Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Нач. XVII в. (до 1606 г.).
Кол-во листов: 889 л.
Примечания:Датировка. Нач. XVII в. (до 1606 г.). Вод. зн.: 1) Колесо, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 11, 13, 128 и л. 15, 20, 129 – близкие: Briquet, № 13234 – 1584, 1592, 1598 гг.; второй вид: см. парные зн. на л. 180, 190 – подобные знаки в справочниках не обнаружены); 2) Гербовый щит под короной, в поле – животные и щит (см. л. 168 – подобный: Хивуд, № 479 – нач. XVII в.); 3) Крепость в круглом двойном щите с буквами по периметру (см. л. 728 – типа: Лауцявичюс, № 666 – 1607, 1612 гг.); 4) Орел одноглавый, на груди – две рыбы, под хвостом – литера «N» (см. парные зн. на л. 536, 782 и л. 788 – типа: Хейц, № 302 – 1609 г., Лауцявичюс, № 666 – 1607, 1612 гг.); 5) Две человеч. фигуры (в коронах?), стоящие на лодке, в гербовом шите (см. парные зн. на л. 10 а, 164 б, 228 и л. 197 а, 226, 239 а – зн. этого типа в справочниках не выявлены); 6) Женщина в шляпе, стоящая на решетке (?), снизу литеры «H» и «G» (см. л. 171, 216, 502 – зн. этого типа в справочниках не выявлены); 7) Крест (или два скрещенных молота?) в круглом двойном щите с буквами и розетками по периметру (см. парные зн. на л. 496, 631 и л. 620, 632 – зн. этого типа в справочниках не выявлены). Блок. 889 л. (I+868 л.+ л. 10 а, 164 а-б, 197 а-д, 231 а, 239 а-е, 812 а-в, 863 а); л. 10 а, 164 а-б, 197 а-д, 231 а, 239 а-е, 764 а, 812 а-в, 863 а, 868 – без текста. 1º (30,5 х 18,6). Письмо. Полуустав нескольких почерков. Края листов обрезаны. Переплет. XVIII–XIX вв.: доски в тисненой коже, нижняя застежка утрачена, от верхней сохранился только кожаный ремешок. На нижней крышке две жуковины в виде розеток. Кожа на краях корешка порвана, нижний каптал отделяется от переплета. Художественные особенности. Вязь в заголовках. Содержание. Устав церковный, предваряется Оглавлением, 387 гл. (л. 1–10 об.) и Предисловием, загл.: «О еже со всяким тщанием хранити игумену и не презирати во Уставе положеная вся, и еже не пребывати ему вне монастыря кроме великия нужда, и не нерадити ему о преданных ему душах» (л. 11–12 об.). В составе: «Устав церковней службе, иже во иерусалиме Святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Савы», гл. 1–45 «Саввины главы»(л. 13–58 об.); «А се Марковы. Начало индикту и обновлению, и отданию Введения Святыя Богородица», гл. 46–236 (л. 59–129 об.); «Устав Троицькии Сергиева монастыря», гл. 237–240 (л. 130–145 об.); «Сеи устав и обиход Кирилова монастыря», гл. 241–244 (л. 146–164 об.); «Указ главам Иосифовскаго уставу» – оглавление к Уставу Иосифо-Волоколамского монастыря, 136 гл. (подглавы к гл. 246) (л. 165–167 об.); «Сие же писано последование повседневное о праздницех и о попразднествах, и нарочитым святым» – Устав Иосифо-Волоколамского монастыря, гл. 246 (л. 168–197 об.); «Устав главам Генадиева Уставу» – устав новгородского архиеп. Геннадия, гл. 117 гл. (подглавы к гл. 247) (л. 198 – 200 об.); «Последование церковнаго пения и собрания вселетнаго. Сеи Типик, рекше Устав, на господския праздники и нарочитых святых, на трезвонныя и единозвонныя. Творение господина преосвященного архиепископа Генадиа Великаго Новаграда и Пскова, сведено бысть вкратце от Устава иже во святых отца нашего Савы иже во Иерусалиме. Аще узриши во Святцех у Христова праздника, или у нарочитаго святаго у трезвоннаго, или у единозвоннаго, и ты такова же знамения ищи в сем Уставе, и по тому знамени пои празднику, аще что укажет Устав», гл. 247 (только 96 подглав, для окончания оставлены чистые 6 л.) (л. 201–239 об.); Месяцеслов, гл. 248 (л. 240–534 об.); Обиход, гл. 249–265 (л. 535–561 об.); Последование «Святыя и Великия Сороковицы» (Великого поста), гл. 266 (л. 562–622 об.); Последование Пятидесятницы, гл. 267 (л. 622 об.–660); «Петров пост», гл. 268 (л. 660–662 об.); «Последование по Уставу пребывающим иноком скитьскаго жития, правило о келеином трезвении и о дневном пении, еже мы прияхом от отец наших», гл. 269–351 (л. 663–761 об.); «Сказание главом правилом святых апостол и святых отец седми соборов» – оглавление Апостольских правил, 120 гл. (л. 762–764 об.); «Правила святых апостол и святых 7 соборов преподобных и богоносных отец наших о епископех, и о иереях, и о мнихох, и о людех мирскиа заповеди всякия», гл. 352 (последняя подгл. 120 не дописана) (л. 765–787 об.); «Толкование апостольстеи ии соборнеи церкви», гл. 353–356 (л. 786–805); «Илья архиепископ Новгородцкии исправил с Белоградцким епископом», гл. 357–358 (л. 805–805 об.); «Благословение преосвященнаго Макария митрополита ... Пимину архиепископу Великаго Нова града и Пьскова ... Писана на Москве. Лета 7064-го [1555 г.] декабря в 18 день», гл. 359 (л. 805 об.–807); вторая грамота Макария митрополита к Пимену, нач.: «Да писал еси к нам, что к тебе приходил из Навгородцкия области от некоеи веси ... Писана на Москве. Лета 7066-го [1558 г.] февраля в 6 день», гл. 360–361 (л. 807–809 об.); «Святаго Василия толкование священническаго чину» (л. 809 об.–811); «Изящное разсужение богоносных отец», нач.: «Глаголють: отоиже взыскующе трудолюбнеиших, еже от мантии патриархове ...», гл. 363 (л. 811–812); «Воспрошен бысть великии Иоанн Златоусыи от братии, добро ли, отче, оставити Псалтырь, он же рече: уне есть солнцу предсти от течения, нежели оставити Псалтырь. Сказание Иоанна мниха о Псалтыри, за колико поклонов есть», гл. 364 (л. 812–812 об.); для гл. 365 оставлены чистыми л. 812 а-в; «Часословец», гл. 366–381 (л. 813–836 об.); Пасхалия Геннадия Новгородского, гл. 382–386 (л. 837–863 об.); «Списание, яко подобает есть пред Апостолом глаголати и пети Псалмов Давидовых», гл. 387 (л. 864– 867 об.). Записи и владельческие пометы. По нижнему полю л. 13–32 следует вкладная запись: «Лета 7114 (1606 г.) ноября в 21 день положил сию книгу Устав в дом к Николе Чюдотворцу на Ярославле Двори бывшеи Николскои священник Ияким Васильев сын, а во иноцех священноинок Иона скимник, да его шурин Дорофеи Савельев сын, а прозвище Третьяк, при протопопе Сергии Никитине сыне, да при священницех при священницы при Василии Иванове сыне да при священницы Иларионе Тарасьеве сыне, да при дьякони при Василии Игнатьеве сыне, а поминати священноинока Иону скимника и его родителеи заупокои во вседневных литиях, как и прочих родителеи поминают, а за Дорофея молите Бога о здравии, а по смерти его поминати заупокои. А подписал сию сию книгу Дорофеи Савельев сын сам своею рукою» (полуустав). [Упомянутый храм Николая Чудотворца стоит в Новгороде, на Торговой стороне, на месте Ярославова двора;последний существовал до XVI в. включительно]. На нижнем поле л. 484 почерком втор. пол. XVII в. вставлено указание на память обретения мощей Сергия Радонежского с отсылкой на текст рукописи в конце памятей 5 июня. На обороте нижней крышки переплета старый номер рукописи по каталогу Е.Е. Егорова: «№=975». Сохранность. На листах пятна от капель воска. Л. 214, 215 надорваны от нижнего края. На л. 788 чернила начинают прожигать бумагу, образовав в зеркале текста значительный разрыв. Л. 856, 857 отделились от блока