера пасхалная 30, пострижен бысть многогрешнии и от въсех нижаишии Андрей Туринский рукоположение Мисаил игуменом, тем бо мнишеский чин и дадоша имя ему Анастасие еже есть новое имя»; ниже более поздние записи на румынском языке (кириллицей), датированные 7208 [1700 г.] и 7231 [1723 г.]. На л. 334 и на обороте нижней крышки переплета номер рукописи по каталогу Е.Е. Егорова: «№=530».
    Сохранность. У л. 1, 155, 328 оторван нижний угол, у л. 198–270 подклеены ветхия поля, на л. 310 – разрыв на нижнем поле