Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №226. Сборник служб и житий русским святым с Прологом на май

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Кон. XVI – нач. XVII вв.
  • Кол-во листов: 514 л.
  • Примечания: Датировка. Кон. XVI – нач. XVII вв. (не позднее 1612 г.). Вод. зн.: 1) Латинская буква «В» в гербовом щите под короной и розеткой, с картушем «Nicolas Lebe», два вида (первый вид: без отверстия в верхней петле, см. л. 114, 128, 456 – близкий: Дианова Т.В. «Водяные знаки бумаги изданий О.М.Радишевского нач. XVII в.» (См.: Вопросы славяно-русской палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987. С. 85), № 49 – нач. XVII в.; второй вид: без отверстия в нижней петле, см. л. 331, 452 – подобный зн. в справочниках не выявлен); 2) Кувшинчик двуручный с виноградом над крышкой и литерами «I/CB/О» на тулове (см. три сходных вида на л. II, 6, 9, на л. 3, 21 и на л. 8, 11 – близкие: Дианова, Кувшинчик, № 366 – 1604 г.); 3) Кувшинчик двуручный с розеткой над крышкой и литерами на тулове, два вида (первый вид: с литерами «LC», см. л. 53 – подобный: Briquet, № 12878 – 1596 г.; второй вид: с литерами «GR», см. л. 150, 152 – близкий: Хивуд, № 354 – 1600 г.); 4) Кувшинчик одноручный с розеткой над крышкой и литерами на тулове, два вида (первый вид: с литерами «СМ», см. л. 103, 121 – близкий: Дианова, Кувшинчик, № 27 – 1602 г.; второй вид: с литерами «Т/ВТ», см. парные зн. на л. 223 – близкий: Дианова, Кувшинчик, № 67 – 1600 г. и подобный ему зн. на л. 226); 5) Кувшинчик с розеткой-крестиком над крышкой и листьевидными ручками, на тулове литеры «IV» двойной линией, два сходных вида (первый вид: с двумя ручками, см. л. 35 и второй вид: с одной ручкой, см. л. 34 – оба зн. те же, что и в предыдущей рукописи: Ф. 98. № 225).
    Блок. 514 л. (I–II+ 514 л., после л. 129 следует л. 132 – ошибка нумерации); л. 514 – вкладной, XIX в.; л. I–II – защитные. 1º (29,7 х 18,7).
    Письмо. Полуустав.
    Переплет: современен рукописи: доски в тисненой коже, застежки утрачены. На верхней крышке четыре листьевидные жуковины и плащ, а также две накладные петли для застежек, все – орнаментированное литье, украшенное черной эмалью. На нижней крышки сохранились две круглые простые жуковины и крепления для застежек. Кожа разорвана по сгибам у корешка, в верхней его части – утрачена.
    Художественные особенности
    . На л. 2 заставка широколиственного чернофонного орнамента «старопечатного» типа. Инициалы киноварные, некоторые украшены стилизованной растительностью. В заголовках вязь и украшенное письмо.
    Содержание. Сборник служб и житий (после 6-й песни канона) русским святым на май месяц, с Прологом; загл.: «Книга глаголемая Минея месечная, месяц маи, с новыми чюдотворцы и с прологы, и с житием, и с тропари и с кондаки», предваряется Оглавлением (л. 1–1 об.). В состав помимо общих Проложных чтений, вошли: стихиры прп. Пафнутию Боровскому, 1 мая (л. 2–5), Служба прп. Пафнутию Боровскому с Житием («списано бысть учеником его Касияном, архиепископом Ростовским и Ярославским», нач.: «Сведетель сладок есть зело ...») (л. 8 об.–30); Сказание о перенесении мощей свв. блгв. кнн. страст. Бориса и Глеба, 2 мая, нач.: «По убиении святую мученику Христову Бориса и Глеба ...» (л. 35 об.–36) и Служба на перенесение мощей свв. блгв. кнн. страст Бориса и Глеба с иным Сказанием о перенесении мощей свв. (нач.: «В лето 6580 бысть принесению время святых мученик Романа и Давида ...»), 2 мая (л. 40–53 об.); Служба прп. Феодосию Печерскому с Памятью из Киево-Печерского патерика (нач.: «Феодосии преподобныи отец нашь бе от града Силева ...»), 3 мая (л. 60–80 об.); Служба прп. Антонию Печерскому с Памятью из Киево-Печерского патерика (нач.: «»Князю Ярославу сыну Владимеру княжити в Киеве ...»), 7 мая (л. 112 об.–132); Служба блаж. Исидору Ростовскому с проложным Житием (нач.: «Стих. Твердислов правду тезоименинно наречется ...»), 14 мая (л. 220 об.–265 об.); Служба свт. Исайе Ростовскому с Житием (нач.: «Венец убо многоцветныи ...»), 15 мая (л. 249–265 об.); Служба на обретение мощей свт. Алексея, митрополита Московского со Сказанием (нач.: «Во времена же благочестиваго и христолюбиваго самодерьжца великаго князя Василья Васильевича ...»), 20 мая (л. 313 об.–333); Служба на обретение мощей свт. Леонтия Ростовского с Житием (нач.: «Иже во святых отец наш великии Леонтие рожеися в Костянтине граде ...»), Словом «о внесении телеси ... в новую церковь и о муже исцелевшем у целбоноснаго гроба его» и Похвальным словом, 23 мая (л. 372–405 об.); Служба прп. Ефросинии Полоцкой (без Жития), 23 мая (л. 405 об.–411); Служба прп. Никите Переславскому с Житием и Похвальным словом (нач.: «Никита, преподобныи отец наш, бе рожен и воспитан в Переславле граде ...»), 24 мая (л. 423–441); Служба свт. Игнатию Ростовскому с Житием (нач.: «Прославим всемилостиваго Бога и Пречистую Его Матерь, еже в нынешнее время в последняя лета прояви ...»), 28 мая (л. 480 об.–488 об.).
    Записи и владельческие пометы. На вложенном в рукопись л. 514 (XIX в.) – фрагмент Службы свт. Иоанну Богослову. На л. II об. вкладная запись: «Лета 7120 [1612 г.] се аз Меншик Захаров сын приложил сию книгу Минею к церкви к Ильи пророку и каторыи священник ни будет где, тое яму книги ни продати ни заменити никому, а каторои свещеник подумает тае книгу продати или заменити или простыи человек тако же задумает про тае книгу и не буди на том милость божия отныне и до вака (так!)». На нижнем поле л. 1 еще одна вкладная запись, другим почерком (белорусская скоропись): «Сия книга глаголемая Минея надана бысть до церкви святых богохр(анимых?) апостол Петра и Павла в Минскои церкви брацкои от мещанин(а) минского пана Григорья Перышки вечными чiми (?) при тои церкви до бывает». [Город Минск с XI и до конца XVI в. упоминается в документах как Меньск; на рубеже XVI–XVII вв. начинает использоваться и современное название]. На обороте нижней крышки переплета номер рукописи по каталогу Е.Е. Егорова: «№=231».
    Сохранность. На полях некоторых листов рукописи следы воздействия влаги; л. I, 495, 496, 503, 511–513 отделились от блока, у л. 511–514 поля ветхие