Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №201. Псалтырь лицевая, с толкованиями св. отцов, собранными митр. Никитой Ираклийским, и дополнительными статьями

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Посл. четв. XVII в.
  • Кол-во листов: 1187 л.
  • Примечания: Датировка. Посл. четв. XVII в. Вод. зн.: 1) «Семь провинций», с литерами «AJ» и контрамаркой «GDG» (подобный: Дианова, Костюхина, № 381 – 1681 г.; основная бумага рукописи); 2) Герб Амстердама, с литерами «AJ» и контрамаркой «IV» (см. л. 312, 313 – близкий: Дианова, Амстердам, № 206 – 1691, 1692, 1693 гг.); 3) Шут пятизубцовый с литерами «ILP» (л. I, II – подобный: Дианова, Шут, № 192 – 1692 г.).
    Блок. 1187 л. (I–III+1192 л.+л. 228 а, 336 а, 1045 а; из-за ошибки хранительской нумерации после л. 250 следует л. 260, после л. 726 следовал л. 627, в связи с чем все последующие листы рукописи были перенумерованы в 2011 г. заново); л. I–III – защитные. 1º (32,3 х 20,2).
    Письмо. Крупный каллиграфический полуустав нескольких (трех?) почерков (л. 1–394, 394 об.–600, 601–1191) и мелкий полуустав (в надписаниях к миниатюрам).
    Переплет современен рукописи: доски в тисненой коже, застежки утрачены. Корешок начинает отделяться от переплета, на нем наклейки: «Псалтырь лицевая рукописная» и старый номер: «177» (кириллицей); на обрезе другой номе: «167» (арабскими цифрами). Обрез тисненый, тонирован охрой под «золото». Кожа потерта, с утратами на краях.
    Художественные особенности. Миниатюры (609) в лист и текстовые, очерковой манеры, пером, чернилами и темперой (нимбы – золотом); большинство имеют киноварные надписания с толкованиями сюжетов: миниатюры к предваряющим статьям (35); выходные миниатюры (2) – на л. 61 (с изображениями Давида Псалмопевца) и на л. 62 об. (композиция «Всяко дыхание да хвалит Господа» к Пс. 150 в красочной рамке стилизованного растительного орнамента); Внутри заставки-рамки на л. 64, возможно, планировалась миниатюра, предваряющая Псалом 1, о чем свидетельствует указание знаменщика: «Иосиф Аримофеи не иде на совет к жидом» (киноварь и почерк те же, что и в надписях к миниатюрам); миниатюры к Псалмам (536) и миниатюры к Библейским песням (32); миниатюры к Последованию отпуста после окончания чтения Псалтыри (4). На л. 1, 64 – красочные заставки-рамки (золото, темпера), на л. 601, 1097 – заставки (первая – перед началом 11 кафизмы, вторая – перед Библейскими песнями); все – широколиственного чернофонного орнамента, в его модификации мастерами Оружейной палаты посл. трети XVII в. (т.н. «московское барокко»), в последствии перенятого выговскими книжниками (перо, чернила, темпера, золото). Большие инициалы (167) в начале рукописи (на л. 1), перед Псалмами, Библейскими песнями и отпустом: широколиственного чернофонного орнамента (156) (перо, чернила, темпера, золото) и «старорусского» орнамента (8) – на л. 67 об., 72, 74 об., 78, 83, 87, 92 об., 96 (темпера, золото); киноварные инициалы, украшенные стилизованной растительностью (2) – на л. 386 об., 400 об. Вязь в заголовках киноварью (на л. 1), «пурпурной» краской (краплак, на л. 601) и золотом (на л. 64).
    Содержание. «Сказание вкратце о Давиде пророце, како царствова во Иерусалиме и от коего роду бысть», нач. «Во дни оны не бысть в Иерусалиме царя, и просиша людие у Самоила пророка царя себе ...» – Сказание о составлении Псалтыри Евсевия Памфила (л. 1–30 об.); «Поучение Савы мниха», нач.: «Аще ли брате бодр еси ...» (л. 31–31 об.); «Сказание о Псалмех того же»: Атрибуция статьи Савве мниху указана в Оглавлении рукописи (л. 40 об.). нач.: «Суть же всех Псалмов 150, от них же 9 составил Давид ...» (32–33 об.); «Ведамо да буди сие», нач.: «Иже с молитвами держащем Псалтырь, да поет себе заутреню и часы и вечерню ...» – Предисловие Василия Великого: Атрибуция текста Василию Великому указана в Оглавлении (л. 40 об.). (л. 33 об.–35); «Се вынесл архимандрит Печерский Феодосий Святыя горы Устав, како тамо живут иноцы в келиях, и чему и нас учили в келиях нашего ради спасения»; нач.: «Воспросил брат наш священноинок Пахомий, честныя обители у Спаса на Вологде в Прилуце, нашего ради смирения о Святогорском житии: Упом. инок Пахомий – ученик св. Димитрия Прилуцкого. (л. 35–36 об.); «Правила и молитвы Давидовым Псалмом», нач.: «Иже благопотребней зде предуставишася: Псалмы Давидовы на исповедание еже к Богу. Псалом 6, 12, 37, 50, 69 ...» (л. 36 об.–38); «Собрание толкованием Псалтыри», нач.: «О(т) различных святых отец в книгу Псалмов собранно от святейшаго митрополита Ираклийскаго кир Никиты ...» (л. 38 об.–39); «Епифаний», нач.: «Псаломския же книги остало есть се бо истязати ...» (л. 39–39 об.), «Молитва Моисея, человека Божия», нач.: «Пятое еже наверх будет возхождения ...» (л. 39 об.–40); Оглавление, включает помимо Псалмов и Библейских песен, перечень 10-ти вводных статей (л. 40 об.– 48); «Сказание како святыи Кирил Философ состави азбуку по словенскому языку и книги преведе от греческиих на словенскии язык», нач.: «Прежде убо словяне еще суще погани не имеяху писмен ...» – «Сказание о письменах» черноризца Храбра, статья в Оглавлении не учтена (л. 48–56); «Разумно да будет, како подобает особо пети Псалтырь, аще иерей глаголет:», нач.: «Благословен Бог наш ...» (л. 56 об.–59), «Беседа о 1-м Псалме», нач.: «Без надписания первый Псалом есть и вторый, убо не требует надписания ...» (л. 59–60); «Святаго Нифонта слог», нач.: «Якоже бо труба вопиющи созывает воины ...» (л. 60 об.–61); Псалмы (150), каждый предваряется общирным киноварным заглавием, истолковывающим прообразующий новозаветный характер текста; на л. 64, в пустой листовой заставке-рамке заглавие к Пс.1 (золотом, вязью и полууставом): «Давида пророка и царя. Песнь кафизма 1. Жидове на господа совет совершевают како Его убити» (л. 64–1096); Библейские песни (9), из которых 1-я, как и Псалмы, предваряется обширным киноварным истолкованием, а остальные Песни – толковыми Предисловиями (л. 1097–1184 об.); Последование отпуста после чтения Псалтыри, без загл., нач.: «По совершении же неколиких кафисм, или всего Псалтиря, и песней «Достойно есть» или «О Тебе радуется», и «Трисвятое», и по «Отче наш» тропарь, глас 5 ...» (л. 1185 –1192).
    Записи и владельческие пометы. По нижним полям л. 64 – 96 следует вкладная запись: «7204 [1696] г(оду) февраля в 10 (или 4?) день дал вкладу сию богодухновенную книгу Псалтырь толковую с лицы в дом Пресвятыя Богородицы Честнаго и славнаго Ея Успения Переславля Залеского в Горицех монастырь в соборную церковь иеромонах Никодим Тороцкои по приказу отца своего духовнаго архимандрита Феодосия в поминовение души ева» [упом. игумен Успенского Горицкого монастыря Феодосий (1692–1695 гг.)]: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. С.-Петербург, 1877. С. 697. Следующий архимандрит Иоасаф упомянут у Строева под 1697–1699 г. На обороте нижней крышки переплета номер по каталогу Е.Е. Егорова: «№ 1051» (дважды, карандаш). Здесь же наклейка с заверительной записью архаизирующим полууставом XIX в.: «Сия книга имеет листов 1190, а листов лицовых 611»; на л. 1101 об. другая заверит. запись (рукой Е.Е. Егорова?): «1184 листов, 614 рис.». На нижнем поле л. 2 помета (латиницей): «Из библиотеки Переславскои семинарии». На л. 1191 об. экслибрис бывших владельцев рукописи: «Братья Першины в Коврове» в овальном штампе (синие чернила).
    Судя по надписаниям на миниатюрах имени Христа «Исус» везде с одним «и», и изображениям восьмиконечных крестов на церквях, книжники, создавшие рукопись, не принадлежали к числу последовательных сторонников Никоновской реформы.
    Сохранность. Краски миниатюр оставляют отпечатки на соседних листах. Л. 328–329, 334–335, 1100–1101, 1191–1192 отделились от блока; л. 335 об.–336 загрязнены, края л. 334–335, 365, 1184, 1191–1192 ветхие, в разрывах; на листах последних тетрадей рукописи масляные пятна. Л. 96, 308, 311, 769, 1157 имеют значительные разрезы от краев, задевая зеркало текста