Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Нач. XVI в.
Примечания:Датировка. Нач. XVI в. Вод. зн.: 1) Тиара (см. парные зн. на л. 2а, 542 – подобный: Piccard, т. 1, XII, № 16 – 1489–1499, 1511–1513 гг. и на л. II, 417 – близкий: Лихачев, № 1387 – 1511 г.); 2) Голова быка с крестом, обвитым змеей, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 1, 39, 251 – близкий: Лихачев, № 1366 – 1508 г., № 2674 – 1490–1510 гг. и на л. 5, 254, 401а – близкий: Лихачев, № 1366 – 1508 г., подобный: Piccard, т. 2, XVI, № 209 – 1490–1493 гг.; второй вид: см. парные зн. на л. 408, 409 – близкие: Лихачев, № 1339 – 1504 г.); 3) Голова быка с розеткой на стержне и треугольной подвеской с перекладинами (см. парные зн. на л. 401, 530 – близкие: Piccard, т. 2, XII, № 794 – 1509–1519 гг.). Блок. 597 л. (I–II + 593 л. + л. 2а, 401а, 518а); л. I–II, 593 – защитные, основной бумаги, л. 2а, 401а – без текста. 1º (31,2 × 20,2). Письмо. Полуустав нескольких почерков, на л. 253 об. – 254 об. с южнославянскими особенностями. Переплет. XIX в. (?). Доски в тисненой коже, застежки утрачены. На обеих крышках ажурные литые наугольники, средники, накладные держатели застежек и замки для них, все – белого металла (серебро?), на подкладке из тонких блестящих слюдяных пластин разных оттенков; крепления застежек – ажурные, с позолотой. К торцам внешних наугольников прикреплены литые ромбовидные жуковины («ножки»). В основе орнамента всех литых деталей – лилия. На верхнем обрезе надпись черными чернилами: «Богослов». Художественные особенности. На л. 3, 4 красочные заставки плетеного орнамента (перо, чернила, темпера). Красочные инициалы терратологического (л. 4) и геометрического (л. 3) типов, киноварью и синей краской. Киноварные инициалы украшены стилизованной растительностью. Вязь в заголовках. На л. 588 об. концовка в виде рисунка чаши в руке (киноварь). Содержание. Слово свт. Григория Богослова на Пасху (начало): «Воскресения день и начало десно... дадим вся воскресению» (л. 1); Оглавление, 16 гл. (л. 2–2 об.); Предисловие: «Святаго Григориа Богослова, чтомых митрополита (И)раклиискаго кир Никиты, анепсеа же, митрополита Сирьскаго», нач.: «Нехотя же божественыи Григорие хиротонисася отцем его священник, заеже състаревшуся отцу его...» (л. 3–3 об.), загл.: «Иже во святых отца нашего Григория, архиепископа Костянтина града, Богослова на Пасху и на опождение. Слово 1» – 16 Слов Григория Богослова, с толкованиями Никиты Ираклийского (л. 4–588 об.). На л. 589–591 об. дополнительное слово: «Того же Богослова к Филагрию ответно», нач.: «Филагрию въпрошавшу о здравии Богослова...». Записи и владельческие пометы. На л. 592 писцовое послесловие: «Писана книга сиа в Кирилове манастыре, а дописал Исак чернец, Корнилиев постриженик. Бога ради господие напишите в Сенаник по смерти». На нижнем поле л. 4 помета: «17 лист» (киноварь). На обороте верхней крышки переплета номер: «№ 476»; на л. I помета: «52 В» (карандаш); на обороте нижней крышки переплета и на л. 593 номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=968». Сохранность. На листах пятна от капель воска; л. 585 выпадает из блока; на л. 417 чернила разрушают бумагу; у л. 517 оторвана нижняя половина (с текстом). Библиография. Бруни А.М. Теологос. Древнеславянские кодексы Слов Григория Назианзина и их византийские прототипы (Россия и Христианский Восток. Библиотека, 6). Москва; Санкт-Петербург, 2004. С. 120 (прим. 1), 179; Сергеев А.Г. Библиотека Корнилиево-Комельского монастыря: проблемы реконструкции // Книжные центры Древней Руси. Кирилло-Белозерский монастырь. Санкт-Петербург, 2008. С. 481. (Писец – Исаак Собака); Синицина М.В. Максим Грек в России. Москва, 1977. С. 63, сн. 8