Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №215. Архив московских митрополитов от свт. Киприана до свт. Макария: сборник церковных законодательных документов, грамот, формуляров и постановлений, а также антиеретических (преимущественно – на латинян) и учительных статей

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Трет. четв. XVI в.
  • Кол-во листов: 650 л.
  • Примечания: Датировка. Трет. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Крепость (см. парные зн. на л. 8 – близкий: Piccard, т. 3, XV, № 68 – 1564–1568 гг. и на л. 11 – близкий: Piccard, т. 3, XV, № 70 – 1564–1567 гг.); 2) Сфера под лилией, с сердцем на подвеске (см. л. 4 – подобный: Лихачев, № 3179 – 1560 г.).
    Блок. 650 л. (I-III+647 л.); л. I-III, 645–647 – защитные, кон. XIX в. (маш. пр-ва). 1˚ (30,0 х 19,8).
    Письмо. Полуустав. На верхних углах листов проставлены номера глав сборника (кириллицей).
    Переплет кон. XIX в.: доски в светло-коричневой тисненой коже; застежки утрачены. На нижней доске – четыре жуковины. Кожа на корешке разорвана снизу и по верхнему сгибу.
    Художественные особенности. На л. 1, 4 поздние (посл. четв. XVIII в.?) заставки стилизованного растительного орнамента, на л. 1 – подражание
    Содержание.
    - Оглавление, 77 гл. (л. 1–4);
    - «Слово избранно от святых писании, еже на латыну, и Сказание о составлении осмаго собора латыньскаго и о извержении Сидора прелестьнаго и о поставлении в Рустеи земли митрополитов, о сих похвала благоверному великому князу Василию Васильевичю всея Руси», нач.: «Яко богонасаженныи раи мысленаго въстока ...» (л. 5–36 об.); «Книгы рекомыя Еклисиаст, соборник царя Соломона, нач.: «Глаголи соборника сына Давидова, царя Израилева в Иерусалиме. Суета суетьствиа всячьская суета ...» – ВМЧ, 31 июля, л. 604–610 об. (л. 37–54); «О Пресвятеи Троици от Святых писании», нач.: «В начале бе слово, но не слово без слово ина бо повелениа ...» – ВМЧ, 31 июля, л. 611–617 об. (с др. загл.) (л. 54 об.–71 об.); «Богословиа о Святеи и Живоначалнеи и Единосущнеи Троицы предословие. Сын Божии «Оон», по-росиискому «Сыи», по-греческому «Кепроон» сиречь «превечен», нач.: «Сыи есмь весде и вся ...» – ВМЧ, 31 июля, л. 618–619 об. (с др. загл.) (л. 71 об.–76); Послания и грамоты митрополита Фотия (10): «Послание Фотия митрополита всея Руси в Пьсков, а си грамота, еже от Рожества Господа нашего Исуса Христа до Крещениа тая 12 днии мяса ясти, и о службе» от 23 сентября 6925 (1416) года, «А си грамота о стриголницех вторая» от 22 июня 6935 (1427) года, «А си грамота о стриголницех и о ротникех и о распутницех, и о властех, и у церквах старостять» от 23 сентября индикта 10 (6925 – 1416 г.), «И се о стриголницех» от 23 сентября 6935 индикта 5 (1426) года, «А си грамота о бракех законных и незаконных, и о венчании, и о детином крещении, и о попе неставленом, и о питьи до обеда» от 22 июня (без года), «(О) Олександрове и о Константинове» от 24 сент. индикта в 10 [т.е. 6940 – 1431 г.], «А се о ереех поучениа и о мирянех наказаниа» от 9 сент. индикта в 10 [т.е. 6940 – 1431 г.], «А се что судят миряне попов и казнять их и осужають» [т.е. 6940 – 1431 г.], «А се о ереех и о иноцех и о властех» от 2 февр. индикта 4 [т.е. 6934 – 1426 г.], «А се что судят попов ротою, и что жены от мужеи стригутся таино от черниц» – без даты (л. 76 об.–99, 99 об.–113 об.); Грамоты митрополита Киприана (4): «А се о грамоте установнои старои» от 12 мая 6903 (1395) года, «А се что судят миряне попов и казнять их и осужають» от 12 мая 6903 индикта 3 (1395 г.), «А се о службе и освящении церковном, дано Святеи Троице» от 17 апреля, «О церковных судех и о землях и о пошлинах» от 29 августа (л. 99–99 об., 113 об.–116, 117–118); Послание Евфимия, архиеп. Новгродского: «А се что о прихожих попех с грамотою отпустъною или без грамоты» от 6934 (1428 г.) индикта 4 – ВМЧ, 31 июля, л. 592–635 об. (л. 116–117);
    - «Сказание о срацынскои вере. Начало сеи книзе изложено бысть от латынина Риклада, сущю ему бывшу в чину учителя по закону Сарациньскому, и паки възвративъшюся ему к своеи вере латыньстеи въсвояси (в ркп. – «въвсяси»). Имущю предисловие сицево», нач.: «Колико есть днии раба твоего ...» (л. 118 об.–151);
    - Свт. Василия Великого Слово учительное и «предустроително же о крещении», нач.: «Премудрыи убо Соломон житиа сего вещем времена разделяа ...» (л. 152–162); «Сказание о Феофиле, патриарсе Александреистем, и смерти его, и какова кончина бывает уповающим на тленность, богатство, и како Кирил Философ проклят Иоанна Златоустаго и книги его сожьже, и пакы Пречистаа смири их по смерти Ивана Златоустаго», нач.: «Феофил убо якоже сказують божественая исправлениа ...» (л. 162 об.–164 об.); Христофора (в ркп.: «Архистофора»), архиеп. Александрийского, Повесть «и поучение душеполезно являющи, что уподобися житие се, и о змии», нач.: «Вся убо любимици ихже по всех времен прьвосвященникы ...» (л. 164 об.–174); «Толкование святеи соборнеи апостолстеи церкви», нач.: «Церкви есть небо земное ...» – ВМЧ, 31 августа, л. 1320–1331 (л. 174–200 об.);
    - Сказание «коего ради дела отлучищася от нас латыни, и низвержени быша от превенства своего и от книг поменных, идеже пишутся православнии патриарьси. От многых святых писании», нач.: «В лета 6286 (778 г.) и бе же на седмом съборе ...» – ВМЧ, 31 августа, л. 1343 об.–1344 (л. 201–374 об.);
    - «Слово о крестящихся», нач.: «Мнозии неразумнии человеци махающе рукою ...» (л. 375–376); «Василиа, царя греческаго, Главизны наказателны о нравоучителстве 60 и 6 к сыну своему царю Лву, имущу креграние сице ...», нач.: «Животополезная некаа вещь ...» (л. 376–394 об.); «Фотия, патриарха Конъстянтина града, к римляном о Святом Духу и о приносимем от них опресноку», нач.: « Божественыи убо Григории, нареченыи Двоеслов ...» – ВМЧ, 31 августа, л. 1435–1445 (л. 394 об.– 399 об.);
    - «Слово святаго Козмы просвитера на еретики, препрение и поучение от Божественых книг», нач.: «Вся убо заповеди Господа нашего Исуса Христа дивьна суть ...» – ВМЧ, 31 августа, л. 1447 об.–1459 об. (л. 399 об.–445 об.);
    - «Святаго апостола Павла правила церковная шестьнадесят», нач.: «Первое приходяще к таинству благоверия от диякон ...» (л. 445 об.–447); «Слово о женах от Евангелия, выписано из книги изо Пчелы», нач.: «Глагола к неи Исус: Аз есмь глаголяи с тобою ...» (л. 447–451); «Сказание о церкви Пречистыя честнаго Ея Рождества, яже есть в монастыри женстем на Михалици», нач.: «Поведа некто от честных о церкви Пречистыя ...» – Сказание об основании новгородского Михалицкого монастыря в 1192 г. и о закладке в нем «Ярославлей женой» каменной Рождественской церкви (а также каменного храма Флора и Лавра на Легощей улице) в 1379 г. (л. 451–452); «[Уложение соборное в правословном царствии в богоименитом граде Москве о попех и вдовцех, и еже мзды не имати от поставлениа по правилом святых отец]: Заглавие срезано при позднейшем обрезе переплета; восстановлено по оглавлению», нач.: «Мы, Иоанн, Божиею милостию государь всеа Руси и великии князь, и сын мои князь великии Василеи Иванович всея Руси, что говорил с нами отец наш митрополит Симон всея Руси ...» – Соборное Уложение от 1 сент. 7012 (1503) г. о невзимании с священнослужителей мзды за хиротонию и о летах посвящения в священники (л. 452–455 об.); «Написание вдоваго попа Георгия Скрипицы из Ростова града. Зри внятно», нач.: «Божиею милостию и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа ...» – Георгия Скрипицы «Написание о вдовствующих попех» (л. 455 об.–463); «Указ о земли Ивана Дамаскина», нач.: «Земное устроение ни же четвероуголно, ни же троеуголно, ни же пакы кругло...» – ВМЧ, 31 августа, л. 1471 – 1479 (л. 463–464);
    - «Речи жидовъскаго языка, преложена на рускую речь, неразумное на разум, иже в Евангелии и во Апостоле, и в Псалтыри, и в Паремии, и в прочих книгах», нач.: «Ж(идовск.) акелдама. Р(усск.) село крови...» – ВМЧ, 31 августа, л. 1480 – 1481 (л. 461–468);
    - «Указ о антими(н)се. Антими(н)с есть плат на 4 угла, а в нем вшиты мощи святых отец или святых мученик, а свящает их святитель рекше архиепископ со всем собором. А пишет на нем на все 4 страны, а среди его крест», далее – рисунок киноварью антиминса с изображением в центре Голгофы и с надписью на нем («Подпис около. Сим образом плат, а подпись на плату же:»): «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа в церкви Рождества Господа нашего Исуса Христа и святители или преподобнаго или мученика священа бысть церковь сиа лета 7000 которого будет лета, тако и месяць и день, и того святаго имя рек, на которои день свящаем, при иблаговерном великом книзи имя рек всея Руси и или при архиепископе Великого Новаграда и Пскова владыке имя рек»; далее повторение аналогичного формуляра на подружальном кресте: «А на подружалном кресте подпись: Въдружен бысть крест сии в церкви (в которое имя церковь или святителя, или преподобнаго, или мученика) лета 7000 и которого будет лета, тако же и месяц, и день, при благоверном великом князе имярек всея Руси и при архиепископе Великаго Новагорода и Пъскова владыке имярек» (л. 468–468 об.); Иоанна Златоуста «Наказание о милостыни», нач.: «Велик человек и честен муж ...» и три послания: два без адресата – «имя рек» (нач.: «Господину честнеишему и пречестнеишему Христову рабу ...»; «Еже о Христове возлюбленному и благочестно воспитанному ...») и на Диоскора и на Евтаха (нач.: «Христову и божественому писанию рачителю ...») – ВМЧ, 31 августа, л. 1482, 1484–1485 об. (л. 468 об.–478);
    - «Чин службы святительскиа, егда восхощеть литургисати, и о поставлении священноца, и чтеца, и певца, и подьякона, и диакона, и ерея и прочего священническаго чина», нач.: «Егда убо святитель входит в церковь ...» – ВМЧ, 31 августа, л. 1486 об.–1489 (л. 478–491 об.);
    - Иоанна Златоуста «Устав божественной службы, како достоит священнику с дияконом службу служити», нач.: «Хотящу иерею божественную свершити таину ...» (л. 492–495 об.); Чин на поставление игумена в архимандриты, нач.: «И приводим бывает к святителю игумен ...» (л. 496–497); «Сии устав есть и о игуменех кроме возглашениа, и архимандрича имени, и кроме по лицы», нач.: «Молитва похвальная Пресвятеи Богородици после молебнаго канона ...» (л. 497–500 об.); «Устав, како достоит избирати епископа ...», нач.: «Съзывает митрополит всех епископов ...» – ВМЧ, 31 августа, л. 1493–1497 об. (л. 500 об.–511 об.);
    - Соборное постановление на избрание и наречение митрополитом всея Руси Иосафа «в лето 7047 (1539 г.) февраля в 6 день» вел. кн. Иоанном Васильевичем, архиеп. новгородским Макарием «и со всем священным собором (л. 511 об.–518); «Исповедание Григориево на поставление на митрополию», нач.: «Верую во Единаго Бога ...» (л. 518–519); «Исповедание о поставлении Иоасафа, игумена Троецкаго и великаго чюдотворца Сергия на святеишую митрополью русскую богоспасаемаго града Москвы», нач.: «Аз Иоасаф, смиренныи игумен ...» (л. 519–520 об.); [«Исповедание Даниила, епископа Владимерскаго и Берестиискаго]: Заглавие заимствовано из оглавления; в тексте отсутствует; нач.: «Се яз, смиренныи Данил епископ Владимерьскои и Берестиискыи, что дерзнух поставити ся епископом на ту Володимерьскую епископию от Сидора митрополита и от иных митрополитов, сомудръствующих Сидору ...» (л. 520 об. – 523); «Послание епископа, нареченнаго на митрополию, къ всем епископом о поставлении митрополичьи», нач.: « По благословению Господа Бога Вседержителя ...» (л. 523–524); «Послание от митрополита [Ионы] к царю Татарьскому о своем слузе и о товаре царю Казанскому», нач.: «Волному царю имя рек Иона митрополит Киевьскии ...» (л. 524–524 об.); «Послание от митрополита ко князем, не послушающим матери», нач.: «Благословение имя рек митрополита всея Руси ...» (л. 524 об.–526); «Послание от митрополита Новгородцкому владыце о опасных грамотах поволная, как бы ноугородцким послом приехати доброволно и от(ъ)ехати, о князи о Дмитреи [Шемяке] кровопролитии», нач.: «Благословение имя рек митрополита всея Руси ...» (л. 526 об.–529); «Пращальная грамота Феодосию, архиепископу Ростовьскому, о мясном искушении, понеже прилучися на вечерие Богоявления Господня быти, в день неделныи, сам разрешил на сыр и млеко и рыбу, и миръским человеком на мясо», нач.: «Аз смиренныи Феодосии, архиепископ Ростовскии и Ярославскии ...» от 6963 (1455) г. (л. 529–530 об.); «Жалованная грамота [Ионы митрополита] на наместничество на Киевъское или на иное которое наместничество», нач.: «Милостию Божиею се яз, Иона митрополит Киевьскии и всея Русии пожаловал есми имя рек ...» (л. 531–532); «Послание от митрополита ко князем коли поидуть на поганых за святыя церкви и за вс православное християньство», нач.: «Благословение имя рек митрополита всея Руси нашего смирения ...» (л. 532–533); «Послание от митрополита о поучении православных християн, чтобы от отца духовнаго слушали во всяких духовных делех», нач.: «Благословление имя рек митрополита сыном ...» (л. 533–533 об.); «Рукоположение», нач.: «Божиею милостию и Пречистыя Его Богоматери ...» (л. 533 об.–534 об.); «Грамота прощалная Ионою митрополитом Киевьским и всея Русии Данила епископа Владимерьскаго и Берестиискаго», нач.: «Понеже убо благостию Божиею ...» (л. 534 об.–535); «Послание от митрополита [Ионы] к Еуфимию, архиепископу Великаго Новагорода, ко князю Дмитрею Юрьевичю о измене», нач.: «Благословение Ионы митрополита Киевьскаго и всея Руси о Святем Дусе возлюбенному сыну и сослужебнику нашего смирения Еуфимию ...» (л. 535–536 об.); «Послание от [Ионы] митрополита превысокому благородному славному великому королю [Казимиру] о братстве и о любви с великим князем», нач.: «Превысокому благородному славному великому королю Казимиру Польскому ...» (л. 536 об.–537 об.); «Докончалная грамота великого князя Василия Василиевичя с его молодшим братом со князем Михаилом Андреевичем о братстве и о любви», нач.: « Милостию Божиею и Пречистые Его богоматери и по благословениию отца нашего Ионы митрополита ...» (л. 537 об.–540); «Послание от [Ионы] митрополита ко князю Юрью Семеновичю Лугвентиевичя о преставлении благовернои его княги(н)и Софьи», нач.: «Благословение Ионы митрополита Киевьского и всея Руси о Святем Дусе...» (л. 540–541 об.); «Послание к великому князю [Ивану Васильевичю] архиепископа Ростовьскаго [Васияна]», нач.: «Благоверному и христолюбивому, благородному и Богом венчалному, Богом утверженому в благости, всея вселенныя концех возсиявшему ...» (л. 541 об.–549 об.); «Послание имя рек митрополита всея Руси о утешении жене о мужи умершем», нач.: «Благословение имя рек митрополита всея Русии дчери нашего смирения имя рек. О сих чадо пишу тебе ...» (л. 549 об.–551 об.); «Послание великому князю и похвала», нач.: «Божество в тебе да соблюдется на многа лета...» (л. 551 об.–553); «О поставлении и венчянии царя Мануила на царьство и со царицею», нач.: «В лето 6900 (1392 г.) месяца февруария в 11 (день) в неделю о блуднем (сыне) венчан бысть царь Мануил на царство со царицею святым Антонием патриархом ...» (л. 533–554 об.); «Послание патриарха Иоакима Иерусалимскаго Геронтию митрополиту» от 5 июня 6988 (1480) г. о купце Григории Русине, нач.: «О Святем Дусе возлюбенному сыну нашего смирения пресвященному митрополиту господину Геронтию ...» (л. 555); «Послание от патриарха Иерусалимскаго Иоакима великому князю Василию Васильевичю», нач.: «Славнеишому и благородному великому князю Московьскому и всея Русии господину нашему Василию ...» (л. 555–556); «Духовная грамота великого князя Василия Васильевичя», нач.: «Во имя Святыя и Живоначалныя Троица, Отца и Сына и Святаго Духа и по благословению отца нашего Феодосия митрополита всея Русии ...» (л. 556–562 об.); «Послание Геронтия митрополита всея Руси к великому князю Ивану Васильевичю всея Русии на Угру (В рукописи: «на Углу»)» от 13 ноября [69]89-го (1480) г., нач.: «Благословение Геронтия митрополита всея Русии ...» (л. 562 об.–564); «Писмо датися священноиноку, когда поставят его духовнаго отца», нач.: «Смирение нашего ради своего писмени благословляет честнеишаго в священноинокох имя рек ...» (л. 564–565); «По всему священному и святому брату и съслужебнику Клименту папе ветхаго Рима Иоанн худыи милостию Божиею митрополит Рускии земли: Согласно П. Строеву митрополиты с именем Иоанн стояли во главе Русской митрополии трижды: в 1089, 1090–1091 и в 1164 гг.; все они были греками»; нач.: «Възлюбих еже о Господе любовь твою, о человеке Божии...» (л. 565–565 об.); «Грамоты поволныя и исповеданиа епископов и архиепископов, и митрополичя. Суд и искус боголюбивых епископ. Благодать Пресвятаго Духа. Нашим смирением имеет тя епископом Тферьским» – исповедальные грамоты епископов, митрополитам Фотию, Ионе, Геронтию: Прохора, еп. Сарского и Подонского; Филофея, еп. Пермского; Вассиана, архиеп. Тверского от 9 июня [69]88 (1480) г. – подписана архиепископским дьяком Феодором; Геннадия, еп. Тверского; Вассиана, архиеп. Ростовского; Феодосия, еп. Рязанского и Муромского с грамотой митрополита Фотия от 8 августа 6930 (1432) г.; без заглавия [толкование правила 25 Халкидонского собора о времени поставлении нового епископа в связи с опустением кафедры из-за смерти предыдущего епископа], нач.: «Нецыи от митрополит нерадяще о порученых им пастырех ...» (л. 565 об.–572 об.); без заглавия, нач.: «Во Царскых книгах писано. Аз есмь Еустратие, честь и держава Римьская, ныне же есмь проситель ...» – ВМЧ, 31 августа, л. 1505 об.–1534 об. (л. 572 об.–573);
    - Послание молдавского господаря Стефана Воеводы к вел. кн. Ивану Васильевичу (Грозному) (л. 573);
    - Послание Казимира, короля Польского Стефану Воеводе, а также ответ Стефана Воеводы Казимиру (без заглавия) (л. 573–574); «В лето [69]91 (1483 г.) генваря ся грамота пришла из Грузиньския земли от Иверьского царя Александра», нач.: «Великому царю и государю великому князю низкое челобитие ...» (л. 574–575 об.); Послание Иосифа Волоцкого об уходе из монастыря и оставлении игуменства (без заглавия), нач.: «О Христе отцем и братиям моим нищии ваш чернець Иосиф челом бию. Ведомо о сих вам, как мя понудил князь великии на игуменство ...» (л. 574 об.–575); «Послание князю Дмитрею Юрьевичю [Шемяке]. Грамота была от всех и архиманъдрит» от 29 декабря 6956 (1447) г., нач.: «Господину князю имя рек богомольцы господине твоего брата стареишего великого князя имя рек и вашего благородия общии Ефрем, владыка Ростовьскии, Аврамии, владыка Суздальскыи, Иоана, владыка Рязаньскыи, Варлаам, владыка Коломеньскии ...» (л. 575–587); «А се о диаконех и о диякех, и о подьякех», нач.: «Господину отцу моему Симону митрополиту всея Русии. Сын твои архиепископ Великого Новагорода и Пьскова владыка Генадеи челом бьет ...» – послание Геннадия Новгородского от 7012 (1504) г. – ВМЧ, 31 августа, л. 1535–1542 об. (л. 587–592);
    - «Послание Геронтия митрополита всея Русии к великому князю Ивану Васильевичю всея Русии на Угру», нач.: «Благословение Геронтия митрополита ...» от 13 ноября [69]89 (1480) г. (л. 592–594); «Грамота жаловалная князя великого к его бояром о их вине», нач.: «Се аз имя рек что есим бил челом ...» (л. 594–595); «Докончалная грамота князю великому с митрополитом о людех и о волостех церковных», нач.: «Се яз князь великии имя рек ...» (л. 595–597 об.); «Послание от владык о преставлении митрополичьем [Ионы митрополита]... в лето 6914 (1405 г.) сентябрия в 16 день», нач.: «Благословение и мир и любовь и съединение о Христе о всяком благочестии и поклонение с любовным порадованием Филиппа епископа Суздалского, Ефросима, епископа Муромьскаго и Рязаньскаго, Геронтия, епископа Коломеньскаго и иных имя рек ... а писана грамота сия у трех святительь месяца сентеврия в 12 день индикта 15. По отшествии же сего митрополита и прочии митрополити русстии и до ныне преписывающеи сию грамоту, повелевають в преставление свое в гроб въкладающеся такоже прочитати въ услышание всем» – ВМЧ, 31 августа, л. 1544 – 1546 об. (л. 597 об.–601);
    - без заглавия, нач.: «Сию пасхалию сотвориша и луннои круг на 19 лет пророком Моисеем в жидех, а солнечныи круг от Иоанна Дамаскина на 28 лет ...» – статья о происхождении пасхалии с правилами определения некоторых церк. праздников (л. 601–603); «О святых и пречестных иконах Германа патриярха Констянтина града, аще убо Господня икона есть», нач.: «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помози ми и спаси нас ...» (л. 603–603 об.); «Послание имя рек к митрополиту Великого Новагорода и Пьскова об оставлении архиепископьи», нач.: «Сеи яз имя рек смиренныи архиепископ ...» (л. 603 об.–604); «Грамота отписнаа архиепископу или епископу», нач.: «Милостию Божиею и Пречистые Его Богоматери се яз имя рек архиепископ Великаго Новагорода и Пьскова сие написах о том ...» (л. 604–605 об.); «А се отпись Генадия, архиепископа Великаго Новагорода и Пьскова», нач.: «Господину пресвященномк Симану митрополиту ...» от 26 июня 7012 (1504) г. (л. 605 об.–606); «А се поучение попом», нач.: «Священницы детеи своих духовных наказуите страху Божию ...» – ВМЧ, 31 августа, л. 1548 – 1550 об. (л. 606–612 об.);
    - «В лето 7040 перваго (1533)», нач.: «Князь великии Василеи Иванович всея Русии начат мыслити ехати в свою отчину на Волок на Ламьскии на осень тешитися. И прииде к великому князю весть с поля месяца августа 11 день, за три дни до [Г]оспожина дни, что к Резани идуть безбожнии татарове кримьскые царь Сапькиреи ...» (л. 612 об.–630); «В лето 7044 месяца февраля 17 день такова грамота послана к великому господину Данилу митрополиту всея Русии от архиепископа Макарья Великого Новагорода и Пьскова о поставлении Смоленьского владыки Савы Слепушкина», нач.: «Пресвятеишему и великому господину и отцу нашему Данилу митрополиту всея Русии ...» (л. 630–631 об.); «А се поволная грамота архиепископа Макария Великого Новаграда и Пьскова», нач.: «Се яз, смиренныи архиепископ Великого Новагорода и Пскова владыка Макарии что господин великии отец нашь Данил митрополит всея Русии прислал ко мне грамоту возвещая нашему смирению о епископьи Смоленьскои ...» от 17 февраля 7044-го (1536) г. (л. 631 об.–632); без заглавия [статья об астрологах], нач.: «Елицы хотять приходити к моему смирению имеюще мудрование астрологов и астроновмов и учястных мармении и мафиматов ...» (л. 632 об.–633 об.); без заглавия, нач.: «Государя великого князя диаку государю Михаилу Григърьевичю Елизариева монастыря твои нищеи богомолец старец Филофеи богомолит ...» – Первое послание Филофея дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину, посвященное проблемам летоисчисления и астрологии (кон. 1523 – нач. 1524 гг.) (л. 633 об.–640 об.); без заглавия, нач.: «Государю великому князю Василию Ивановичю всея Русии грешныи чернець Иосиф нищии твои со священникы и з братиею вси соборне со слезами челом бием ...» – послание Иосифа Волоцкого о жидовствующих, помилованных Василием III (л. 640 об.–643); «Указ о мантии патриархове, или архиепископа, или епископа, и о прочих сановницех», нач.: «Глаголю от иже възыскующе и трудолюбне о сих, еже о манътии патриархове ...» (л. 643–644 об.); начало гл. 78, загл.: «Указ о [трегубои алилуи]» (зачеркнуто), нач.: «Господину Афанасию честнеишему во иноцех общеобителеныя Великыя лавры святаго Николы ктитору неизъ...» (текст обрывается, зачеркнут) – анонимное послание 80-х гг. XV в. о трегубой аллилуи (л. 644 об.) – ВМЧ, 31 августа, л. 1554–1569 об.
    Записи и владельческие пометы. На нижнем поле л. 1 запись: «Книга манастырская старая на латынин» (полуустав с элементами скорописи).
    Сохранность. Л. I–III, 1–6 повреждены жучком, края л. 1–4 подклеены по краям и у корешка вержированной бумагой